Введение
Глава 1 Общие положения об органах государственной власти
1.1 Понятие и признаки органа государственной власти, соотношение с понятием «орган государства».
1.2 Виды и классификация органов государственной власти
Глава 2 Характеристика система органов государственной власти
2.1 Законодательные органы государственной власти
2.2 Органы исполнительной власти: понятие и система
2.3 Органы судебной власти
Заключение
Библиографический список
В рамках совершенствования системы государственного управления и продолжающегося поиска путей повышения эффективности государственного управления актуальным является исследование статуса и особенностей компетенции государственных органов.
Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства. Именно в деятельности государственных органов реализуется государственная власть, в связи с чем изучение государственных органов Российской Федерации представляется интересным.
В настоящее время в России осуществляется процесс укрепления «вертикали власти». В то же время предпринимаются попытки развития федеративной модели государства путем распределения властных полномочий между органами власти. При этом остаются нерешенными вопросы взаимодействия государственных органов, их организации и полномочий. Вызывает неопределенность и терминология, используемая законодателем: «орган государства», «государственный орган» и «орган государственной власти».
Проблематику, связанную с функционированием органов государственной власти, затрагивали в своих исследованиях многие авторы, такие, как С.А.Авакьян, М.Авдеенкова, Н.А.Боброва, В.Г.Вишняков, Ю.А.Дмитриев, Т.Д.Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В. Лазарев, В.О.Лучин, О.В.Мартышин, Н.А.Михалева, А.М.Николаев, Ю.И.Скуратов, Т.Я.Хабриева, В.Е.Чиркин, и другие. Важное теоретическое значение для достижения целей исследования имели работы, посвященные основам конституционного строя России, таких авторов, как В.А.Лебедев, Т.М.Пряхина, Ф.М. Рудинский, Б.С.Эбзеев и другие. Связанность темы исследования с проблемами государственного управления обусловила интерес к работам таких авторов, как Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, Н.И.Побежимова, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов и другие.
Цель исследования – проанализировать понятие, признаки и виды органов государственной власти в российском государстве.
Задачи исследования:
- выявить понятие и признаки государственных органов, соотношение с понятием «орган государства»;
- провести классификацию видов органов государственной власти;
- раскрыть систему органов законодательной власти;
- определить понятие и систему органов исполнительной власти;
- охарактеризовать органы судебной власти.
Объект исследования – общественные отношения в сфере государственного управления. Предмет исследования – система органов государственной власти.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского законодательства.
Структура работы обусловлена обозначенными выше целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на пять параграфов, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Общие положения об органах государственной власти
1.1 Понятие и признаки органа государственной власти, соотношение с понятием «орган государства»
Государственное управление осуществляется через систему соответствующих органов, их должностных лиц и государственных служащих, образующих управленческий аппарат, наполняющий деятельность государственных органов реальным содержанием. Для выполнения своих задач и функций государство должно иметь целесообразно структурированную государственную власть и четкую систему государственных органов[1].
На сегодняшний день вопрос о соотношении терминов «федеральный государственный орган» и «орган государственной власти» является дискуссионным. В научной и учебной литературе традиционно рассматривается вопрос о соотношении понятий «орган государственной власти» и «государственный орган»[2], а уже в силу федеративного устройства российского государства к данным понятиям применяется классификация по уровню их деятельности на федеральные и региональные.
Термин «орган» имеет несколько значений. Одним из них является государственная или общественная структура, обладающая организационным единством, собственной компетенцией и специальным назначением.
«Орган государства» можно определить как относительно самостоятельную часть государства, предназначенную для выполнения его функций.
«Орган государства» характеризуется следующими признаками: 1) является автономной частью государства, которая учреждается в установленном законом порядке; 2) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах; 3) вправе издавать обязательные к исполнению акты; 4) имеет право применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке; 5) действует от имени государства; 6) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе; 7) источником финансирования его деятельности служат государственный или местный бюджеты.
В Конституции Российской Федерации[3] встречается термин «государственный орган». Так, в статье 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично или направлять коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации говорится о том, что суд должен руководствоваться законом при вынесении решения, в случае, если при рассмотрении дела было установлено несоответствие акта государственного или иного органа закону.
И.Т. Беспалый и В.В. Полянский называют «государственный орган» (орган государства) частью государственного механизма, имеющую государственно-властные полномочия и собственную компетенцию, действующую от имени государства и непосредственно осуществляющую руководство в определенной сфере общественных отношений специфическими для нее организационно-правовыми формами и методами[4].
Ряд ученых, рассматривая вопрос соотношения терминов «государственный орган» и «орган государственной власти», приходят к выводу, что данные понятия можно использовать в качестве идентичных[5].
Существуют и иные позиции. По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, государственные органы должны обладать следующими чертами: 1) наделены государственно-властными полномочиями; 2) образуются в установленном государством порядке; 3) уполномочиваются государством осуществлять его задачи и функции; 4) действуют в установленном государством порядке; 5) являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации[6].
Органы государственной власти всеми указанными признаками обладают. Однако помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы. В этом и состоит принципиальная разница между категориями «орган государственной власти» и «государственный орган». В число государственных органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.
«Орган государственной власти» в научной литературе определяется как часть государственного механизма, выполняющая его задачи и функции в пределах своей компетенции[7]. Исходя из указанного определения, авторы называют следующие признаки «органа государственной власти»: создается в соответствии с установленным порядком; обладает властными полномочиями, составляющими его компетенцию; осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.