Введение
Глава 1 Анализ взаимоотношений России и НАТО
1.1. Исторические особенности взаимоотношений, ступени развития
1.2. Политическая модель взаимодействия России и НАТО.
Текущие вопросы безопасности
Глава 2. Баланс сил России и НАТО. Проблемы взаимоотношений, пути их решения
2.1. Отношения Россия-НАТО после Крыма: факторы напряжённости
2.2.Взаимоотношения России и НАТО в условиях мирового политического кризиса, пути решения конфликта интересов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. В настоящее время между Россией и НАТО сложился такой тип отношений, который можно описать как «сложное партнерство». Данные отношения 30 лет развивались не стабильно, совершая то сильные взлеты, то резкие падения.
Можно говорить о том, что Россия сегодня выражает сильную обеспокоенность таким особым фактом, что страны НАТО предпочитают в большей степени работать в форме так называемого «закрытого клуба» занимаясь при этом решением общих вопросов безопасности.
Россия в основном предъявляет претензии с фактором неопределенности. В первую очередь учитывается: вектор трансформации альянса; готовность максимально учитывать интересы безопасности страны; использовать адекватную систему взаимодействия альянса с Обществом Объединенных Наций и прочими многосторонними организациями; возможности системы «открытых дверей», среди которых задачи на расширение на постсоветское пространство; направления и масштабы расширения сферы интересов НАТО за рамки «зоны ответственности» и задач «жесткой» безопасности; вопросы использования силы с учетом возможных подходов применения силового потенциала альянса[1].
В Брюсселе при этом не видят никаких оснований для того, чтобы Россия расценивала происходящий процесс расширения в качестве угрожающего явления для своих национальных интересов. Избавление от неопределённостей обеспечивает возможность произвести через базовые документы НАТО новую Стратегическую концепцию, в том числе через взаимодействие с Россией.
Особую важность представляет то, чтобы в данных документах было сформировано общее направление, которое смогло бы оказать должное внимание на наши отношения.
Таким образом, можно говорить о том, что альянс в настоящее время остается основным силовым и геополитическим фактором, оказывающим непосредственное влияние на ситуацию у границ страны и на безопасность России.
Политики и эксперты все чаще начинают признавать тот факт, что Запад допустил и до сих пор продолжает совершать ошибку, рассматривая Россию в роли «внешнего игрока» в обеспечении необходимой безопасности в мире. Сближение с нашей страной – это не является вопросом предпочтений, а является вопросом необходимости для альянса.
Таким образом, для России необходимость сближения с НАТО представляет особую актуальность.
Дискуссии, которые сегодня происходят, в т. ч., по военно-экономическим аспектам, реформе Вооруженных сил Российской Федерации, внешнеполитическому позиционированию, модернизационной повестке также подтверждается факт о преобладающих среди экспертов настроениях в сторону необходимости позитивного и конструктивного развития, а также целого «прорыва» в отношениях Россия–НАТО, и также в рамах важного элемента в общем отношений «Россия–Запад».
Одной из особенно важных в настоящее время и особенно актуальных задач, поставленных на ближайшую перспективу, является взаимное преодоление вопросов на психологическом уровне.
Цель работы - изучить особенности и возможности развития взаимоотношений России и НАТО в новых политических международных условиях.
Задачи исследования:
- Выявить исторические особенности взаимоотношений.
- Изучить политическую модель взаимодействия России и НАТО, а так же текущие вопросы безопасности
- Определить отношения Россия-НАТО после Крыма, факторы их напряжённости.
- Выявить взаимоотношения России и НАТО в условиях мирового политического кризиса.
Глава 1 Анализ взаимоотношений России и НАТО
1.1. Исторические особенности взаимоотношений, ступени развития
История взаимоотношений берет свои корни из холодной войны США и СССР, история этого противостояния выходит за рамки данной работы, но некоторые аспекты являются коренными в современной истории взаимоотношений РФ и НАТО, рассмотрим их. Первый генсек НАТО лорд Исмэй в свое время коротко и удивительно точно сформулировал сущность и цель Североатлантического союза - "держать США в (Европе), держать Германию под (контролем), держать Россию вне (Европы)". Что характерно, эта формула до сих пор не отменена. Ни один из последующих генсеков НАТО не дезавуировал эту идею, не подверг ее публичной критике. Формула как бы существует сама по себе, из нее не делают секрета, хотя и обходят молчанием.
НАТО - это единственный механизм, который обеспечивает политическое и прямое военное присутствие США на Европейском континенте. Об этом говорил лорд Исмэй. А если не будет НАТО, то и присутствие Вашингтона на Европейском континенте становится, мягко говоря, непонятным. Ведь Евросоюз не лезет на Американский континент… Идея о том, чтобы "держать Германию под контролем", предполагала недопущение возрождения нацизма. Далее, формула лорда Исмэя дает ответ на глубокомысленно-наивный вопрос отечественных обывателей (и даже представителей экспертного сообщества!): "Может ли Российская Федерация стать членом НАТО?" Конечно же, нет! Это будет крахом формулы лорда Исмэя. Россию нельзя пускать ни в НАТО, ни в Европу[2].
31 марта 1954 г., СССР официально подавал заявку на вступление в НАТО. Запад ужаснулся от самой постановки такого вопроса. Ответ Москве был четким и ясным: Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств. Комментарии - излишни. Ведь СССР одним фактом своего существования делал НАТО в глазах западных налогоплательщиков легитимной организацией. И еще одна маленькая ремарка: лорд Исмэй в своей формуле употребил слово "Россия", ибо оно, как мы уже отмечали, синоним Советского Союза. Нынешние западные обыватели и не будут разбираться в психологических тонкостях перевода. Для них понятно, что и сегодня нельзя пускать Россию в Европу.
Официальные отношения между Россией и НАТО начались в 1991 г., когда Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (переименованному в 1997 г. в Совет евроатлантического партнерства), который был сформирован после окончания холодной войны, как механизм укрепления транспарентности и углубления диалога[3].
Присоединение России к программе «Партнерство ради мира» в 1994 г. создало основу для более практического сотрудничества, а в 1996 г. Россия предоставила крупный контингент для участия в руководимых НАТО миротворческих силах в Боснии и Герцеговине. Подписание Основополагающего Акта НАТО-Россия о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности в 1997 г.(подробнее будет рассмотрен далее) явилось официальным базисом для отношений между Россией и НАТО и привело к созданию двусторонней программы консультаций и сотрудничества в рамках Совместного постоянного совета (СПС). Однако некоторые стереотипы, сохранившиеся со времен холодной войны, не позволили СПС полностью реализовать свои возможности. На данных отношениях также сказались разногласия по поводу военно-воздушной операции в Косово. Однако Россия сыграла важную дипломатическую роль в разрешении кризиса в Косово и предоставила контингент для обеспечения работы миротворческих сил в Косово (КФОР) в июне 1999 г. С 1999 г. отношения между НАТО и Россией претерпели значительные улучшения[4]. С созданием в 2002 г. Совета Россия-НАТО данным отношениям был придан новый импульс и содержание. Решение об учреждении СРН, принятое непосредственно после терактов в сентябре 2001 г., в очередной раз подтвердило необходимость в согласованных действиях в ответ на общие угрозы и продемонстрировало решимость России и государств-членов НАТО продолжать развивать более тесное сотрудничество по достижению общей цели построения долгосрочного и всестороннего мира в Евроатлантическом регионе, которая впервые нашла отражение в Основополагающем Акте НАТО-Россия в 1997 г.
После того, как в начале августа 2008 г. Россия применила несоразмерную военную силу в Грузии, Североатлантический союз приостановил официальные заседания СРН и сотрудничество в некоторых областях, пока рассматриваются последствия действий России для отношений Россия-НАТО. В марте 2009 г. было принято решение возобновить официальные заседания и практическое сотрудничество[5].
