Введение
- Предпосылки возникновения бихевиоризма
- Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона
- Необихевиоризм и его основные черты
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 19
Введение
Заключение
Список литературы
К началу XX-го века в разных отраслях психологии накопилось большое число исследований, чьи результаты иначе давали ответ на вопросы данной науки. Результатом такого процесса явился распад психологии на ряд крупнейших направлений, каждое из этих направлений являлось оппонентом существовавшей психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования. Одним из таких направлений и является бихевиоризм.
Бихевиоризм в качестве психологического течения выступил своеобразной оппозицией для психологии сознания, и вместе с тем против структурализма под руководством Э. Титчинера, а также против функционализма В. Джеймса. Именно бихевиоризм дал психологии много ценных идей и методических разработок, и сильно повлиял в целом на психологическую науку [5].
Бихевиоризм открыл потребность расширять предметы изучения в психологии и привнес поведение человека в круг изучаемых явлений, сделав его предметом многих психологических исследований. Изучению поведенческих реакций посвящего огромное количество работ, среди которых наибольшую популярность приобрели исследования Д.Б. Уотсона, Э. Торндайка и Ф.Б. Скиннера. Актуальность рассмотрения бихевиоризма в рамках этой работы обусловлена необходимостью рассмотрения основных принципов и методов, предложенных в рамках бихевиористического направления, которые до сих пор широко используются современной психологической наукой.
1. Предпосылки возникновения бихевиоризма
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) является крупным психологическим направлением, его началом считают выход в 1913 году статьи американского психолога Д. Уотсона под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». Но предпосылки к возникновению бихевиоризма сложились уже задолго до того. В основе главных предпосылок появления бихевиоризма определяют следующие:
Реальный смысл событий, которые связаны с возникновением и ускорением темпов развития бихевиористического направления определяются изменениями понятия о психике.
Одним из основателей бихевиоризма выступил Эдвард Торндайк (1874-1949). Он же называл себя «коннексионистом» (от англ. «коннексия» - связь), а не бихевиористом. Но об исследователях, а также об их концепциях судят по их роли в развитии познания, а не по тому, как они называют себя, а работы Торндайка открыли начало именно развития бихевиоризма.
Свои положения Торндайк опубликовал в докторской диссертации в 1898 году под названием «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». В собственных работах он использовал традиционные термины – «ассоциативные процессы», «интеллект», однако придавал им совершенно иное, отличающееся от предыдущих взглядов, значение. Именно данную работу И.П. Павлов назвал основой для объективного исследования поведения [11].
Тот факт, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно еще со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животных к окружающей среде, стало общепринятым после Спенсера. Однако именно опыты Торндайка показали впервые, что природа интеллекта, его функции могут исследоваться и оцениваться самостоятельно без акцента на идеи или какие-то другие явления сознания. Ассоциация в этом случае означает уже не связь между идеями и движениями либо между идеями, как в предыдущих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями [11].
Весь процесс научения описывается Торндайком в объективных терминах. Он пользуется идеей о «пробах и ошибках» в качестве регулирующего начала поведения, что обладает глубокими методологическими основаниями. Это означает сдвиг психологической мысли к новому способу объяснения закономерностей своих объектов. Понятие «проб и ошибок» составило одну из основ эволюционного учения Ч. Дарвина. Так как возможные методы реагирования на постоянные изменения условий внешней среды не способны быть предусмотрены в способах и структуре поведения живого организма, согласование данного поведения со средой осуществляется только на относительной основе.
Э. Торндайк изучал на животных законы интеллекта в качестве научения методом проб и ошибок, либо случайного успеха. Э. Торндайк в экспериментальных исследованиях на животных применил созданные им «проблемные ящики», являющие собой устройства разного уровня сложности. Э. Торндайк, помещая в проблемный ящик животное (кошку, собаку), поводил наблюдение за их двигательными данными, которые связаны с выходом из ящика и обретением подкрепленного рефлекса (корма). Он выявил, что, добившись случайного успеха при побеге из заточения, при повторении опыта, животное уменьшало количество действий, не приводящих их к свободе [5].
Э. Торндайк представил следующие законы научения:
Согласно Э. Торндайку принцип «проб, ошибок и случайного успеха», объясняет обретение животными новых форм поведения на разных уровнях развития. Данный принцип несет в себе явные преимущества, в сравнении с механической традиционной рефлекторной схемой. До Сеченова рефлекс означал фиксированное действие, чей ход определяется такими же строгими зафиксированными в нервной системе путями. Таким пониманием рефлекса не было возможным интерпретировать адаптивность реакций организма и его способность к обучению [11].
Исходным моментом двигательного акта Э. Торндайк определял не внешний импульс, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден построить ее собственными силами. В отличие от рефлекса связь «ситуация - реакция» (в его механистической трактовке) определялась следующими признаками:
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!