Введение
1 Сущность и содержание планирования материальных
ресурсов
1.1 Виды и структура материальных ресурсов предприятия
1.2 Задачи и содержание планирования потребности
материальных ресурсов
1.3. Методы и порядок расчета потребности материальных ресурсов
2 Анализ использования материальных ресурсов и
состояния запасов (на примере гостиницы учебного центра «КЦДО»)
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ использования материальных ресурсов
2.3. Анализ состояния запасов материальных ресурсов
3 Планирование потребности и использования
материальных ресурсов (НА ПРИМЕРЕ АО «УРАЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ»)
3.1 Разработка мероприятий по рациональному
использованию и экономии материальных ресурсов
3.2. Расчёт годовой потребности по каждому виду ресурсов
3.3. Определение потребности производственного запаса и норматива оборотных средств
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается рядом обстоятельств:
Материальные ресурсы представляют собой предметы труда, необходимые для осуществления процесса производства. К ним относятся сырье, все виды материалов, полуфабрикаты, покупные комплектующие изделия и др.
Нормирование материальных ресурсов — сложный и трудоемкий процесс, в котором задействованы многие структурные подразделения предприятия: производство, снабжение, маркетинг, планово-экономический отдел, бухгалтерия и др.
Цель курсовой работы – повысить эффективность использования материальных ресурсов для экономии денежных средств.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и виды материальных ресурсов предприятия;
2) систематизировать задачи и содержание планирования потребности материальных ресурсов;
3) представить методы и порядок расчета потребности материальных ресурсов;
4) дать краткую характеристику предприятия;
5) проанализировать использования материальных ресурсов;
6) провести анализ состояния запасов материальных ресурсов;
7) разработать мероприятия по рациональному использованию и экономии материальных ресурсов;
8) провести расчёт годовой потребности по каждому виду ресурсов;
9) определить потребности производственного запаса и норматива оборотных средств;
10) составить баланс материальных ресурсов.
Объект исследования – материально-техническое снабжение хозяйствующего субъекта.
Предмет – современный уровень, факторы и перспективы материально-технического снабжения хозяйствующего субъекта.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам формирования материальных ресурсов, таких как А.А.Капырин, Р.А.Кожевников, В.К.Сенчагов и др., статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 53 странице машинописного текста, и включает 2 рисунка, 6 таблиц. Список использованных источников включает 30 наименования.
1 Сущность и содержание планирования материальных ресурсов
1.1 Виды и структура материальных ресурсов предприятия
В современных высококонкурентных рыночных условиях товарно-материальные ресурсы компаний любого рода деятельности являются одним из определяющих факторов, непосредственно влияющим на эффективность и прибыльность. Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребление материальных ресурсов. Состояние и рациональное использование производственных запасов являются одним из основных условий успешной деятельности предприятия.
Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Особенно важными запасы материальных ресурсов являются для предприятий оптовой торговли, т.к. составляют значительную часть в структуре имущества. От организации управления товарно-материальными запасами зависит очень многое: и непрерывность снабжения клиентов, и точность, и величина отвлекаемых из сферы обращения материальных средств.
При этом излишняя величина товарно-материальных запасов на складах приводит к росту себестоимости, снижению прибыли и рентабельности компаний. Оправданно создание больших запасов лишь при довольно продолжительных циклах поставок
Обеспечение повседневного контроля за поступлением и расходом материалов, соблюдением норм расхода и запасов, рациональным использованием и хранением является основной задачей учета материалов на любом производственном предприятии. Для обеспечения данной задачи необходимо получение достоверных сведений и документирование всех производимых операций, относящихся к движению материальных ценностей.
Главным фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование являются товарно-материальные запасы.
Существуют три вида товарно-материальных запасов (рис.1.1):
- сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо);
- товары, находящиеся на стадии изготовления;
- готовая продукция.
Рисунок 1.1 – Виды товарно-материальных запасов
В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории (рис.1.2):
а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;
б) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
в) резервные (страховые или «буферные»): иногда их называют «запасами для комплектации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
Рисунок 1.2 – Классификация товарно-материальных запасов
Таким образом, существует много причин для создания товарно-материальных запасов на фирмах, однако общим для них является стремление объектов производственной деятельности к экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствует возрастанию значимости дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства фирм, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.
1.2 Задачи и содержание планирования потребности материальных ресурсов
Одним из наиболее радикальных и основных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по достижению безубыточной работы и увеличению прибыльности производства: максимизация возможностей более полного использования номерного фонда гостиничного предприятия, снижение себестоимости предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности и качества услуг, сокращение непроизводительных потерь и расходов, рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
Основное внимание при этом следует уделить вопросам ресурсосбережения: внедрению прогрессивных нормативов и норм ресурсосберегающих технологий, изучению и внедрению передового опыта в осуществлении режима экономии, организации действенного контроля и учета за использованием ресурсов, моральному и материальному стимулированию работников в борьбе за экономию ресурсов, а также сокращению непроизводительных потерь и расходов.
