ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие источников права
1.2. Классификация источников права
ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Общие положения
2.2. Единый социальный налог
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке значительно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно возросла необходимость их подробного и глубокого изучения в праве социального обеспечения.
В период развития демократического права социального государства роль права социального обеспечения, определяющего условия и условия граждан, нуждающихся в защите, усиливается за счет прямой связи права на их практическое применение компетентными органами. В связи с этим необходимо провести сравнительный анализ источников законодательства о социальном обеспечении зарубежных стран, обобщить их законодательный опыт, выявить основные тенденции развития этой отрасли законодательства и изучить возможность заимствования определенных норм и институтов и внедрения их в законодательство Российской Федерации.
В праве социального обеспечения наблюдается тенденция к увеличению числа, разнообразия источников, возникновению новых видов, таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, типовые законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, местное самоуправление, соглашения о социальном партнерстве, местные акты. Продолжается обсуждение вопроса о признании судебного прецедента в качестве источника права.
Необходимость поиска источников права социального обеспечения, объективно, также связана с утверждением принципов правового государства, социального государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, что на практике зачастую весьма проблематично. Для того чтобы сделать Источники права совершенными и действенными, необходимо добиться серьезных положительных последствий как в рамках закона, так и в рамках закона.
Степень изученности данного вопроса является достаточно высокой, свои работы проблемам исследования зарубежных и отечественных источников права социального обеспечения посвящали такие ученые как: Кобзева И.С., Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В., Шахаев М.В., Мачульская Е.Е. и др.
Предмет исследования - международное и отечественное законодательство в сфере права социального обеспечения.
Объект исследования – актуальные современные источники права социального обеспечения в России и мире.
Цель курсовой работы – проанализировать источники права социального обеспечения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие источников права социального обеспечения;
2) рассмотреть классификацию источников права социального обеспечения;
3) проанализировать общие положения финансирования социального обеспечения в России;
4) выявить проблемы взимания единого социального налога;
5) сделать выводы по теме исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие источников права
Термин «источник права» обычно имеет два значения.
Первый раскрывает причину создания права. Государство выступает в первую очередь силой, которая закрепляет в праве волю и интересы народа реальную силу, создавая информацию, связанную с регулированием и обеспечением их исполнения, в том числе, естественно, принудительной.
Второй смысл понятия источника права характеризует его правовую природу как внешнюю форму выражения правовых требований, как «резервуар, в котором находятся правовые нормы», как «оболочку существования правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленных на законодательное регулирование общественных отношений, независимо от их содержания. В этом смысле он определяет результаты юридической деятельности.
В российском праве, как и ранее в советском праве, единственным средством внешнего выражения правовых требований и придания им обязательного характера являются нормативные правовые акты компетентных органов, что в полной мере относится к источникам права социального обеспечения. Эти акты вместе образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком смысле этого слова), регулирующее совокупность социальных отношений, составляющих предмет данной отрасли российского права.
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Эти источники права являются частью всего российского законодательства и имеют приоритет перед всеми российскими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, источниками права социального обеспечения являются различные нормативные правовые акты, регулирующие совокупность социальных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
Марченко М. Н рассматривает установление законов как деятельность государства, направленную на установление правовых норм или признание правовых или иных социальных норм на основе знания законов экономического развития общества.
Правовое творение является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что источниками права являются внешние формы выражения правовой деятельности государства, посредством которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Смирнова М. О. считает, что нормы права воспринимаются в обществе и уважаются людьми не как некая абстракция, изначальная программируемость человеческого бытия и не как совокупность духовных ценностей, система обычаев и традиций, а через правильно оформленные источники права. За источниками права стоит государство, которое обеспечивает их осуществление своими возможностями и прежде всего своей принудительной силой.
Источниками права социального обеспечения являются внешняя форма правовой деятельности государства в области социальных и охранных отношений, в результате чего создаются нормативные и правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.
В области социального обеспечения существует большое количество законов, но характерным для этого сектора является отсутствие единого кодифицированного (или базового или кодового) закона, охватывающего все отношения социального обеспечения.
Реформа государственной системы социального обеспечения в конце XX - начале XXI веков значительно ускорила законодательный процесс, однако ускорение разработки новых законов негативно сказалось на их качестве.
Новые федеральные законы характеризуются:
- Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.
- Одни и те же понятия формулируются по-разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).
- Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.
- Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, коллизии, большое количество отсылочных норм.
Всё это затрудняет правоприменительную деятельность и снижает эффективность правового регулирования.
Принятие «Кодекса социального обеспечения» позволило бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречие, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.
Однако в условиях нестабильности правового регулирования всеобъемлющая кодификация вряд ли возможна. Поэтому большинство правоведов склоняются к поэтапной кодификации по видам социального обеспечения.