Курсовая работа|Экология

Проблемы экологии и здоровье человека

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 55

Введение

Глава 1. Проблемы экологии

1.1. Классификация и формы загрязнения окружающей среды

1.2. Пути решения экологических проблем

1.3 Теоретическое обоснование влияния окружающей среды на состояние здоровья населения

Глава 2. Методологические основы изучения влияния экологии на здоровье и продолжительность жизни

2.1. Понятие качества жизни человека

2.2. Методология изучения здоровья человека

3. Статистический анализ влияния загрязнения воды и воздуха на продолжительность жизни и смертность от новообразований и респираторных заболеваний

3.1 Методология и данные

3.2 Регрессионный анализ влияния качества окружающей среды на население

3.3. Анкетный опрос в изучении влияния экологии на человека

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Определение понятия «здоровье» находится в центре внимания врачей с момента появления научной медицины и до сегодняшнего дня остается предметом дискуссий. Можно сказать, что здоровье - это отсутствие болезни. Известный врач Гален из Пергама еще во II веке писал, что здоровье - это «состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.

Общественное здоровье - основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д., то есть осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические функции.

Качество общественного здоровья достаточно убедительно отражает условия жизни, т.е. является индикатором этих условий и служит показателем приспособленности (адаптированности) конкретной общности людей к среде своего обитания.

Мы живём в мире, в котором оказываем постоянное воздействие на среду своего обитания: что-то преобразовываем, что-то создаём, что-то разрушаем, загрязняем, уничтожаем. Но такое воздействие не сводится к одностороннему контакту, мы также получаем воздействие от окружения в ответ. Иногда это естественные процессы природы, которых нам не избежать, а иногда это ответная реакция на наши действия, которая делает нас заложниками своей же деятельности. Факторы окружающей среды начинают действовать на человека еще в утробе матери и действуют на его тело даже после смерти. Под влиянием этих факторов формируется фенотип человека: его телосложение, уровень здоровья, особенности биохимических процессов в организме.

Актуальность данной работы лежит в самом главном для человека понятии - это здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение ряда поставленных задач на будущее. Качество жизни человека зависит от физического и эмоционального здоровья ученика.

Объектом исследования  являются факторы окружающей среды

Предмет исследования: влияние факторов окружающей среды на организм и  здоровья человека.

Целью нашей работы является выяснение  зависимости состояния здоровья людей от факторов экологии человека.

Необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть конкретные факторы экологии человека;

- Провести анкетирование среди группы учащихся;

- Проанализировать результаты анкетирования;

- Сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека.

 

Глава 1. Проблемы экологии.

1.1. Классификация и формы загрязнения окружающей среды.

Слово «загрязнение» можно отнести к самому обыденному понятию: загрязнение почвы, загрязнение отдельных мест. Загрязнению нельзя дать простое определение, так как в своей основе оно может включать сотни источников, неблагоприятно влияющих на наше окружение и здоровье человека. Некоторые источники имеют косвенное значение. Например, выбросы углекислого газа сказываются на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания, на самочувствии человека. В больших дозах выбросы приводят к гибели одних популяций и бурному размножению других. Уровень загрязнения контролируется величиной предельно допустимой концентрации (ПДК) и другими нормативами.

Загрязнение окружающей среды - это любое внесение в ту или иную экосистему (биогеоценоз) несвойственных ей компонентов, физических, химических или биологических изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота веществ, потоки энергии с последующим снижением продуктивности или разрушением живых организмов.

Рассматривая загрязнение как комплекс помех, воздействующих на экосистемы, его можно классифицировать следующим образом:

- ингредиентное (химическое) загрязнение, представляющее собой совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

- параметрическое (физическое) загрязнение, связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

- биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяций живых организмов;

- стациально-деструкционное загрязнение, представляющее собой изменение ландшафтов и экосистем в процессе природопользования.

К наиболее значительным формам загрязнения относятся:

 

- повышение концентрации биогенов из-за канализационных сбросов и стока с полей удобрений;

- отравление воды и воздуха ядовитыми химическими веществами, в том числе продуктами ядерных отходов;

- воздействие на атмосферу продуктов сжигания топлива и выбросов химических веществ, снижающих содержание озона; влияние эрозии почвы на водные экосистемы.

Наибольшую роль в загрязнении населенных пунктов играют химическая и металлургическая отрасли промышленности, транспорт, теплоэнергетика, особенно в том случае, когда не соблюдаются нормативы размещения предприятий и селитебных территорий.

Загрязнение воздуха проявляется в виде смога - смеси дыма, тумана и пыли. Термин «смог» (от англ. smog - дым, копоть) используется для обозначения видимого загрязнения воздуха любого характера. Интенсивный смог вызывает удушье, приступы бронхиальной астмы, раздражение глаз, повреждение растений, зданий и сооружений.

Все загрязнители в той или иной степени являются побочными продуктами жизнедеятельности человека как чисто биологического вида. Они представляют собой органические и неорганические отходы метаболизма и пищеварения.

Решить эту проблему невозможно простым устранением ее причин. Необходимо разумное управление производством и контроль за неблагоприятными изменениями окружающей среды. Сейчас ситуация изменилась и стала нестабильной. Возрастающие расходы сырья, топлива, энергии привели в окружающую среду огромное количество отходов и других вредных веществ. Их объемы превосходят возможности даже в том случае, если они биодеградируют в естественных экосистемах. Проблему усугубляет производство небиодеградирующих материалов, т.е. тех материалов-отходов, которые с трудом разрушаются и ликвидируются даже искусственными методами.

Резюмируя изложенное, можно кратко сформулировать следующие последствия загрязнения среды обитания:

- ухудшение качества окружающей среды для живых организмов;

- образование нежелательных потерь вещества, энергии, труда и средств, приложенных человеком к добыче и заготовке сырья и материалов, а также в процессе их использования;

- необратимое разрушение как отдельных экологических систем, так и биосферы в целом, включая воздействие на глобальные и региональные параметры окружающей среды;

- значительные потери плодородных земель, занятых ранее в сельском производстве, снижение продуктивности самих экосистем и загрязнение биосферы в целом;

- прямое или косвенное влияние загрязнителей на состояние человека как главного критерия по сохранению качества среды обитания для настоящего и будущих поколений людей.

Поэтому проблему загрязнения следует решать путем тщательного выявления самого загрязнителя-источника, а затем разработать и применить саму стратегию контроля.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества на окружающую среду рассматривается как концентрация химического соединения, которая при ежедневном воздействии в течение длительного времени на организм человека не вызывает каких-либо патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых современными методами исследования, а также не нарушает биологического оптимума человека. Максимальная разовая концентрация вредного вещества в воздухе не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека. Концентрации загрязнителей измеряются в мг/м3.

За рубежом для оценки текущих и долговременных воздействий загрязняющих веществ на окружающую среду, а также прогнозирования их возможных последствий Европейской экономической комиссией ООН (UN ECE, 1993) рекомендованы к применению понятий «критические уровни» и «критические нагрузки».

В соответствии с этими рекомендациями под критическими уровнями понимаются такие значения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, превышение которых может оказывать прямое негативное воздействие на биотические компоненты (растения, экосистемы) и материалы. Их значения, а также признаки вызванных ими негативных изменений определяются на основе современных достижений знаний о природе. Понятие концентрации охватывает высокие и низкие значения концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха, которые могут наблюдаться в течение коротких (меньше 24 ч) и продолжительных (более 24 ч) промежутков времени. Под загрязняющими веществами в этом случае понимается диоксид серы (S02), оксиды азота (NOx), озон (03), аммонийные соединения (NHX), которые могут встречаться отдельно или в смеси друг с другом. Сюда также относятся обозначения, используемые для характеристики кислотности осадков, Н+ и Н20, что особенно существенно при характеристике туманов или низких облаков.

Критическая нагрузка - количественная величина воздействия одного или нескольких загрязнителей, ниже которой значимые негативные изменения у отдельных наиболее чувствительных компонентов окружающей среды не обнаруживаются современными методами диагностики и не могут быть предсказаны на основе знаний о природе и сущности рассматриваемых процессов. В данном случае под воздействием понимается выпадание загрязняющих веществ на единицу площади, которое выражается в граммах на метр квадратный в год (г/м2/год). Негативные значимые изменения определяются как последствия кратковременных и длительных выпадений. Это могут быть, например, химические изменения в почве и воде, способные оказать прямое или опосредованное негативное воздействие на организмы, или же трансформации отдельных организмов, популяций и экосистем.

Ингредиенты загрязнения - это тысячи химических соединений, особенно металлы или их оксиды, токсичные вещества, аэрозоли. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в практике в настоящее время используется до 500 тыс. химических соединений. При этом около 40 тыс. соединений обладают весьма вредными для живых организмов свойствами, а 12 тыс. - токсичны.

