Глава 1. Теоретические аспекты ресоциализации осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества
1.1 Понятие психологического сопровождения осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества
1.2 Психологические технологии ресоциализации осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества
Выводы по 1 главе
Глава 1. Теоретические аспекты ресоциализации осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества
1.1 Понятие психологического сопровождения осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества
Мировая правоохранительная практика подтверждает, что целенаправленная психологическая помощь в отношении всех категорий правонарушителей является одним из основных условий общей профилактики повторной преступности. Именно поэтому в настоящее время происходят постоянные поиски путей развития психологического обеспечения пенитенциарной системы России. По своему смыслу и содержанию профессия психолога уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ) относится к группе помогающих профессий, составляющих неотъемлемую сферу деятельности современного цивилизованного государства и имеющих при этом определенную специфику [9, с. 26]
Практически каждый гражданин, отбывающий наказание, альтернативное лишению свободы, требует психолого-педагогического и (или) социального сопровождения. Это связано с тем, что важной задачей психологов и инспекторов УИИ является профилактика маргинализации личности осужденного и предотвращение повторных правонарушений.
Именно поэтому в период постановки гражданина на учет инспекций требуется качественная работа психолога для уточнения запросов и проблем осужденного, а также мишеней психологического воздействия. Этим обусловлено возрастание требований к психологическому сопровождению осужденных к альтернативным наказаниям.
Психологическое сопровождение уголовно-исполнительных инспекций регламентировано приказом Минюста России от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». В соответствии с приказом ФСИН России от 23.01.2012 № 24 «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции» [3], в УИИ имеется отделение (группа) психологического обеспечения, в состав которой входят как аттестованные сотрудники, так и служащие.
При организации психологической работы психолог опирается на ресурсы осужденного, личный потенциал, внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Идеи психологического сопровождения осужденных заложены в отечественных педагогических системах А. Макаренко и В. Сухомлинского и в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы. Наиболее часто сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности (Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, Л. Митина).
З.А. Колесникова рассматривает психологическое сопровождение лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества, как форму регуляции девиантного поведения. «Основная цель психологического сопровождения лица, состоящего на учете в уголовно-исполнительной инспекции, – интегративное включение индивида в социальную среду» [8, с. 19].
По мнению автора, цель вытекает из общей цели: исходя из полного уважения к личности клиента (человека, зачисленного в УИИ), с учетом того, что он является целостным социальным воспитанием, размещение его в процессе психодиагностики, консультирования и коррекции в сторону активного сотрудничества в плане изменения личностной сферы и коррекции личности является целенаправленным формированием сознания, чувств, развитием стабильного поведения.
Постоянной особенностью психологического сопровождения осужденного к другим наказаниям является создание условий для перехода личности осужденного, к взаимопомощи и ответственности за свой выбор.
Таким образом, в процессе психологического сопровождения психолог создает условия «переходного пространства», обеспечивая баланс между опорой и ростом личности, что способствует переходу личности с детской позиции – «я не могу», «я не хочу нести ответственность», «я не понимаю, почему я это сделал», «я не понимаю, почему я это сделал" [8, с. 20].
Что основные сопутствующие особенности Н. Г. Осухова выделяют процессуальность, пролонгированность, Недирективность, погруженность в реальной повседневной жизни человека или семьи особые отношения между заинтересованными сторонами этого процесса, который психоанализ называет «позитивным сдвигом» [14, с. 106].
По мнению исследователей, психологическое сопровождение выполняет несколько функций. Первая функция - комплексная комплексная система психологической поддержки и помощи, которая реализуется в рамках деятельности социально-психологических служб.
Вторая функция предполагает создание условий для восстановления личностного потенциала и саморазвития. Третья функция - процесс особого типа отношений бытия между сопровождающим и сопровождающим.
Особенности психологического сопровождения осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества:
- протекание этого процесса в условиях свободы, то есть без изоляции от общества, в котором сохранены все черты реальной жизни;
- указанный процесс начинается с момента осуждения гражданина и завершается окончанием срока отбывания наказания по решению суда или по концу срока наказания при достижении соответствия между ожиданиями – требованиями общества и поведением осужденного к альтернативным мерам наказания;
- ограничивающий потенциал альтернативных наказаний – контроль за поведением и исполнением возложенных судом обязанностей;
- реабилитационный и развивающий потенциал – использование ситуации осуждения как потенциала развития личности и баланса между поддержкой и доращиванием личности, осуществляемый специалистами УИИ;
- успех сопровождения зависит от соотношения требований, предъявляемых внешней средой (в том числе порядок отбывания наказания), и коррекции системы личностных установок осужденного (личные усилия осужденного и усилия специалистов – психологов УИИ, социальных работников, сотрудников, специалистов аутсорсинговых программ и др.);
- социально-психологическое сопровождение позитивно обеспечено при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности осужденного [20, с. 455].
Самыми общими задачами психологического сопровождения осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества, являются следующие:
- создание необходимых условий для адекватного понимания своей жизненной ситуации, возможных вариантов поведения в ней, задач, требующих решения, адекватной оценки имеющихся в наличии ресурсов, способов создания новых ресурсов и оптимального их применения;
- помощь в осознании личных выборов;
- конструктивность разрешения неизбежных конфликтов;
- освоение социально и индивидуально приемлемых методов познания, общения, понимания себя и других.