Резервы улучшения финансового состояния предприятия могут быть выявлены с помощью маркетингового анализа по изучению спроса и предложения, по изучению рынков сбыта и составлению на этой основе оптимальной структуры производства и формированию ассортимента продукции.
Для того чтобы не допустить на предприятии банкротства и вывести его из «опасной зоны», необходимо научиться комплексно использовать внутренние и внешние резервы. К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия относят лизинг, факторинг, выпуск новых облигаций и акций, государственные субсидии, привлечение кредитов под прибыльные проекты.
В особых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, что означает полный пересмотр производственной программы гостиничного предприятия, организации труда и начисления заработной платы, материально-технического снабжения, управления качеством продукции, подбор и расстановку персонала, ценовой и инвестиционной политики, рынков сбыта и рынков сырья продукции и иные вопросы. Следует отметить, что выбор конкретных мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия зависит от того, какие недостатки в деятельности предприятия были выявлены в процессе анализа, а также от знаний, умений и предпочтений менеджеров, которые будут разрабатывать и внедрять меры по устранению этих недостатков.
Большое влияние на деятельность гостиницы оказывает состояние материально-технической базы. Материальные свидетельства, предъявляемые туристам гостиницами, разнообразны и хорошо продуманы. Это интересные с архитектурной или исторической с точки зрения здания гостиничных предприятий, привлекательные интерьеры, чистота и ухоженность помещений, скорость и качество обслуживания. Но при выборе гостиницы туристы обращают внимание не только на состояние материально-технической базы, но и на ее обеспечение. Важную роль могут сыграть не самые значительные детали – площадь номера, размер и тип кровати, наличие телевизора или интернета.
Внешний вид здания имеет большое значение для гостей при выборе места размещения. Интересное решение по отделке фасада добавит гостинице привлекательности в глазах многих потенциальных постояльцев. При выборе гостиницы первое, на что обращает внимание постоялец, это внешний вид гостиницы. Если видно, что она давно не ремонтировалась, доверия такая гостиница не вызовет. И жить в ней гость не согласится даже при выгодных условиях. В современное время больше привлекают гостиницы с необычной архитектурой или расположенные в исторических постройках, поэтому, при проектировании гостиницы перед архитектором ставится задача, спроектировать здание, которое составит конкуренцию уже существующим предприятиям.
Так же, не мало важную роль при выборе гостиницы является вывеска. Чем она ярче и оригинальна, тем больше шансов, что постоялец остановится в этой гостинице.
Внешний вид здания создает первое впечатление о гостиницы, но большее влияние на выбор постояльца влияет внутреннее оснащение гостиницы.
Зона приема и размещения – первое, что видит турист при входе в гостиницу. Если зона оснащена старой, громоздкой и уже потерявшей свой первоначальный вид мебелью, у гостя возникнут сомнения на счет оснащения номера. И гость может покинуть данную гостиницу, даже не взглянув на него. Оборудовав зону качественной и современной мебелью, администрация гостиницы создаст хорошее впечатление о гостинице.
Составляющим данного фактора, является структура и состояние номерного фонда. Структура номерного фонда зависит от уровня классности гостиничного комплекса. Номер должен быть красивым, уютным, теплым, удобным. Только в таком случае у постояльца появится желание повторно поселиться именно в этой гостинице. Нужно затратить не малые усилия для того, чтобы номер получился комфортным и красивым. Первое что влияет на комфортабельность номера − это качественная мебель. Так же не стоит забывать о качестве сна. Для этого нужно большое внимание уделить постельным принадлежностям. Матрац и подушка должен быть удобен для любого постояльца. При их выборе стоит обратить внимание на наполнители. Сейчас туристы особое внимание уделяют техническому оснащению номеров. Телевизор, холодильник или мини-бар, фен, телефон, кондиционер – должны находиться в каждом номере. Отсутствие одного из составляющих влияет на комфорт постояльца. Учет данного фактора конкурентоспособности гостиничного предприятия предполагает выявление степени соответствия заявленного и фактически реализуемого класса обслуживания клиента. Обеспечение качества услуг размещения, а, следовательно, и конкурентоспособности предприятия во многом зависит от организации работы соответствующей службы гостиницы. Назначение службы эксплуатации номерного фонда − обеспечение обслуживания постояльцев в номерах, оказание бытовых услуг гостям гостиничного предприятия, поддержание необходимого санитарно-гигиенического состояния общественных помещений и гостевых комнат.