Реферат|Философия

Концепции религии у Фейербаха

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 22

Введение

Глава I. Л.Фейербах – выдающийся немецкий философ

1.1.Биография Л.Фейербаха

1.2. Основные работы Л.Фейербаха

Глава II. Учение о  религии Л. Фейербаха

2.1. Учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний

2.2. Вклад Л.Фейербаха в развитие философии

Заключение

Список литературы

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, ошибки сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается над подробным исследованием того, как чувственность может сама по себе быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

 В этом отношении он очень напоминает Огюста Конта, у которого сенсуализм точно так же уживается с математическим складом ума в духе Декарта, стремящимся к установлению на твёрдых основах незыблемо достоверного познания. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное, реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности концепции религии у Л. Фейербаха.

Задачи работы: 1) изучить биографию Л.Фейербаха; 2) рассмотреть основные работы Л.Фейербаха; 3) охарактеризовать учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний; 4) оценить вклад Л.Фейербаха в развитие философии.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. Л.ФЕЙЕРБАХ – ВЫДАЮЩИЙСЯ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ

1.1.Биография Л.Фейербаха

Немецкий философ-материалист, атеист. Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804, Ландсхут, Бавария (Германия), в семье знаменитого немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха (основателя теории психического принуждения или теории устрашения в учении о наказании). Окончив местную гимназию, в 1823 поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, где изучал богословие у гегельянца Дауба. Переехав в Берлин, Фейербах поступил в Берлинский университет, стал посещать лекции Гегеля. В 1828, по окончании Берлинского университета, в Эрлангенском университете защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". После защиты диссертации Фейербах стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс "гегелевской философии" и истории новой философии. В 1830 был навсегда лишен права преподавания. Причиной послужила книга "Мысли о смерти и бессмертии", отвергавшая идею бессмертия души, опубликованная анонимно и конфискованная после установления авторства. В 1848 являлся депутатом франкфуртского Национального собрания, но в политической жизни активного участия не принимал. В 1836 женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Фейербах переселился в Рехенберг. В 1870 вступил в социал-демократическую партию. Последние годы жизни прошли в жестокой нужде. Умер Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 в Рехенберге недалеко от Нюрнберга (Германия). Сперва являлся представителем крайней левой школы Гегелевой философии, с 1839 стал сторонником материализма, антропологизма и гуманизма[1].

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа — основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия — не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в -брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 466 с.
  2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник.- М.,2008. – 398 с.
  3. Булгаков С. Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. — М., 1906. – 387 с. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие.- М.: ПЕР СЭ, 2007. – 409 с.
    1. Быховский Б. Э. Людвиг Фейербах. (На обложке: Фейербах). — М.: Мысль, 1967. — 240 с.
  4. Володин А. И. Николай Добролюбов и Людвиг Фейербах // Философские науки. — 1986. — № 4. — С. 91-99.
  5. Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
  6. Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954.
  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов.- М.: Гардарики, 2006.
  8. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Л.Фейербаха. — М., 1971. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. – М.: Политиздат, 1989. – 125с.
  9. Кушаков Ю. В. Историко-философская концепция Л.Фейербаха: Теория, методология, конкретные результаты. — Киев: Вища школа, 1981. — 166 с.
  10. Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.
  11. Фейербах Л. История философии. – М.: «Мысль», 1974. – 210с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit
Реферат Философия
2011 год 19 стр.
Реферат на тему: «Философия сознания»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское