ВВЕДЕНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТЖС
1.1. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация
1.2. Психологическая устойчивость личности и ее детерминанты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|Психология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 21
ВВЕДЕНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТЖС
1.1. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация
1.2. Психологическая устойчивость личности и ее детерминанты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Человек становится личностью в процессе межличностного взаимодействия в социальной среде. Окружающие люди, СМИ, Интернет и другие источники открывают огромные возможности для взросления, задавая необходимый темп интеллектуальной и коммуникативной эмоционально насыщенной деятельности.
Предлагая человеку огромный объем информации, социальная среда мощно воздействуют на психику человека, ведет к определенной ее трансформации. При этом характер психологических трансформаций личности и образа жизни человека под влиянием социальной среды неоднозначный.
Наряду с позитивным воздействием на сознание человека отмечаются факты негативного влияния, такие, как формирование разного рода аддикций химического и нехимического характера; деформация установок в репродуктивной сфере, нарушения эмоциональной сферы, появление пограничных психических расстройств и др., что может катастрофически сказаться на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.
Способность противостоять негативным влияниям социальной среды формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации. Между тем вопрос о психологических условиях и механизмах формирования психологической устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, как и раскрытие самого феномена психологической устойчивости личности, остается открытым, что усиливает актуальность исследования данной проблемы.
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТЖС
1.1. Сущность понятия «трудная жизненная ситуация
В психологической литературе встречаются различные исследования, посвященные изучению человека в трудной жизненной ситуации.
Тем не менее, сам термин «трудная жизненная ситуация» не является до сих пор четко сформулированным: не определены критерии этой трудности, и в работах часто встречается множество синонимов.
Рассмотрим некоторые из них.
Так, ситуация социальной нестабильности характеризуется подавлением, т.е. внешним воздействием на потребностно-мотивационную сферу, прежде всего через явление экзистенциальной неопределенности[1].
Стрессогенная ситуация как следствие прежде всего «непредсказуемых и неуправляемых событий» вызывает, согласно названию, состояние стресса у переживающего ее человека, и его действия в данной ситуации развивается точно в соответствиями со стадиями протекания стресса.
Кризисная ситуация, являясь ситуацией невозможности реализации мотивов, стремлений, ценностных ориентаций, приводит к нарушениям функционирования человека, и имеет двоякие последствия для человека: необходимость изменения привычной социальной среды, и изменение пространственно-временных параметров жизни человека[2].
Критическая ситуация может быть описана через четыре понятия[3]:
Стресс
Конфликт
Фрустрация
Кризис
В целом ее можно охарактеризовать как ситуацию «невозможности жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни».
Неопределенная ситуация образуется внешней и внутренней неопределенностью, к внешней неопределенности относится избыток или недостаток информации, а к внутренней – содержания субъективного опыта, характеристики познания, мотивации и операционная составляющая деятельности[4]
Переломная ситуация – особый тип ситуаций, возникающих в «переломные периоды жизни человека», требующая от человека предвосхищения возможных жизненных тягот, быстрого накопления возможных ответов на них, и создания особых психологических условий для достижения гармонии[5].
Экстремальная ситуация – аномальная ситуация, выдвигающая особые, специфические требования к личности, - и до тех пор, пока не будет скорректирована под данную ситуацию ценностно-смысловая сфера личности, ситуация может привести к психическим расстройствам личности[6].
Несмотря на наличие различных классификации трудных жизненных ситуация, большинство ученых выделяют пять уровней сложности проживаемой человеком ситуации, - от благополучных ситуаций обыденной жизни до «ситуаций выживания», которые традиционно характеризуют как «экстремальные», «чрезвычайные» [7].
Человек определяет жизненную ситуацию как угрожающую самой возможности жить и удовлетворять свои основные потребности (в безопасности, привязанности, реализации жизненных планов, самоуважении).
Определение уровня сложности проживаемой ситуации зависит не столько от ее объективных характеристик, сколько от особенностей субъективного образа мира человека. Если человек определяет жизненную ситуацию как ставящую его «между жизнью и смертью», а объективно это могут быть и экстремальные ситуации, и ситуации выживания, и даже «неприятности обыденной жизни», то в его образе мира происходят разрушительные изменения (вплоть до слома). При этом возникает образ мира, зафиксированный в нижележащих слоях сознания как субъективный образ мира «испуганного ребенка» и «включаются» чувства и способы адаптации, характерные для более ранних периодов жизни.
Эти изменения в образе мира человека определяют задачи и психологическое содержание помощи в столь сложных ситуациях. Необходима длительная реабилитационная работа по возрождения действия механизма идентификации-обособления и реконструкции субъективного образа мира человека (прежде всего, - образа Я). Результатом такой перестройки является новый образ мира и себя в нем[8].
Для этого необходима особая модель психологической помощи – психологическое сопровождения, которое определяется как специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства», - безопасных условий, в которых становится возможным выход человека из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), восстановление связи с самим собой, миром людей и обществом, реконструкция субъективного образа мира и освоение новых моделей поведения.
Процесс сопровождения осуществляется на всех этапах перехода от старого, искаженного (или распавшегося) образа мира к новому. Специалист выполняет здесь функцию посредника между человеком и миром.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!