ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
1.2 ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РФ
- ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ МОДЕЛЕЙИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.2 ПОСТРОЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ПММ»
- ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
3.1 ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
3.2 ВЫБОР ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТА «ПММ »
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В условиях рыночной конкуренции обоснование и формирование инновационной стратегии развития предприятия - одна из важнейших функций стратегического планирования и управления его хозяйственной деятельностью. В настоящее время целостная система оценки такой стратегии отсутствует.
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятий, ориентирующихся на внедрение инновационных разработок. В настоящее время она сдерживается из-за неблагоприятного делового климата, обусловленного, с одной стороны, излишним вмешательством государства в хозяйственную деятельность, с другой - неактивной его ролью в защите прав собственности и создании равных условий для конкуренции.
Целью данной работы является определение источников финансирования инновационных проектов для предприятий.
Для решения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические основы инновационной деятельности
- изучить особенности построения финансовых моделей
- осуществить построение финансовой модели инновационного проекта
- определить наиболее эффективные источники финансирования для финансовой модели
Объектом исследования в данной работе является инновационный проект «ПММ».
Предметом исследования выступает поиск эффективных источников финансирования инновационных проектов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели инновационного проекта, на примере которого будет определен наилучший источник финансирования для реализации проекта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
Инновации – (с англ. «innovation» – новшество, нововведение, новаторство) современная наука понимает достижения различных областей науки, применение которых повышает эффективность функционирования социально- экономической системы (организации, предприятия, национальной экономики). [4 с. 7]
В рыночной экономике, особенно на современном этапе ее развития, применение инноваций является принципиальным условием успешной предпринимательской деятельности. Однако не следует сводить значение инноваций только к их влиянию на результаты бизнеса: применение достижение общественных наук (социальные, в том числе политические инновации) часто имеет, по крайней мере, не меньшее значение для развития (в том числе экономического) социума.
Вопрос о роли гражданского права в регулировании инновационной деятельности в контексте Гражданского кодекса РФ вызывает множество дискуссий в научном сообществе и является актуальнейшей темой для исследований. Одним из факторов неразвитости инновационной экономики называют, в том числе, несогласованное законодательство, в котором с одной стороны сформулированы меры государственного стимулирования инновационной деятельности, с другой – отсутствуют основные понятия и критерии инновационных отношений. [1 с. 6-7]
В механизме воздействия инноваций на экономическую результативность можно выделить две составляющие, которые на практике часто действуют одновременно. [5 с. 32]
Во-первых, дополнительные издержки, связанные с научными достижениями и их внедрением, позволяют более существенного снизить текущие операционные издержки субъектов хозяйствования, на этой основе, создать условия абсолютного снижения цен, и как следствие, рост объемов продаж и прибыли.
Во-вторых, использование научных достижение, повышает качество производимого продукта и его потребительскую ценность. В этом случае дополнительные издержки компенсируются за счет более высоких цен на продукт, увеличение которых, ниже роста качества, что создает дополнительную прибыль.
Первым, кто ввел понятие инновации, как отдельной экономической категории, был Й. Шумпетер, он отмечал, при этом, не выделяя достижения науки, влияние новых комбинаций, разнообразных факторов на динамику экономического роста. [28 с. 48] Й. Шумпетер считал типичными инновациями:
- Производство новой продукции или усовершенствование уже производимой путем добавления новых свойств и функций.
- Использование нового вида сырья.
- Изменение системы управления социально-экономической системы.
- Освоение новых рынков сбыта (географические сектора, так и потребительские сегменты)
Инновационный проект – проект в сфере технологического развития, предусматривающие увеличение имущества компании за счет включения в имеющуюся систему активов дополнительных нематериальных активов.
Рассмотрим стадии развития инновационного проекта:
Seed стадия, она же посевная, это первый этап, когда компания находится на стадии формирования, имеется только лишь идея или проект, производится процесс создания команды, проводятся маркетинговые исследования и НИОКР. [30 с. 37] На данном этапе, источники финансирования ограничены, и в качестве вариантов можно рассматривать вложения со стороны семьи и друзей, либо получении субсидий и грантов от государства.
Start up стадия, компания недавно сформировалась, имеется опытные образцы, попытки выхода продукции на рынок.
Early growth стадия, она же стадия раннего роста, компания выпускает, и коммерчески реализует готовую продукцию, но при этом, не имеет устойчивой прибыли. Здесь в отличии от предыдущих этапов появляется возможность воспользоваться банковским кредитованием.
Expansion стадия, стадия расширения, когда компания уже занимает определенные позиции на рынке, начинает получать стабильную прибыль, и ей становится необходимо расширяться. Здесь основными источниками финансирования будут фонды прямых инвестиций, банки и выход на фондовый рынок.
Exit, стадия выхода, этап развития компании, на котором происходит продажа доли инвестора другому инвестору, первичное размещение на фондовом рынке (IPO) или выкуп менеджментом (МВО). [14 с. 62-63] Продажа происходит по ценам, намного превышающим вложения, что позволяет инвесторам зафиксировать значительные объемы прибыли.
Для формирования эффективных и действенных методических подходов к решению комплекса задач экономики и управления инновационной деятельностью необходима объективно обоснованная классификация инноваций. [10 с. 64]
Современный международный подход к построению системы статистических данных об инновациях предполагает их классификацию по 10-ти признакам:
- Предметные области научно-технического и социального процесса
- Методы анализа и источники получения информации.
- Причины возникновения
- Цели разработки и сферам возникновения
- Преемственность
- Особенности процесса распространения
- Глубина вносимых изменений
- Тип новизны для рынка
- Место в системе организации
10)Уровень разработки и масштабы распространения
По предметным областям научно-технического и социального прогресса выделяют восемь видов инноваций, которые используются, для удовлетворения потребностей человека; в химии; в металлургии; в производстве текстиля и бумаги; в строительстве; в горном деле и т.д.
В каждой из этих отраслей применяются достижения разных наук, затраты на получение и внедрение которых, а также их экономический потенциал принципиально отличаются.
По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают: [11 с. 65-66]
- Инновации – зародыши новых продуктов, выявленные с помощью методов анализа информации в научной публицистике на начальных этапах зарождения.
- Новые конкурентоспособные изделия, готовящиеся к производству фирмами-конкурентами.
- Товары-аналоги, выявленные экспертами с помощью анализа, основанного на использовании одинаковых патентов и активности публикаций в данной сфере.
Применение этой классификации позволяет точно определить направленность и снизить затраты на информационный поиск в каждом конкретном случае, выявления возможностей использования инноваций.
По причинам возникновения инновация делят на стратегические, применение которых соответствует перспективным задачам развития социально-экономической системы и реактивные, вводимые, как реакция, на действия конкурента. [18 с. 40-41]
- Законопроект о внесении изменений в части первую, вторую, третью и
четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Режим доступа: http://www.rg.ru/2017/09/14/gk-izm-site-dok.html
- Бабич В.Н. «Инновационная деятельность» – М.: ИНФРА-М, 2014 – 250 с.
- Валдайцева С.В. «Оценка бизнеса и инноваций». Методические
рекомендации – М.: ИНФРА-М, 2014. – 398с.
- Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. «Методы управления инновационной
Деятельностью»: Учебное пособие. – М., 2014
- Глазев С.Ю. «Теория долгосрочного экономического развития».-М.: Владор,2015. – 210с
- Денисов Г.А. «Прикладная наука и инновационная деятельность» – М.: Прогресс, 2012. – 410с.
- Друкер П.Ф. «Инновационные понятия: Практика и принципы L.:Pan Books», 2015. – 548с.
- Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.Н. «Инновационный менеджмент». Учебник – М.: ИНФРА-М, 2013
- Ильенкова С.Д. «Инновационный менеджмент». Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 320с.
- Калбуров С.В. «Инновационные процессы в промышленности России» М., 2014. – 368с.
- Кирьянов А.Г. «Воспроизводство инноваций в рыночной экономике Ростов на Дону: изд-во Ростовского ун-та», 2015. – 380с.
- Ковалев В.В. «Основы инновационного менеджмента». – Юнити-Дана, 2012. 128 с.
- Кокурин Д.Н.«Инновационная деятельность» – М.: ИНФРА,2013–522с
- Крылов Э.И., Журавкова И.В. «Анализ эффективности
инвестиционной деятельности»: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 384с.
- Митякова О.И. «Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит» № 13, 2014. – С. 6-9.
- Михайлов Р.А. и др. «Управление инновационными проектами»:
Учебное пособие / Под общ. ред. Ф.-Й. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабова. СПб., 2015.
- Морозов Ю.П. «Инновационный менеджмент» Учебное пособие. – М.: Прогресс, 2014. – 326с.
- Оголева Л.Н., Радиновский В.М. «Инновационная деятельность
Предприятия»: Учебное пособие.-М.: Изд-во Финансовой академии при Правительстве РФ, 1997. – 624с.
- Сайто Б. «Инновация как средство экономического развития».-М.:
Прогресс, 2016. – 480с.
- Пелих А.С. «Экономика предприятия», 3-е изд., 2014. – 608с.
- Пилипенко А.В. «Инновационная активность российских
предприятий: условия роста». – М.: Маркет Д.С., 2013. – 432 с.
- Пригожин А.И. «Нововведения: стимулы и препятствия».-М.:
Политиздат,2014. – 526с.
- Твисс Б. «Управление научно-техническими нововведениями». - М.: Экономика, 2015. – 318с.
- Титов А.Б. «Маркетинг и управление инновациями». - СПБ:
Наука, 2014. – 418с.
- Трифилова А.А. «Управление инновационным развитием
предприятия». – М.: Финансы и кредит",2013 – 205
- Федорович В.О.,«Управление финансами крупных 2012. № 40. С.47-55.
- Шепелев Г.В. «Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации» // № 2, 2015. – С. 4-7.
- Шумпетер И. «Теория экономического развития». - М.: Прогресс,
- – 624с.
- Янковский К.П., Мухарь И.Ф. «Организация инвестиционной и
инновационной деятельности». – СПб: Питер, 2014. – 448с. https://www.rbc.ru