Интерес Америки заключается в сохранении их мирового лидерства, что в свою очередь предоставляет им особые возможность всегда быть первым у натовской добычи и заполучать особо крупные куски от нее. В связи с этим Америка повсюду находит для себя определённый интерес[6].
Но и конечно, понятно всем, что поддерживать такое неравенство вечно не получится. Эра господства Соединенных Штатов так или иначе подходит к концу. Поэтому Америка всеми силами стремится сплотить НАТО вокруг себя.
Однако у европейских членов свои интересы и поэтому они особо не торопится, пока США истощается от непосильной ноши мирового жандарма. Так или иначе роль Европы по НАТО придется особым образом переписать: Европа, которая избавилась в результате победы СССР от имперских замашек, послужила особым эталоном для дальнейшего мироустройства, в качестве союза наций, созданного на добровольной основе.
С особой быстротой в Европе начинают устраняться существовавшие ранее внутренние противоречия. В действительности можно констатировать тот факт, что дороги Америки и Европы значительно расходятся: или Америка откажутся от своей так называемой полицейской роли, или Европа в свою очередь откажется от Америки.
Конечно, мы можем говорить о том, что Европа по своей структуре не является однородной: имеются и свои лидеры, такие как Франция и Германия с постоянными амбициями. Есть в том числе и Великобритания, которая так сказать пытается сидеть сразу на «2-х стульях», то есть: быть в одно время и членом Европейского материка, и американским авианосцем в Европе. Европа при всем этом начала объединяться для того, чтобы наконец избавиться от большей части существующих на сегодняшний день противоречий внутри Европы. И главная цель этому – сохранение мира, чтобы больше никогда не было войны. Конечно же это все в целом вселяет пусть, но все же реальный оптимизм[7].
После распада СССР, Россия отказалась делить эту роль с США и НАТО, и данное место сейчас пустует. При этом претендентов на него довольно много, это и Китай, и Индия, и Иран, а также Южная Америка.
Мала вероятность, что Китай или Индия сможет заменить США на посту мирового жандарма в ближайшем будущем, потому что им сначала придется сравняться с объединенной экономической мощью Европы и США. Мир развивается по многополярному варианту, а это приведет к сбалансированной стабильности и возможно большей безопасности, и задача России заключается в гармоничном входе в этот многополяный мир. Для решения этой задачи и определению путей развития необходимо проанализировать историю взаимоотношений биполярного мира: СССР ( России, как его приемника) и Североатлантического альянса.
1.2. Политическая модель взаимодействия России и НАТО. Текущие вопросы безопасности
Эволюция НАТО, подвигло созданию механизмов взаимодействия и сотрудничества с Россией. Началось разработка систем ведения прямого диалога и взаимодействия нашей страны с основными европейскими институтами в экономической, политической и военно-политической сферах, данный процесс происходит с откатами и сбоями.
Совместный постоянный совет - это особая система сотрудничества, которая заложена в «Основополагающем акте». Совет провел свое первое заседание 18 июля 1997 года и оставался при этом средоточием усилий по формированию доверия, преодолению ложных представлений и формированию системы проведения консультаций и обеспечению сотрудничества. Совет выполнял особо важную функцию, которая заключалась прежде всего в укреплении сотрудничества между Россией н НАТО. Регулярные заседания Совета, которые в основном проводились один раз в месяц, с особой скоростью привели к образованию нового типа диалога и неимоверно высокому количеству контактов на различных уровнях[8].
Совет Россия-НАТО (СРН), который был организован 28 мая 2002 г. на Римской встрече в верхах Россия-НАТО, заменил СПС – форуму для консультаций и сотрудничества, созданному на основании акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который до сих пор остается официальной основой в отношениях Россия-НАТО[9].
СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 г. «Отношения Россия-НАТО: новое качество», которая основывается на принципах и целях Основополагающего акта 1997 года.