Курсовая работа|Административное право

Система органов государственной власти: правовые основы

Система органов государственной власти: правовые основы. Защита в 2021 году в Воронеже на отлично.
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marfa

Год: 2021 | Страниц: 36

Введение

Глава 1 Общие положения об органах государственной власти

1.1 Понятие и признаки органа государственной власти, соотношение с понятием «орган государства».

1.2 Виды и классификация органов государственной власти

Глава 2 Характеристика система органов государственной власти

2.1 Законодательные органы государственной власти

2.2 Органы исполнительной власти: понятие и система

2.3 Органы судебной власти

Заключение

Библиографический список

В рамках совершенствования системы государственного управления и продолжающегося поиска путей повышения эффективности государственного управления актуальным является исследование статуса и особенностей компетенции государственных органов.

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства. Именно в деятельности государственных органов реализуется государственная власть, в связи с чем изучение государственных органов Российской Федерации представляется интересным.

В настоящее время в России осуществляется процесс укрепления «вертикали власти». В то же время предпринимаются попытки развития федеративной модели государства путем распределения властных полномочий между органами власти. При этом остаются нерешенными вопросы взаимодействия государственных органов, их организации и полномочий. Вызывает неопределенность и терминология, используемая законодателем: «орган государства», «государственный орган» и «орган государственной власти».

Проблематику, связанную с функционированием органов государственной власти, затрагивали в своих исследованиях многие авторы, такие, как С.А.Авакьян, М.Авдеенкова, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В. Лазарев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Ю.И.Скуратов, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, и другие. Важное теоретическое значение для достижения целей исследования имели работы, посвященные основам конституционного строя России, таких авторов, как В.А.Лебедев, Т.М.Пряхина, Ф.М. Рудинский, Б.С.Эбзеев и другие. Связанность темы исследования с проблемами государственного управления обусловила интерес к работам таких авторов, как Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, Н.И.Побежимова, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов и другие.

Цель исследования – проанализировать понятие, признаки и виды органов государственной власти в российском государстве.

Задачи исследования:

- выявить понятие и признаки государственных органов, соотношение с понятием «орган государства»;

- провести классификацию видов органов государственной власти;

- раскрыть систему органов законодательной власти;

- определить понятие и систему органов исполнительной власти;

- охарактеризовать органы судебной власти.

Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного управления. Предмет исследования – система органов государственной власти.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.

Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.

Структура работы обусловлена обозначенными выше целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на пять параграфов, заключения, библиографического списка.

 

Глава 1 Общие положения об органах государственной власти

1.1 Понятие и признаки органа государственной власти, соотношение с понятием «орган государства»

Государственное управление осуществляется через систему соответствующих органов, их должностных лиц и государственных служащих, образующих управленческий аппарат, наполняющий деятельность государственных органов реальным содержанием. Для выполнения своих задач и функций государство должно иметь целесообразно структурированную государственную власть и четкую систему государственных органов[1].

На сегодняшний день вопрос о соотношении терминов «федеральный государственный орган» и «орган государственной власти» является дискуссионным. В научной и учебной литературе традиционно рассматривается вопрос о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган»[2], а уже в силу федеративного устройства российского государства к данным понятиям применяется классификация по уровню их деятельности на федеральные и региональные.

Термин «орган» имеет несколько значений. Одним из них является государственная или общественная структура, обладающая организационным единством, собственной компетенцией и специальным назначением.

«Орган государства» можно определить как относительно самостоятельную часть государства, предназначенную для выполнения его функций.

«Орган государства» характеризуется следующими признаками: 1) является автономной частью государства, которая учреждается в установленном законом порядке; 2) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах; 3) вправе издавать обязательные к исполнению акты; 4) имеет право применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке; 5) действует от имени государства; 6) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе; 7) источником финансирования его деятельности служат государственный или местный бюджеты.

В Конституции Российской Федерации[3] встречается термин «государственный орган». Так, в статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично или направлять коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации говорится о том, что суд должен руководствоваться законом при вынесении решения, в случае, если при рассмотрении дела было установлено несоответствие акта государственного или иного органа закону.

И.Т. Беспалый и В.В. Полянский называют «государственный орган» (орган государства) частью государственного механизма, имеющую государственно-властные полномочия и собственную компетенцию, действующую от имени государства и непосредственно осуществляющую руководство в определенной сфере общественных отношений специфическими для нее организационно-правовыми формами и методами[4].

Ряд ученых, рассматривая вопрос соотношения терминов «государственный орган» и «орган государственной власти», приходят к выводу, что данные понятия можно использовать в качестве идентичных[5].

Существуют и иные позиции. По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, государственные органы должны обладать следующими чертами: 1) наделены государственно-властными полномочиями; 2) образуются в установленном государством порядке; 3) уполномочиваются государством осуществлять его задачи и функции; 4) действуют в установленном государством порядке; 5) являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации[6].

Органы государственной власти всеми указанными признаками обладают. Однако помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. В этом и состоит принципиальная разница между категориями «орган государственной власти» и «государственный орган». В число государственных органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

«Орган государственной власти» в научной литературе определяется как часть государственного механизма, выполняющая его задачи и функции в пределах своей компетенции[7]. Исходя из указанного определения, авторы называют следующие признаки «органа государственной власти»: создается в соответствии с установленным порядком; обладает властными полномочиями, составляющими его компетенцию; осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. 14 марта 2020 г.) // Российская газета. - 2020. - 4 июля. - № 144.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 45. - Ст. 7061.
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 8 декабря 2020 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ: по сост. на 26 мая 2021 г. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
  5. О внешней разведке: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ: по сост. на 9 ноября 2020 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 143.
  6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I: по сост. на 11 июня 2021 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 366.
  7. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21: по сост. на 20 ноября 2020 г. // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 4. - Ст. 346.
  8. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А.Авакьян. - Учебный курс. Т.1. - М., 2015. - 544.
  9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай: учебник. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.
  10. Безруков, А.В. Конституционное право России / А.В.Безруков: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - 155 с.
  11. Беспалый, И.Т. Государственное право Российской Федерации / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский: учеб. пособие. - Самара, 2008. - 539 с.
  12. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права / Н.А. Богданова: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2013. - 254 с.
  13. Валуйсков, Н.В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н.В. Валуйсков, А.Д. Арутюнян, Л.В. Бондаренко // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С.435-437.
  14. Гончаров, В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально-политический анализ / В.В. Гончаров. - М.: ИД «АТИСО», 2007. - 253 с.
  15. Гришковец, А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция / А.А. Гришковец // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2015. - № 2. - С. 50 - 54.
  16. Земляк, К.М. Законодательная власть как вид государственной власти / К.М. Земляк // Инновационная наука. - 2016. - № 2. - С. 56 - 58.
  17. Зырянов, С.М. Разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти / С.М. Зырянов // Журнал российского права. - 2013. - № 5. - С. 18 - 21.
  18. Кешикова Н.В. Порядок формирования государственных органов как конституционно-правовая категория / Н.В. Кешикова // История государства и права. - 2010. - № 15. - С. 39 - 43.
  19. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин: учебник. - М.: Проспект, 2020. - 594 с.
  20. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. - М.: Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
  21. Кравцова, Е.А. О некоторых проблемах формирования системы государственных органов в Российской Федерации / Е.А.Кравцова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2016. - № 2. - С. 60 - 64.
  22. Лукин, М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации / М.М. Лукин // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 1 (68). - С. 113-117.
  23. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. / М.Н. Марченко - М.: Норма, 2018. - 304 с.
  24. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Дело, 2017. - 528 с.
  25. Миронов, А.Л. Понятие государственного органа и его место в государственном регулировании / А.Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - №4. - С.40-42.
  26. Непомнящая Е.В. Государственные органы: понятие, признаки и классификация / Е. В. Непомнящая // Modern Science. - 2019. - № 4-2. - С. 288-291.
  27. Петров, М.П. Теоретические проблемы совершенствования правовой основы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества / М.П. Петров // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 9. - С. 9 - 12.
  28. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / под ред. Л.Л. Попова / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 318 с.
  29. Система органов государственной власти России: учеб. пособие / под ред. Б.Н. Габричидзе и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 479 с.
  30. Спиридонов, П.Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной̆ власти Российской̆ Федерации / П.Е. Спиридонов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2019. - № 2. - С. 38 - 43.
  31. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2018. – 636 с.
  32. Червонюк, В.И. Теория государства и права / В.И.Червонюк: учебник. - М.: Инфра-М, 2014. – 703 с.
  33. Черкасов, К.В. К вопросу о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» / К.В. Черкасов // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 84-85.
  34. Шарова, Т.В. Судебная система Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности органов судебной власти в современных условиях / Т.В. Шарова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 1. - С. 4 - 8.
  35. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации / С.М. Шахрай: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - 624 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2018 год 24 стр.
Курсовая Правовые акты органов государственного управления
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2019 год 28 стр.
Курсовая Административно-правовые отношения и административно-правовые нормы
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское