Введение
Глава I. Право народов на самоопределение и территориальная целостность государств, как актуальная проблема в теории современного международного права
1.1.Право народов на самоопределение и его реализация
1.2.Нормативно-правовая база реализации принципа территориальной целостности государств
Глава II. Самоопределение народов (на примере Косово, Абхазии и Южной Осетии)
2.1. Самоопределение Косова
2.2. Самоопределение Абхазии и Южной Осетии
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Проявляющиеся в различных, даже в наиболее экономически развитых регионах планеты национально - освободительные движения, распад в конце XX столетия нескольких полиэтничных государств, интеграционные процессы в Европе, глобализация и переструктурирование мирового политического пространства и вызванный ими «ренессанс этничности» позволяют полагать, что в XXI веке самоопределение народов будет одной из ведущих тенденций мирового политического развития.
Вызовы глобализации с ее политическими рисками и проблемами диктуют необходимость осознания принципа равноправия и самоопределения народов как единого принципа с двумя диалектически взаимообусловленными составляющими. Народы самодостаточны, равноценны и равноправны по факту своего бытия. Из их социальной субъектности и равноправия вытекает право народов на самоопределение, которое на практике может быть реализовано как культурное, экономическое, социальное или политическое самоопределение. Из права народа на самоопределение логически следует, что народ может сделать свободный выбор как на самостоятельное развитие, так и на межнациональную интеграцию.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе самоопределения народов в международном праве.
Предмет исследования – особенности самоопределения народов Косова, Абхазии и Южной Осетии.
Цель настоящей работы – проанализировать сущность и специфические особенности принципа самоопределения народов (на примере Косова, Абхазии и Южной Осетии).
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
1) изучить сущность права народов на самоопределение и его реализация;
2) рассмотреть нормативно-правовую базу реализации принципа территориальной целостности государств;
3) охарактеризовать особенности самоопределения народов (на примере Косово, Абхазии и Южной Осетии).
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Право народов на самоопределение и территориальная целостность государств, как актуальная проблема в теории современного международного права
1.1.Право народов на самоопределение и его реализация
Право народов на самоопределение официально закреплено в Уставе ООН.
Статья 2 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (от 14.12.1960) провозгласила: «Сознавая необходимость создания условий устойчивости и благосостояния, и мирных, и дружественных отношений, на основе уважения принципов равноправия и самоопределения всех народов... заявляем, что все народы имеют право на самоопределение: в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие». Крах колониальной системы явился одновременно и эпилогом к новому пониманию самоопределения. Из принципа оно превратилось в право народов на самоопределение.
Самоопределение народа — это процесс определения, установления и обеспечения политического, экономического, социального и культурного статуса народа, обеспечение его права, как собственника «естественных богатств и ресурсов» страны. Наличие именно этих пяти элементов способно реализовать национально-государственный суверенитет народа. Изъятие любого из этих элементов из процесса реального самоопределения народа делают самоопределение и, соответственно, национально-государственный суверенитет неполными[1].
Самоопределение народов в чистом виде, т.е. на основе принципа равноправия и самоопределения народов, является демократическим процессом. Демократичность эта заключается во всеобщности права на самоопределение для всех народов, в отстаивании равноправия и справедливости во взаимоотношениях народов; в том, что самоопределение является результатом внутреннего волеизъявления народа, а также в нацеленности на реализацию духовного потенциала народа. Процесс самоопределения народов есть специфическое политическое изменение, во-первых, потому что он имеет политические цели (часто он принимает политическую окраску по ходу реализации и иных, культурных или экономических целей), во-вторых, потому что в рамках многонационального государства всякие изменения, в т.ч. неполитического характера, не могут не стать политическими, поскольку затрагивают интересы всех граждан и этнических групп.
Комплекс причин актуализации самоопределения народов подразделяются объективные и субъективные. Объективные причины самоопределения народов обусловливают объективные условия его актуализации, которые в свою очередь могут быть подразделены на природные и социальные условия. Изменения в природных условиях, особенно под влиянием антропогенных или природных факторов, выступают причинами защитной реакции народов, выражающейся в актуализации самоопределения, и содержат в себе три элемента осознаваемых угроз (угроза основаниям бытия народа на материальном уровне, угроза его святыням, угроза его системной целостности). Социальные условия актуализации самоопределения могут быть разделены на группы в зависимости от характера причин, их обуславливающих: это состояние самого народа, его социально-экономический и политический статус; общеполитические факторы в государстве, в котором находится народ; геополитические условия (региональный и международный уровень).
К субъективным причинам можно отнести: противоречия в титульном статусе народа и его экономическом статусе, выражающиеся в требованиях экономического суверенитета; противоречия между элитными группами внутри народа, стереотипные представления. В центре общеполитических причин актуализации самоопределения народов находится национальная политика государства и исторический фактор[2].
Формулировка принципа равноправия и самоопределения народов широко развёрнута в Декларации о принципах международного права 1970 г.
В этой Декларации зафиксированы следующие положения: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение». В этом контексте серьёзное внимание уделено понятиям «народ», «нация», «национальное меньшинство», «коренные народы», их юридическому содержанию и возможностям в контексте реализации той или иной формы права на самоопределение.
Обычно под самоопределением народов понимается «право самостоятельно решать вопрос о своей судьбе, право определённых коллективов, социальных и этнических групп самостоятельно избирать формы своей организации»[3]. Некоторые авторы расширяют содержание этого понятия и под самоопределением нации понимают право каждой национальности свободно, без какого-либо принуждения, выбирать государственную форму своего существования.
Другие исследователи начисто отрицают положительную роль принципа самоопределения народов, отождествляя самоопределение с сепаратизмом.
Принцип самоопределения не только не поощряет сепаратизм, а прямо направлен на его предотвращение. Каждый народ имеет право реализовать свои права, как он того желает, в соответствии с уровнем его развития, но если народ пользуется всеми возможностями для собственного развития в рамках существующего государства, то вопрос о самоопределении фактически решен. Лишь в ином случае встает вопрос о реализации права народов на самоопределение в качестве образования нового независимого государства.