Реферат|Психология

Отличительные признаки понятий «причина конфликта», «повод конфликта» и «инцидент конфликта»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kristina

Год: 2021 | Страниц: 21

Введение

  1. Понятие, структура и причины конфликта
  2. Повод конфликта и инцидент конфликта
  3. Отличительные признаки понятий: «причина конфликта», «повод конфликта» и «инцидент конфликта»

Заключение

Список литературы

Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию («Я хочу!»), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих поддержание жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение - взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними. Во время контактов возникают межличностные отношения, и происходит удовлетворение тех или иных потребностей в той или иной форме.

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности и т. д. приводят к обострению общественных противоречий и как следствие - к конфликтам, конфликтным ситуациям.

Все люди рано или поздно становятся участниками конфликта. При этом они могут быть его инициаторами или жертвами обстоятельств. Умение разрешать спорные ситуации помогает человеку избегать ненужных споров и скандалов.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

Цель работы – проанализировать отличительные признаки понятий «причина конфликта», «повод конфликта» и «инцидент конфликта».

Задачи:

1) раскрыть понятие, структуру и причины конфликта:

2) рассмотреть повод конфликта и инцидент конфликта;

3) проанализировать отличительные признаки понятий: «причина конфликта», «повод конфликта» и «инцидент конфликта».

 

  1. Понятие, структура и причины конфликта

Возникновению конфликтных ситуаций способствует определенный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности.

Конфликтная ситуация обычно зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, которую определяют понятием «инцидент».

Инцидент - это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, характеризующиеся бескомпромиссностью поступков и направленные на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент возникает, как правило, после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

Конфликт - это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами. Интеллектуальные реакции в конфликте развиваются в скоростном режиме.

Сущность конфликта заключается в межличностном или межгрупповом противоборстве, основанном на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, характеров или эталонов поведения людей.

Сущность конфликта можно выразить формулой:

конфликт = участник + объект конфликта + конфликтная ситуация + инцидент.

Объект конфликта - это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию.

Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

- потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

- переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

- конфликтные действия;

- снятие или разрешение конфликта;

- послеконфликтную ситуацию, которая может быть функциональной (конструктивной) и дисфункциональной (разрушающей).

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Человек вступает в конфликт в значимой для его ситуации и только тогда, когда не видит возможности ее изменить, но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Вовлечение большого количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество альтернатив выхода из него.

Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п.

Конфликтовать в организации могут:

- отдельные люди – межличностный конфликт;

- группы – межгрупповой конфликт. Например, конфликты между линейным и штабным персоналом, страшим и младшим поколением, группами с различными целями и т.п.;

- люди и группы. Например, руководитель и группа подчиненных, клиент и группа продавцов и т.п.;

- личность – внутриличностный конфликт.

Причины конфликта, отражающие его природу, не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления. 

Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего, выделяют, так называемые, общие причины, которые проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие:

- социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

- социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

- социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;

- индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика : /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2018. -503 с.
  2. Брыжинская Г.В., Баева А.В. Коммуникация как неотъемлемая часть конфликта//в сборнике: Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Саранск, 2017. -С. 17-20.
  3. Вершинин А.В. Проблемы классификации конфликтов в учебной литературе конфликтологии /Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№17. -С.84-86.
  4. Гордиенко Н.Н., Политаева Е.Н. Психологические особенности и пути преодоления межличностных конфликтов работников //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -2019. -№ 16. -С. 73-78. 
  5. Кашапов, М.М. Психология конфликтной компетентности. Учебное пособие/М.М.Кашапов, М.В. Башкин. - Ярославль, 2017. -128 с. 
  6. Колобов О.А. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов//Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. №3. С. 199-203.
  7. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты.-М., 2019 г.
  8. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.).  - Челябинск: Два комсомольца, 2018. - С. 95-98.
  9. Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом//Организационная психология. 2017. Т. 2. № 3.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское