В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения.
Важность мер административного принуждения трудно переоценить, посредством их применения ежегодно привлекаются к административной ответственности миллионы правонарушителей, предупреждаются и пресекаются десятки миллионов правонарушений и преступлений, запрещается эксплуатация устройств, механизмов, зданий, сооружений, оказание услуг, распространение товаров, представляющих общественную опасность.
Реализация мер административного принуждения является весьма важной и актуальной задачей государственных органов, т.к. эти меры направлены на обеспечение законности, охраны правопорядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Среди широкого арсенала мер административного принуждения особое место занимают меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, что обусловлено, прежде всего, тем, что они оперативно воздействуют на общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных правонарушений.
Актуальность темы определяется тем, что, согласно Конституции РФ, построение правового государства предполагает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Важная роль в обеспечении защиты прав принадлежит органам исполнительной власти, в том числе и органам внутренних дел. Вместе с тем соблюдение прав и свобод человека и гражданина предполагает, в частности, строгую регламентацию применения мер административного воздействия к правонарушителям. Однако проблема применения мер административного принуждения к различным правонарушителям остается актуальной и на сегодняшний день.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, регламентирующие применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить историю возникновения и развития мер обеспечения по делам об административных правонарушениях; 2) дать доктринальную характеристику понятия и особенностей мер обеспечения по делам об административных правонарушениях; 3) рассмотреть законодательное закрепление мер обеспечения по делам об административных правонарушениях; практика их применения.
Указанные цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
- История возникновения и развития мер обеспечения по делам об административных правонарушениях
Зарождение мер административно-принудительного характера происходит параллельно с зарождением проорганов административной юстиции в Московском государстве во второй половине XVI века. Стержнем политической системы государства наряду с Боярской думой являлись центральные административные учреждения - приказы. Приказы совмещали в себе административные и судебные функции.
Анализируя дошедшие до нас сведения о судебной деятельности Думы Боярской, очевидно что она, реализуя уголовные нормы того времени, нередко прибегала к реализации мер, обладающих признаками административно-принудительных. Хотя все законодательство базировалось на гражданских и уголовных началах, несомненно, в этом массиве усматривается зарождение административно-деликтных отношений.
Судебник 1550 года является практически первоисточником зарождения института административного принуждения. Так, Раздел IV «О вызове в суд» устанавливал порядок вызова ответчика в суд. Раздел V «О купле» устанавливает правила покупки лошадей.
Впервые достаточно подробно на законодательном уровне был изложен процедурный порядок реализации определенного права человека. Особый интерес вызывает возникновение административно-деликтных отношений в случае неисполнения правил «О купле».
При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 году новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или «Уложение»[1].
Глава VI посвящена установлению правил пересечения государственной границы. Данный исторический факт является свидетельством закрепления на законодательном уровне мер административно-предупредительного характера. Кроме того, глава XXV является «родоначальницей» лицензионно-разрешительной функции государственных учреждений и посвящена преследованию и наказанию людей, занимающихся производством и продажей алкоголя и табака без специальных «явок» - разрешений.
Глава X содержит признаки дисциплинарного производства в отношении чиновников, состоящих на государевой службе. Предусматривалась ответственность за неисполнение должностных обязанностей дьяков и подьячих, как основных субъектов делопроизводственной деятельности при отправлении правосудия.
Фактически до конца XVII - начала XVIII века отсутствует правовая регламентация мер административного принуждения, которые не относились к общему перечню карательных мер государства.
Начало строительства регулярного государства в ходе реформаторской деятельности Петра I, способствовало тому, что встал вопрос о разграничении полномочий между судебными и административно-полицейскими органами, в т.ч. и в сфере полномочий наложения санкций за различные виды правонарушений[2].
В первой половине XVIII в. в России идет процесс организационного становления полицейских органов, вырабатываются и апробируются на практике формы и методы деятельности полиции, в т.ч. и по предупреждению и пресечению правонарушений, устанавливаются санкции за определенные виды правонарушений, применение которых входило в компетенцию полиции. Анализируя нормативный материал первой половины XVIII в., можно выделить несколько видов мер полицейского предупреждения и пресечения правонарушений, а также взысканий, налагаемых полицией на правонарушителей.
В борьбе с правонарушениями против веры полицией использовались следующие меры предупреждения: 1) закрытие участков улиц и выставление караулов, при проведении религиозных обрядов вне храмов, как православных, так и принадлежащим другим конфессиям; 2) переселение обращенных в православие представителей других конфессий, по их желанию, в селения, где большинство населения составляли представители официальной церкви; 3) ограничение передвижения по стране священников из числа раскольников; 4) доведение под роспись до представителей духовенства других конфессий указов, устанавливающих ответственность за обращение в свою веру православных, представителей других вероисповеданий или «язычников»; 5) ограничение въезда в страну представителей католического духовенства по личным делам; 6) контроль посещения православным населением церквей в воскресные и праздничные дни и ежегодного выполнения исповеди и причастия; 7) учет числа раскольников и сектантов в целях контроля за распространением раскола и ересей.
В ходе административно-полицейской реформы 1775-1782 гг. завершается процесс становления регулярной полиции в России и предпринимается попытка отделить суд от администрации. В рамках Устава Благочиния 1782 г. предпринимается попытка создания своего рода полицейского карательного кодекса, а так же получает развитие тенденция на закрепление различий между преступлением и проступком, наметившаяся в первой половине XVIII века.
В первой трети XIX в. происходит совершенствование полицейского законодательства в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, расширяется перечень противоправных деяний, предупреждение и пресечение которых являлось обязанностью полицейских органов, устанавливаются виды наказаний, налагаемые полицией за отдельные виды правонарушений, не предусмотренные предшествующим законодательством.
Судебная реформа 1864 года явилась концептуальной основой для решения вопроса о необходимости отграничения преступлений от «полицейских проступков» и необходимости создания по образу стран Западной Европы, специальных полицейских судов и административных органов для борьбы с ними. В данный период был разработан специальный судебно-полицейский устав (основоположником которого был Д.Н. Сперанский), но император Александр II отверг его. Впоследствии в рамках Устава о наказаниях 1864 года судопроизводство по делам «о незначительных проступках», под которыми понимались наименее тяжкие нарушения (но через уголовно-правовую призму), было отнесено к компетенции мировых судей. Именно этот нормативный акт некоторые ученые считают первым прообразом нынешнего КоАП РФ.