Введение
- Политическое учение В. И. Ленина
- Концепция власти и государства В.И. Ленина
- Политическая философия Ленина
Заключение
Список литературы
Реферат|Политология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 18
Введение
Заключение
Список литературы
Актуальность работы.
Идеология играет незаменимую роль в политическом процессе. Она определяет нормы поведения, уровни сознания и самосознания отдельных индивидов и народов, придает смысл совершающимся политическим изменениям, объясняет действительность через ценностные намерения, создает и совершенствует огромный спектр мировоззренческих ориентиров человека. Национальная идеология, отражая общественно-политическую и духовную традицию определенного народа, является внутренней программой его будущего и настоящего развития, ключевым регулирующим звеном национально-государственной самоидентификации. В начале XXI столетия, в ситуации неопределенности государственно-идеологического статуса, для России особенно актуальны идеи интегративной идеологии, цивилизационно-исторической специфики страны, важно определение перспективы эволюции духовно-идеологической ситуации, а также идеологических условии общественного согласия. Проблемы политической стабильности, демографического, экологического баланса, военного и технологического роста немыслимы без выявления того идеологического кодекса, который заложен в политическом сознании, культуре и менталитете россиян.
Политическая идеология - это неотъемлемая часть человеческого сознания. Интерес к се закономерностям, элементам и основам восходит к истокам древнейших культур и общественно-государственных организаций. Философские, религиозные, технологические и иные системы мировоззрения человека непрерывно на протяжении многих веков определяли смысл и направленность политико-идеологического сознания.
В результате последних пятнадцати лет усилиями отечественных и зарубежных исследователей, а также публикаторов документов сложился значительный и разнохарактерный комплекс работ, посвященных В. И. Ленину и его политическому окружению. Все эти работы серьезно отличаются от литературы, созданной в предшествующие десятилетия. Сменились методологические ориентиры историографии. Осуществляется переход на позиции подлинного историзма. Сближается отечественная и западная традиция в изучении биографий политических деятелей, что имеет благоприятные последствия для ранее противоборствующих сторон. Первая освобождается от идеологической зашоренности, вторая — от археографической неосведомленности.
Сегодня можно говорить об едином мировом процессе освоения различных точек зрения и многообразного документального наследия. Новые документы о Ленине, к сожалению, нередко появляются сначала в западных изданиях, а затем в российских. Оставляя в стороне вопрос о причинах данного явления, подчеркнем главное — историографический процесс перестает быть разделенным на "свою" и "чужую" его составляющие. Историки разных стран, представители разных научных школ преодолевают стереотипы прошлого и последствия "холодной войны", стремятся к совместному изучению выдающихся фигур XX века. Наш анализ показывает, однако, что Ленин, как и его окружение, не стали пока предметом исключительно научных и архивных изысканий.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности политической идеологии В.И. Ленина.
Задачи работы: 1) изучить политическое учение В.И.Ленина; 2) рассмотреть концепцию власти и государства В.И. Ленина; 3) охарактеризовать политическую философию Ленина.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Политическое учение В. И. Ленина
Как отмечает В.С. Нерсесянц, Владимир Ильич Ленин (Ульянов, 1870—1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства[1]: «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920).
Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф пер вой главы «Государства и революции» — по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически системное изложение соответствующих ленинских представлений. Сугубая классовость — врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них — воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами.
Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Вторая половина этого тезиса («проявление непримиримости классовых противоречий») в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.
Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, — комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев. Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), — осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства[2].
Кроме классов и межклассовых отношений для Ленина как бы нет иных факторов, детерминирующих природу государства. Острую его неприязнь вызывают рассуждения о зависимости сущностных свойств государства от процессов общественного разделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно управленческих структур и процедур и т. п. Ясно, почему все эти рассуждения чужды Ленину. В них нет момента абсолютизации классового начала; ему в них не придается универсального значения. Они так или иначе размывают образ государства как политической организации класса собственников основных средств производства, используемой для обеспечения и защиты их общих классовых интересов. А вне такого образа невозможна марксистская идея государства как представляющей интересы упомянутого класса собственников политической организации «насилия для подавления какого-либо класса», т. е. как орудия диктатуры экономически господствующего класса. Бесспорен, хотя и чрезвычайно специфичен, вклад Ленина в интерпретацию названной марксистской идеи. Он настаивал: «Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще..,» Суть всех без малейшего исключения государств, сколь бы разнообразны (в том числе и демократичны) ни были их формы, в конечном счете одна — диктатура класса. Это (если угодно) — «железный бытия государства, который ни при каких обстоятельствах нельзя отменить, смягчить или перехитрить.
Конкретное содержание феномена «диктатура класса» Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая «раскрепощенность», совершенная не связанность какими бы то ни было законами.
Вот его слова: «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!