Наиболее распространенные загрязнители - зола и пыль различного состава, оксиды цветных и черных металлов, различные соединения серы, азота, фтора, хлора, радиоактивные газы, аэрозоли и т.п. Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха приходится на долю оксидов углерода - около 200 млн. тонн в год, пыли - около 250 млн. тонн в год, золы - около 120 млн. тонн в год, углеводородов - около 50 млн. тонн в год. Прогрессирует насыщение биосферы тяжелыми металлами - ртуть, галлий, германий, цинк, свинец и т.д. При сжигании топлива, особенно угля, с золой и отходящими газами в окружающую среду поступает больше, чем добывается из недр: магния - в 1,5 раза, молибдена - в 3, мышьяка - в 7, урана и титана - в 10, алюминия, йода, кобальта - в 15, ртути - в 50, лития, ванадия, стронция, бериллия, циркония - в 100, галлия и германия - в 1000 раз, иттрия - в десятки тысяч раз.

Процентное соотношение вредности выбросов, произведенных странами в 1995 г.: США - 23%, Китай - 13,9%, Россия - 7,2%, Япония - 5%, Германия - 3,8%, все остальные - 47,1%.

Загрязнения окружающей среды подразделяются на:

природные - вызваны какими-либо естественными явлениями, обычно катастрофическими (наводнения, извержения вулканов, селевые потоки и т.п.);

антропогенные - возникают в результате деятельности людей.

Среди антропогенных выделяют следующие загрязнения:

а) биологическое - случайное или в результате деятельности человека;

б) микробиологическое (микробное) - появление необычно большого количества микробов, связанное с массовым их распространением на антропогенных субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности человека;

в) механическое - засорение среды агентами, оказывающими механическое воздействие без физико-химических последствий;

г) химическое - изменение естественных химических свойств среды, в результате которого повышается или понижается среднемноголетнее колебание количества каких-либо веществ за рассматриваемый период времени, или проникновение в среду веществ, нормально отсутствующих в ней или находящихся в концентрациях, превышающих ПДК;

  1. Авалиан С. А., Андрианова М. М. и др. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья. (Мировой опыт). М., 1996.
  2. Акимова, Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2017.
  3. Акимова, Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. Вузов / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин.- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1998.
  5. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
  6.  
  7. Бигон М, Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества / Пер. с англ. М.: Мир, 1989. В 2-х томах.
  8. Бродский, А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов / А.К. Бродский.- М.: Изд. Центр «Академия», 2016.
  9. Воронков, Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов / Н.А. Воронков.- М.: Агар, 2016.
  10. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016.
  11. Зиматкина, Т.И. Лекции по общей гигиене и экологии в схемах и таблицах: учебное наглядное пособие / Т.И. Зиматкина. – Гродно: ГрГМУ, 2007.
  12. Королев А. А., Кучма В. Р., Гильденкольд С. Р. И др. Оценка риска ухудшения состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды // 5.Гигиена и санитария - 1994. - №2.
  13. Маврищев, В.В. Общая экология. Курс лекций: Учебное пособие / В.В. Маврищев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2017.
  14. Матвеева Н. А. Гигиена и экология человека. М. 2005.
  15. Матвеева Н. А. , Леонов А. В. Состояние здоровья детского населения в условиях загрязнения окружающей среды. // Медицинские проблемы экологии. - Н. Новгород, 1992.
  16. Николайкин Н.Н. Экология: Учеб. для ВУЗов – М.: Дрофа, 2004.
  17. Новиков Ю.В., Экология, окружающая среда и человек, - 2000.
  18. Одум Ю. Основы экологии / Пер. с англ. М.: Мир, 1975.
  19. Пивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М., 2001.
  20. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека(курс лекций). М.,1999.
  21. Радкевич В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа, 1998.
  22. Рахманин Ю. А. Современные проблемы экологии человека и гигиены окружающей среды в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения России // Здравоохранение РФ - 2008 - №1
  23. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила принципы и гипотезы М., 1994.
  24. Розанов С.Н. Общая экология. – С.-Пт.,2002.
  25. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.
  26. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экология
2019 год 25 стр.
Курсовая Озеро Байкал
Telesammit
Курсовая работа Экология
2016 год 50 стр.
Курсовая Экологический менеджмент

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское