Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Взаимоотношения Президента РФ и Палат Федерального собрания РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2012 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации

1.1. Парламент как государственно-правовой институт: история развития

1.2. Порядок деятельности деятельности Федерального Собрания

Глава 2.  Основные органы взаимоотношения Президента РФ с Федеральным собранием РФ

2.1. Администрация Президента РФ и  Управление Президента по вопросам внутренней политики

2.2. Институт полномочных представителей Президента РФ

Глава 3. Особенности взаимоотношений Президента РФ с палатами Федерального Собрания Российской Федерации

3.1. Президент и Правительство РФ

3.2. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования. Законодательную власть на высшем, федеральном  уровне представляет Федеральное собрание Российской Федерации (парламент).

Деятельность парламента непосредственно связана с формированием и становлением в нашей стране института парламентаризма, с судьбой и формами развития демократии. Отношение граждан к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, представляющим интересы избирателей в парламенте, во многом определяет как место парламента в системе органов государственной власти России, так и перспективы развития парламентаризма.

На современном этапе формирования в России гражданского общества, институтов правового государства, проблемы взаимодействия Прездента РФ и парламента Российской Федерации, жизнеспособности и перспективности парламентаризма оказались в центре общественного внимания. В стране происходит становление не только института парламентаризма, но и президентства, формируется независимая судебная и исполнительная власть, институты государственной власти субъектов Российской Федерации. Ни один из перечисленных общественных институтов не функционирует вне рамок общей системы организации публичной власти, каждый из них в той или иной мере включает отношения с Федеральным Собранием как представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности взаимоотношений Президента РФ и Палат Федерального собрания РФ.

Задачи работы:

1) изучить деятельность Федерального Собрания РФ;

2) рассмотреть основные органы взаимоотношения Президента РФ с Федеральным собранием РФ;

3) проанализировать особенности взаимоотношений Президента РФ с палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации

1.1. Парламент как государственно-правовой институт: история развития

Согласно Конституции РФ (ст. 94)[1], Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам[2].

1.2. Порядок деятельности деятельности Федерального Собрания

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета[3].

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы.

Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике[4].

Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. Т.1. - 2007.
  2. Алборова С.С. Институт досрочного прекращения исполнения полномочий президента Российской Федерации. Краснодар, 2009.
  3. Алиев А.Ф. Институт президентства и его особенности в условиях России. М., 2000.
  4. Арсеньева Т. Социальные механизмы деятельности власти / Т.Арсеньева, И.Бажин // Власть. - 2009. - N 4. - С.31-37.
  5. Арутюнян Г.Г. Конституционное право: энцикл. словарь / Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. - М.: Норма, 2006.
  6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., ИНФРА • М, 2008.
  7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
  8. Березка С.В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине: сравнительно-правовой аспект. М., 2003.
  9. Булаков О.Н. Парламентское право России: Курс лекций. "Юстицинформ", 2007.
  10. Гессен В.М. Основы конституционного права / сост. А.Н.Медушевский. - М.: РОССПЭН, 2010.
  11. Гранкин И.В. Парламент России. М., 2001 .
  12. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб. ,2000.-
  13. Зорькин В.Д. Россия и конституция в XXI веке. - 2-е изд., доп. - М.: Норма, 2008.
  14. Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации. М., 2009.
  15. Зюзина Е.Б. Институт президентства в США и России :Сравнительный анализ. Воронеж, 2002.
  16. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. Мн.: ИСПИ, 2003.
  17. Кайнов В.И. Институт президентства: конституционно-правовой статус. Спб., 2009.
  18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 2006.
  19. Кокотов А.Н. (отв. ред.), М. И. Кукушкин М.И. и др. Парламентское право РФ. Учебно-методический комплекс. Екатеринбург, 2006.
  20. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб, 2001.
  21. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). ООО "Новая правовая культура", 2007.
  22. Конституционное право России: сб. норматив. актов / сост. Авакьян С.А. - М.: Велби, 2007.
  23. Конституционно-правовой механизм внешней политики: учеб. пособие: сборник. - М.: Росспэн, 2004.
  24. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв ред. Б.А.Страшун. Т.1-2. Изд. 3-е. М., 2007.
  25. Кирпичев В.А. Особенности института главы государства в федеративной республике. М., 2007.
  26. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. - М.: Зерцало: Гарант, 2004.
  27. Маканова И.Ю. Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Дисс. . канд. юрид. наук. — М., 2002.
  28. Маршалова В.А. Эволюция конституционно-правового статуса Президента Республики в составе Российской Федерации. Казань, 2007.
  29. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт//Журнал Российского Права. 2003. № 4.
  30. Парламентское право России: Курс лекций (под общ. ред. д.ю.н. О.Н. Булакова). - "Юстицинформ", 2007.
  31. Парламентское право России / Автономов А.С., Витушкин В. А., Волкова Н.С. и др.; Под ред. Т.Я.Хабриевой. М., 2003.
  32. Постников А.В. Тенденции развития институтов конституционного права // Журн. рос. права. - 2011. - N 11. - С.27-34.
  33. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 2005. № 8.
  34. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
  35. Солукова А.А. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. М., 2010.
  36. Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Дисс...канд.юрид.наук. - М., 2000.
  37. Филиппов И.В. Роль Президента в обеспечении разделения и взаимодействия властей в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.
  38. Шеховцев В.А. Развитие российского парламентаризма. — Владивосток, 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское