Введение
- Поведенческая концепция Б. Скиннера
- Оперантное обусловливание Б. Скиннера как технология формирования личности
- Теория оперантного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Тесты
- По Б.Ф. Скиннеру личность получает знания, овладевает языком, формирует отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку через:
- Занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта направление
3.Теорию оперантного научения разработал
- Впишите правильный ответ:
- Теория усиления Б. Ф. Скиннера основанная на таком положении:
- По Скиннеру: воздействие окружающей среды определяет для индивидуума :
- Скиннер предположения о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов
8.Скиннер человеческий организм
- Характерная реакция индивидуума, вызванная известным стимулом, по Скиннеру это поведение
- Ключевую роль в теории Скиннера играет концепция
- Режимы подкрепления с: постоянным соотношением, постоянным интервалом, вариативным соотношением, вариативным интервалом, это разработано в теории
- Неприятными или болевыми стимулами, в основном, контролируется по Скиннеру
- Побудить людей не вести себя отрицательным образом, это по Скиннеру, цель
- Любое поведение определяется своими последствиями:
- Скиннер разработал методику, способствующую обусловливанию поведения человека, называемую как
- Б. Скиннер понимал личность как:
- Оперантными реакциями Скиннера являются:
- Впишите правильный ответ:
В теории Б.Ф. Скиннера тенденция подкрепленного поведения распространяться на множество схожих ситуаций называется
- Впишите правильный ответ:
Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими ......
- Впишите правильный ответ:
В основании теории Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий –
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов американского психолога Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Скиннер выступал с критикой необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Он продолжал линию классического бихевиоризма, сохранив в своей теории схему анализа поведения «стимул – реакция».
Однако Б. Скиннер предположил, что поведение может строиться и по иному принципу – определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свой опыт, если он имел приятные последствия, и избегать его в случае неприятных последствий. Другими словами, любое поведение определяется своими последствиями. В зависимости от того, приятны ли эти последствия, безразличны или неприятны, проявляется тенденция повторять данный поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его повторения в дальнейшем.
Оперантное обусловливание является одной из теорий социального действия Б. Скиннера
Целью данной работы является изучение теорий социального действия Б. Скиннера.
1. Поведенческая концепция Б. Скиннера
Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скнннера.
Б. Скиннер выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведением людей, получили широкое распространение в США и оказывают влияние и в других странах, в частности в странах Латинской Америки, как инструмент идеологии и политики.
В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона, Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: дезусловно рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.
Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.
На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».
Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого, обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.
Мышление, память, мотивы и т. п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада - оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.