Введение
Глава 1. Общие положения таможенного транзита
1.1.Понятие и нормативная база таможенного транзита
1.2. Транзитная декларация
Глава 2. Форма и порядок заполнения транзитной декларации
2.1. Форма транзитной декларации
2.2. Порядок заполнения транзитной декларации
Глава 3. Особенности таможенного транзита
3.1. Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом
3.2. Временная технология контроля в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля
Заключение
Таможенный транзит - таможенная процедура Изменения, связанные с вступлением в силу нового Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), коснулись и таможенного транзита. Если в соответствии с ТК РФ таможенный транзит подразделялся на внутренний таможенный транзит (ВТТ) – таможенная процедура и международный таможенный транзит (МТТ) – таможенный режим, то по новому ТК ТС понятие режима отсутствует.
Имеют место только таможенные процедуры. Статья 215 ТК ТС дает определение, что такое таможенный транзит: Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа РФ.
Товары, перемещаемые транзитом между двумя таможенными органами РФ, должны:
- Оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
- Доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не превышающие предельный срок, определяемый из расчета две тысячи километров за один месяц, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Транзит товаров по территории РФ может осуществляться по любым путям и направлениям, если иное не установлено Правительством РФ.
Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами РФ не возмещаются.
Таможенные сборы за транзит товаров взимаются в размере 0,1% от их таможенной стоимости.
Таможенные сборы в отношении товаров, перемещаемых транзитом государственными железными дорогами взимаются в размере суммы, эквивалентной 14 долларам США в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной в одном транспортном средстве (контейнере) в случае превышения данной суммой 0,1 процента таможенной стоимости партии товаров.
Транзит товаров через территорию РФ начинается с момента их ввоза в РФ и завершается фактическим вывозом из РФ.
Целью курсовой работы является изучение таможенной процедуры таможенного транзита.
Глава 1. Общие положения таможенного транзита
1.1. Понятие и нормативная база таможенного транзита
Таможенный транзит - это особая таможенная процедура - перевозка между двумя таможенными органами, поэтому при подготовке Таможенного кодекса Таможенного союза исходили из того, что правила должны быть одинаковы во всех трех странах. Соответственно, в кодексе были заложены прямые нормы для транзита во всех государствах ТС, и если посмотреть гл. 32, которая регламентирует таможенный транзит, то количество отсылочных норм минимально. Отсылочные нормы остались только по тем вопросам, по которым не удалось договориться (например, по форме документов), поэтому они отнесены на национальный уровень.
В Законе «О таможенном регулировании в РФ» прописана сквозная технология порядка совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов. Этот порядок утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 438 от 17 августа 2010 г. Такой же подход был к правилам заполнения транзитной декларации - должны быть единые правила. Они утверждены решением Комиссии ТС № 281 от 18 июня 2010 г. В настоящее время с учетом наработанной практики в это решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. № 638). За базовый документ была принята действовавшая в РФ инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной и транзитной деклараций.
Есть еще ряд международных соглашений, которые подписаны в целях реализации таможенной процедуры таможенного транзита по территории ТС. В частности, соглашение «Об особенностях перемещения товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита железнодорожным транспортом» было разработано в связи с тем, что на территории трех стран ТС разные перевозчики: ОАО РЖД, белорусская железная дорога и казахстанская железная дорога. Необходимо было прописать обязанности каждой из железных дорог (когда они возникают, прекращаются и т.д.) и ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Еще одно соглашение «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита» устанавливает единый документ - сертификат, подтверждающий принятие таможенным органом обеспечения таможенных пошлин, налогов, а также порядок его заполнения и использования. Если перевозка осуществляется через несколько стран, необходимо использовать документ, предусмотренный этим соглашением.
При этом надо отметить, что по решению руководителей таможенных служб отказались от бланков гарантийных сертификатов, которые применялись ранее в РФ, - это были бланки строгой отчетности, на защищенной бумаге. Это касается транзитной декларации, декларации на товары и гарантийного сертификата. Так что сертификат, предусмотренный соглашением, просто распечатывается на листах формата А4. В связи с этим в целях гарантии, что таможенным органам представлен настоящий сертификат, а не подделка, в соглашении заложена такая норма: сертификат может быть принят таможенным органом отправления только в том случае, если есть электронное подтверждение из таможни, которая его выдала.
Однако в настоящее время такой информобмен есть только с Белоруссией. Поэтому таможенные органы РФ не принимают сертификаты, оформленные таможенными органами Казахстана, а казахстанские таможенные органы не принимают наши документы. Соответственно, если перевозка идет с запада в Казахстан, обеспечение нельзя внести в Казахстане и использовать в белорусском или российском таможенном органе, необходимо вносить обеспечение в таможне отправления, то есть либо в Белоруссии, либо в России. Если перевозка осуществляется с востока на запад, соответственно, только в Казахстане можно внести обеспечение.
Для решения этой проблемы руководители таможенных служб трех стран в мае подписали новую редакцию технологии информационного взаимодействия таможенных органов Таможенного союза, где предусмотрен обмен информацией по сертификатам. Информационные подразделения стран ТС подписали технические условия информационного взаимодействия, где определены структуры, форматы электронных документов, которыми они будут обмениваться, и обещают к сентябрю доработать программные средства для информобмена.
В отношении мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов есть одна серьезная особенность: сумма обеспечения рассчитывается исходя из максимальной суммы таможенных пошлин, налогов, если бы товары выпускались для внутреннего потребления в одном из государств Таможенного союза. Это значит, что если товары ввозятся в Россию, нельзя учитывать российский НДС 18%, потому что в Белоруссии НДС 20%. В самом невыгодном положении оказались казахстанские участники ВЭД, так как в РК НДС 12%, а сумма обеспечения такая же, как и у всех.
Ранее таможенный транзит был отдельной процедурой, которая отличалась от декларирования, таможенных режимов. Теперь подход одинаковый, и таможенный транзит - такая же таможенная процедура, как выпуск для внутреннего потребления. Поэтому появились новации, такие как отказ в регистрации транзитной декларации, отказ в выпуске, отзыв транзитной декларации. Ранее инспектор, если при проверке транзитной декларации обнаруживались ошибки, просто возвращал ее перевозчику или декларанту для их исправления. Сейчас каждая из этих процедур регламентируется, то есть если отказ в регистрации транзитной декларации должен быть письменным, с регистрацией в журнале, с мотивированным обоснованием отказа. То же касается отказа в выпуске.
Введено новое понятие «декларант таможенной процедуры таможенного транзита», вместо понятия «лицо, получающее разрешение на таможенный транзит». Смысл не изменился, то есть это лицо, которое должно заявить сведения в транзитной декларации, должно нести ответственность за заявление этих сведений, и, соответственно, на это лицо возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случае, если товары будут утрачены на территории Таможенного союза.
Что касается круга лиц, которые могут выступать декларантом, то в Таможенном кодексе ТС это регламентирует ст. 186. Пункт 3 определяет, кто может выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита - перевозчик (в большинстве случае он и является декларантом), экспедитор, если он является лицом государства - члена ТС, а также лица, перечисленные в п. 1 и 2 этой статьи. Проще говоря, все лица, которые указаны в ст. 186, могут быть декларантами.