Введение
- Понятие и признаки субъекта административной юрисдикции
1.1. Понятие субъекта административной юрисдикции
1.2. Виды субъектов административной юрисдикции
- Рассмотрение дела об административных правонарушениях
в судах общей юрисдикции
2.1. Особенности подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях
2.2. Особенности принятия решений судьями по делам об административных правонарушениях
2.3. Ответственность и особенности формирования наказания
Заключение
Список использованной литературы
Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило и его отдельное правовое регулирование. Обращение к сложившимся процессуальным принципам, понятиям и конструкциям также развивает данную сферу судебной деятельности. Можно говорить о становлении и совершенствовании наряду с гражданским и арбитражным процессом также судебного административного процесса, отражающего влияние концепции судебной власти на правила и порядок рассмотрения споров в сфере публичного права.
Цель исследования – выявить виды и статусы участников административного судопроизводства.
Задачи исследования:
- сформулировать понятие и признаки субъекта административной юрисдикции;
- определить виды субъектов административной юрисдикции;
- проанализировать рассмотрение дела об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: выявить особенности подготовки к рассмотрению дел об административных правонарушениях, принятия решений судьями по делам об административных правонарушениях; ответственность и особенности формирования наказания.
Объект исследования – общественные отношения в сфере регулирования положения участников административного судопроизводства.
Предмет исследования - виды и статусы участников административного судопроизводства, в частности, судей как субъектов административной юрисдикции.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского административного законодательства.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы основного текста, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
1. Понятие и признаки субъекта административной юрисдикции
1.1. Понятие субъекта административной юрисдикции
Субъектный состав административно-правовых отношений образуют:
- органы исполнительной власти (государственного управления);
- должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;
- индивидуальные субъекты административного права - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации;
- коллективные субъекты - предприятия, учреждения, иные коммерческие и некоммерческие организации;
- органы местного самоуправления.
Понятие «субъект административной юрисдикции» должно быть производным от родового понятия «субъект административно-деликтного права» и наиболее общего понятия «субъект права». Для всех отраслей права понятие «статус субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты. Так, необходимо обратиться к анализу данных терминов, раскрываемых соответственно в теории административного права и в общей теории права.
Целая плеяда ученых-административистов, таких, как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.Ю. Хаманева, выделяют следующих субъектов административного права: органы (должностные лица) исполнительной власти, органы (должностные лица) местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, граждане[1].
Используя правовой постулат «субъект права - это абстрактный участник абстрактного правоотношения» и учитывая особенности административно-правового регулирования, основанием классификации субъектов административного права правильнее было бы рассматривать их правовое положение в механизме государственного управления. Поэтому в науке административного права полезнее было бы говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных, т.е. первая группа субъектов - это властные субъекты (субъекты административной юрисдикции), а вторая группа - невластные.
Таким образом, представляется возможным сформулировать следующее определение субъекта административной юрисдикции: «Субъект административной юрисдикции - это определенное нормативным правовым актом лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию решений по ним в установленных порядке и формах»[2].
Дела, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений, в России всегда рассматривались и разрешались судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Системы административных судов, по образцу ряда европейских стран, у нас никогда не существовало. Процессуальные же правила рассмотрения этих дел всегда закреплялись в Гражданском процессуальном кодексе РФ[3] - ГПК РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ[4] - АПК РФ соответственно. Однако ни в одном из когда-либо существовавших процессуальных законов не содержалось четкого и ясного определения «публичного правоотношения» и критериев отграничения споров, возникающих из указанных правоотношений, от дел гражданско-правового характера[5].
Суд, рассматривающий публично-правовое дело, всегда был заметно более процессуально активен, чем при рассмотрении гражданско-правовых споров. Он был вправе истребовать доказательства по собственной инициативе, выходить за рамки не только доводов заявителя, но и его требований, обязывать публичный орган являться в судебное заседание. Нельзя отрицать того, что эти возможности суда также способствуют более качественной защите частных лиц и также являются логическим продолжением состязательности, которая прежде всего имеет целью создать максимально равные условия для всех участников судебного разбирательства[6].