Введение
Глава 1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи
1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
1.2 Элементы договора розничной купли-продажи
Глава 2. Содержание договора розничной купли-продажи
2.1 Права и обязанности продавца
2.2 Права и обязанности покупателя
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что договор розничной купли-продажи считается самым известным и распространенным видом договоров, поскольку в соответствии с данным договором ежедневно совершаются покупки.
Современная розничная торговля развивается ускоренными темпами. Заявляют о себе мультиформатные розничные сети, доля и объемы интернет-торговли продолжают увеличиваться. Это дает толчок к более активному совершенствованию современного законодательства РФ в развитии действенного механизма для реализации его норм в сфере торговли.
Нормы, регулирующие розничную куплю-продажу, направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью потребителя, стоят не только нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, но и законодательство о защите прав потребителей. Однако нередки случаи нарушений договоров розничной купли продажи.
Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
Договор розничной купли-продажи призван, прежде всего, защищать интересы покупателя, как более уязвимой стороны, не имеющей отношения к осуществлению коммерческой деятельности. Основные способы защиты предоставляются покупателю в случае приобретения им некачественных товаров.
Объект исследования - обязательственные отношения, возникающие в связи с заключением договора розничной купли-продажи.
Предмет исследования - нормы, регулирующие договор розничной купли-продажи.
Цель курсовой работы – проанализировать содержание и особенности договора розничной купли-продажи.
Задачи:
1) раскрыть понятие и особенности договора розничной купли-продажи;
2) рассмотреть элементы договора розничной купли-продажи;
3) проанализировать права и обязанности продавца;
4) рассмотреть права и обязанности покупателя.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика договора розничной купли-продажи
1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
Определение договора розничной купли-продажи находится в пункте 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По договору розничной купли-продажи продавец, реализовывающий коммерческую деятельность по торговле товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не имеющего взаимоотношения к предпринимательской деятельности.
Возможно, определить ряд характеристик договора, которые напрямую причисляют его к самостоятельным видам договора купли-продажи:
- Договор располагает характерной особенностью продавца, который считается персоной договора розничной купли-продажи. Состоит она в том, что в качестве продавца может считаться только такая коммерческая организация, которая занимается предпринимательской деятельностью по торговле товаров в розницу (торговое предприятие).
- Товар обладает своими особенностями. Товар считается предметом договора купли-продажи. Сущность данных особенностей заключается в том, что он предопределяется для персонального, домашнего, семейного или другого употребления, не имеющего взаимоотношения к предпринимательской деятельности.
Нормы права о розничной купле-торговле не применяются в отношении таких товаров, как объекты недвижимости, тепло- и электроэнергия, вода и газ. Основанием такого взаимоотношения к вышеозначенным товарам, считается то, что договора по данной категории товаров считаются независимыми видами договора купли-продажи, которые закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
- Публичность договора розничной купли-продажи. Существенным обстоятельством данного определения считается то, что в договорные взаимоотношения по розничной купле-торговле вступают предприниматели, которые занимаются профессиональной деятельностью по торговле товарами в розницу, и экономически наиболее «слабые» потребители. Поэтому, в отношении данного договора применяются правила, которые установлены статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. При не соответствии данным условиям суть публичного договора, они признают ничтожными.
Содержа в себе публичность, договор розничной купли-продажи вероятно заключают с применением публичной оферты. Определение, которой дано в статье 437 Гражданского кодекса Российской Федерации: публичная оферта – это заключающее все значительные обстоятельства договора суждение, из которого видно волю лица, которое делает предложение в заключении договора на обозначенных в предложении обстоятельствах с каждым, кто откликнется.
В статье 494 Гражданского кодекса Российской Федерации публичной офертой считается предложение, которое содержит в себе все значимые обстоятельства розничной купли-продажи, предложенное продавцом в розничной купле-торговле товара в его рекламных акциях и показах товара, которые обращены к неотчетливому кругу лиц. В этой же статье считают и экспонирование в местах продаж, к примеру, на прилавках и витринах товаров, экспонирование образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, то есть описания, каталогов, фотоснимков предложенных товаров, в местах их продаж.
В статье 494 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращено внимание на цену товара, и, при том же, иные существенные обстоятельства договора розничной купли-продажи. Исключением выступает обстоятельство, когда продавец сравнительно очевидно дает осознать, что определенные товары не должны продаваться.
В данном случае, по всеобщему правилу рекламные и другие предложения, которые предназначены не конкретно определенному кругу лиц, полагаются, как приглашение сделать оферты, если другое напрямую не будет указано в предложении, не как публичная оферта. Только, в соответствие со статьей 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предложеное продавцом при розничной купле-торговле товара в его рекламных воззваниях, каталогах и показах товара, которые обращены к не конкретно определенному кругу лиц, признаются публичной офертой, в том случае, когда оно охватывает все основные условия договора розничной купли-продажи. Публичной офертой, при этом, будут считаться экспонирование товаров в местах продажи, демонстрирование их образчиков, даже в случае если цена и иные существенные обстоятельства не обозначены.
Особенности договора розничной купли-продажи показываются и в закреплении в законодательных актах преддоговорных обязанностей продавца, которые, в соответствии со статье 495 Гражданского кодекса Российской Федерации заключаются в предоставлении покупателю всей или части информации о товарах. Продавцу надлежит раскрыть покупателю всю необходимую и полностью достоверную информацию о товарах, которые предложены к торговле, отвечающую установленным законом, и другими правовыми актами и обыкновенно показанным в розничной торговле специальным условиям к сущности и вариантам раскрытия данной информации.
Покупатель обладает правом до заключения договора розничной купли-продажи обследовать покупаемый товар, затребовать чтобы продавец в его присутствии провел проверку технических свойств или продемонстрировал применение товара, если данное требование не может быть произведено из-за типа товара и не вступает в противоречие правилам, которые приняты в розничной торговле. Если же покупателем считается потребитель, то на него могут распространиться статьи 8 - 12 Закона «О защите прав потребителей». Как и иных договорах, при верном оформлении оферты необходимо показать все существенные условия договора.