ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения
1.2 Состав административного правонарушения
2 ГЛАВА ПРОБЛЕМЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Понятие и признаки преступления
2.2 Отграничение административных правонарушений от преступлений и дисциплинарных проступков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административное правонарушение является важнейшим институтом административного права. Однако до сих пор остается актуальным поиск технологий изучения вопросов административных правонарушений участниками образовательного процесса в целях четкого понимания их механизма, особенностей и видов, привлечения к ответственности за них, и недопущения их совершения как правовыми, так и педагогическими средствами на уровне среднего профессионального образования.
Фактическим основанием административной ответственности выступает административное правонарушение. Как правило, следствием привлечения к административной ответственности является наложение на виновное лицо административного наказания.
Количество административных правонарушений, ежегодно совершаемых в России, остается неизменно высоким. Только МВД России ежегодно привлекает к ответственности более 80 миллионов человек за совершение правонарушений в области дорожного движения[1].
Только при условии целенаправленного формирования и развития высокого уровня правосознания граждан посредством их обучения и воспитания возможно обеспечить верховенство закона, соблюдение в полной мере прав и свобод человека. Вред и опасность возрастающего с годами количества совершаемых в Российской Федерации административных правонарушений в очевиден и требует использования эффективных механизмов их минимизации и устранения.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с различными видами правонарушений и преступлением.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие указанные отношения, а также судебная практика и научные работы.
Цель курсовой работы – проанализировать проблемы отграничения административного правонарушения от преступления.
Поставленная цель обусловливает необходимость реализации следующих задач:
1) дать понятие и рассмотреть признаки административного правонарушения;
2) раскрыть состав административного правонарушения;
3) проанализировать понятие и признаки преступления;
4) определить проблемы отграничения административных правонарушений от преступлений и дисциплинарных проступков.
В написании курсовой работы были использованы общие и частные методы исследования, в том числе, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов и другие.
Проблемам квалификации административного правонарушения занимались такие ученые, как: А.Б. Агапов, Д.Н. Бахрах, А.И. Каплунов, В.В. Денисенко, О.С. Рогачева, М.С. Студеникина и другие авторы.
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический, сравнительно-правовой и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 ГЛАВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения
Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Иными словами, на лицо, совершившее административный проступок, налагается административное наказание.
Для привлечения к административной ответственности необходимо:
- наличие правового (юридического) основания, т.е. наличие правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;
- наличие фактического основания: лицо должно нарушить указанную норму, т.е. совершить административное правонарушение;
- наличие установленного порядка привлечения к ответственности.
В ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержится следующее определение: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[2].
Признаками административного правонарушения являются следующие:
- Общественная вредность. Административное правонарушение (проступок) – это деяние, которое посягает на общественные отношения (например, трудовые, нарушения прав граждан, в сфере общественного порядка), влечет наступление вредных последствий или может их повлечь.
- Противоправность. Административный проступок – это противоправное деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными санкциями. Действующее законодательство не допускает аналогии законов. Противоправный проступок должен соответствовать его описанию в законе. Противоправность является обязательным признаком административного проступка.
- Виновность деяния. Означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением (например, невменяемый гражданин совершает дорожно-транспортное происшествие). Однако юридические лица отвечают за административные нарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
- К четвертому признаку административного правонарушения относят наказуемость. Возможность применения административных наказаний является общим свойством административных правонарушений. Hо органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вправе не налагать административные наказания и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Названный признак (наказуемость) присущ основной массе рассматриваемых правонарушений, но не всех[3].
Исключение установлено, например, в ст. 2.5 КоАП PФ, где сказано: «За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность».