Введение
1. Теоретические основы создания и поддержания монополии в отрасли
1.1. Сущность монополий
1.2. Виды монополий и их регулирования
2. Анализ состояния монополий в России
2.1. Особенности российских монополий
2.2 Проблемы монополий в России
3. Пути совершенствования регулирования монополий в России
Заключение
Список использованных источников
Монополии появлялись в экономиках разных стран в различные периоды их экономического развития и в настоящее время предстают весьма распространенным явлением. Российская Федерация не стала исключением: в нашей стране монополии существуют преимущественно в топливно-энергетическом комплексе, в области железнодорожных перевозок, связи, водоснабжения, газоснабжения и многих других. Они выступают важным элементом функционирования любого государства и оказывают влияние на процесс его развития.
Цель курсовой работы – исследовать способы создания и поддержания монополии в отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы монополий и их регулирование;
- проанализировать состояние монополий в России;
- выявить совершенствования регулирования монополий в России.
Объектом исследования являются монополии как социально-экономическое явление.
Предмет исследования – создание и поддержание монополии в отрасли.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МОНОПОЛИИ В ОТРАСЛИ
1.1. Сущность монополий
Понятие «монополия» имеет множество определений. Монополия (греч. monopolia – продаю один) – это экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца, продающего товар, у которого не имеется близкого заменителя, аналогов.
Некоторые исследователи определяют монополию как противоположность конкуренции, монополия существует при наличии одной фирмы, производящей продукт, не имеющий близкого заменителя.
В свою очередь, Е. Е. Румянцева в «Новой экономической энциклопедии» приводит несколько определений монополии:
– два исторических:
1) исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации (группе организаций) или физическому лицу (лицам) на осуществление какой-либо деятельности (подобных правовых норм в современном законодательстве нет);
2) в марксистско-ленинской политической экономии – крупные объединения капиталистов (картели, синдикаты, тресты и др.) (не употребляется, так как формы организации существуют, но не занимают доминирующего положения на рынке);
– два современных:
3) одна из моделей рынка – рынок чистой монополии;
4) характеристика продавца товара, занимающего доминирующее положение на рынке, а также соответствующего и другим критериям.
Также существует большое количество различных классификаций ее видов. Один из наиболее распространенных видов – абсолютная монополия и ее разновидности: естественная и производственная.