Реферат|Психология

Бихевиоризм

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 19

Введение

  1. Предпосылки возникновения бихевиоризма
  2. Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона
  3. Необихевиоризм и его основные черты

Заключение

Список литературы

К началу XX-го века в разных отраслях психологии накопилось большое число исследований, чьи результаты иначе давали ответ на вопросы данной науки. Результатом такого процесса явился распад психологии на ряд крупнейших направлений, каждое из этих направлений являлось оппонентом существовавшей психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования. Одним из таких направлений и является бихевиоризм.

Бихевиоризм в качестве психологического течения выступил своеобразной оппозицией для психологии сознания, и вместе с тем против структурализма под руководством Э. Титчинера, а также против функционализма В. Джеймса. Именно бихевиоризм дал психологии много ценных идей и методических разработок, и сильно повлиял в целом на психологическую науку [5].

Бихевиоризм открыл потребность расширять предметы изучения в психологии и привнес поведение человека в круг изучаемых явлений, сделав его предметом многих психологических исследований. Изучению поведенческих реакций посвящего огромное количество работ, среди которых наибольшую популярность приобрели исследования Д.Б. Уотсона, Э. Торндайка и Ф.Б. Скиннера. Актуальность рассмотрения бихевиоризма в рамках этой работы обусловлена необходимостью рассмотрения основных принципов и методов, предложенных в рамках бихевиористического направления, которые до сих пор широко используются современной психологической наукой.

 

1. Предпосылки возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) является крупным психологическим направлением, его началом считают выход в 1913 году статьи американского психолога Д. Уотсона под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». Но предпосылки к возникновению бихевиоризма сложились уже задолго до того. В основе главных предпосылок появления бихевиоризма определяют следующие:

  • неспособность интроспективной, «академической» «психологии сознания» удовлетворить требования практики;
  • философия прагматизма и позитивизма, которые нашли свое признание и устойчивое положение в США;
  • изучение поведения животных [9];
  • физиологические и психологические идеи ученых И.П. Павлова, В. М. Бехтерева. [4].

Реальный смысл событий, которые связаны с возникновением и ускорением темпов развития бихевиористического направления определяются изменениями понятия о психике.

Одним из основателей бихевиоризма выступил Эдвард Торндайк (1874-1949). Он же называл себя «коннексионистом» (от англ. «коннексия» - связь), а не бихевиористом. Но об исследователях, а также об их концепциях судят по их роли в развитии познания, а не по тому, как они называют себя, а работы Торндайка открыли начало именно развития бихевиоризма.

Свои положения Торндайк опубликовал в докторской диссертации в 1898 году под названием «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». В собственных работах он использовал традиционные термины – «ассоциативные процессы»,  «интеллект», однако придавал им совершенно иное, отличающееся от предыдущих взглядов, значение. Именно данную работу И.П. Павлов назвал основой для объективного исследования поведения [11].

Тот факт, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно еще со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животных к окружающей среде, стало общепринятым после Спенсера. Однако именно опыты Торндайка показали впервые, что природа интеллекта, его функции могут исследоваться и оцениваться самостоятельно без акцента на идеи или какие-то другие явления сознания. Ассоциация в этом случае означает уже не связь между идеями и движениями либо между идеями, как в предыдущих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями [11].

Весь процесс научения описывается Торндайком в объективных терминах. Он пользуется идеей о «пробах и ошибках» в качестве регулирующего начала поведения, что обладает глубокими методологическими основаниями. Это означает сдвиг психологической мысли к новому способу объяснения закономерностей своих объектов. Понятие «проб и ошибок» составило одну из основ эволюционного учения Ч. Дарвина. Так как возможные методы реагирования на постоянные изменения условий внешней среды не способны быть предусмотрены в способах и структуре поведения живого организма, согласование данного поведения со средой осуществляется только на относительной основе.  

Э. Торндайк изучал на животных законы интеллекта в качестве научения методом проб и ошибок, либо случайного успеха. Э. Торндайк в экспериментальных исследованиях на животных применил созданные им «проблемные ящики», являющие собой устройства разного уровня сложности. Э. Торндайк, помещая в проблемный ящик животное (кошку, собаку), поводил наблюдение за их двигательными данными, которые связаны с выходом из ящика и обретением подкрепленного рефлекса (корма). Он выявил, что, добившись случайного успеха при побеге из заточения, при повторении опыта, животное уменьшало количество действий, не приводящих их к свободе [5].

Э. Торндайк представил следующие законы научения:

  • закон упражнения, который определяется прочностью связи между ситуацией и реакцией на нее, которая обусловлена частотой повторения;
  • закон эффекта, смысл которого в возрастании прочности связи, если процесс ее определения обусловлен получением удовольствия;
  • закон готовности, который определяет, что скорость установления связи обусловлена особенностями нервной системы животного.

Согласно Э. Торндайку принцип «проб, ошибок и случайного успеха», объясняет обретение животными новых форм поведения на разных уровнях развития. Данный принцип несет в себе явные преимущества, в сравнении с механической традиционной рефлекторной схемой. До Сеченова рефлекс означал фиксированное действие, чей ход определяется такими же строгими зафиксированными в нервной системе путями. Таким пониманием рефлекса не было возможным интерпретировать адаптивность реакций организма и его способность к обучению [11].

Исходным моментом двигательного акта Э. Торндайк определял не внешний импульс, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден построить ее собственными силами. В отличие от рефлекса связь «ситуация - реакция» (в его механистической трактовке) определялась следующими признаками:

  • проблемная ситуация выступала исходным пунктом;
  • организм как целое противостоит ей;
  • организм активно действует в поисках выбора;
  • он научается путем упражнений [3].
  1. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. – 1008 с.
  3. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.
  4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с.
  5. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007. – 144 с.
  6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - Мн.: Нар. асвета, 2006. – 399 с.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2008. – 583 с.
  8. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2014. - 544 с.
  9. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
  11. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М.: АСТ-ЛТД, 2008. – 438 с.
  12. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 128 с.
  13. Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: Знание, 2007. – 737 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2015 год 19 стр.
Реферат Достоинства и недостатки необихевиоризма
Telesammit
Реферат Психология
2021 год 25 стр.
Личность с точки зрения бихевиоризма
Kristina
Реферат Психология
2011 год 17 стр.
Теории бихевиоризма в современной психологии
bugalter
Реферат Психология
2023 год 7 стр.
Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское