Введение
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, виды
1.1 Понятие правовой культуры
1.2 Структура правовой культуры
1.3 Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан РФ
Глава 2. Правовое воспитание: понятие, значение, формы
2.1 Понятие и сущность правового воспитания
2.2 Формы правового воспитания
2.3 Значение правового воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Вопросы правового воспитания и правовой культуры являются достаточно актуальными в наши дни, особенно в условиях построения в России правового государства. Одним из главных признаков такого государства всегда был и будет высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц.
Очевидна значимость темы и с точки зрения теории права. Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, эталоны, к которым следует стремиться законодателю, гражданину правоприменителю и всему обществу в целом. Затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел в обществе, начать поиск пути и средств для достижения намеченных целей построения правового государства и общества.
Понятие правовой культуры неразрывно связано с понятием правого воспитания. В настоящее время проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер первоочередных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех построения в России правового государства.
Однако как таковой, системы правого воспитания у нас еще не существует, её отсутствие негативно сказывается на состоянии законности и правопорядка в стране. В этих сложных условиях наблюдается рост числа преступности, в том числе и детской, очевидными причинами которой являются сложная экономическая ситуация, падение нравов в обществе, а также низкий уровень правового воспитания населения.
Правосознание основной массы россиян, особенно молодежи, сформировалось и формируется в момент кризиса. Следствием серьезных изменений, произошедших в политической и экономической системах общества стало существенное изменение качества жизни. Прямым результатом отсутствия правового воспитания является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Наряду с этим меняется отношение граждан к существующей системе права. Возникает негативное отношение к издающимся законам, которые не в силах обеспечить правовую защищенность гражданина, его личности, достоинства, чести.
Объектами данной работы являются правовое воспитание и правовая культура как комплексные категории. Объектом всегда выступают общественные отношения, складывающиеся, в результате правового воспитания и правовой культуры.
Предмет исследования - правовые категории: правовая культура и правовое воспитание
Целью исследования является комплексное и углубленное изучение таких правовых категорий как: правовая культура и правовое воспитание.
Для решения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие правовой культуры;
- определить структуру правовой культуры;
- предложить пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан РФ;
- рассмотреть понятие и сущность правового воспитания;
- определить формы правового воспитания;
- изучить значение правового воспитания.
Методологической базой в работе выступили следующие методы - анализ, переработка, метод правового моделирования, формально–юридический, сравнительно– правовой, комплексный, системный, нормативный.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, виды
1.1 Понятие правовой культуры
Чтобы перейти к рассмотрению понятия правовой культуры стоит для начала разобраться в том, что из себя представляет «обычная» культура.
Существует, различное множество определений культуры. Мы часто можем услышать, как употребляются такие словосочетания: культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. Помимо этого существует множество синонимов, заменяющее это слово в различных сферах, например, этикет, цивилизация, образованность, просвещенность.
Культура многоаспектна, многогранна, из–за этого возникла необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.). Понятие «культура» (что идёт от латинского слова cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) раньше понимался, как функция, связанная с получением каких–либо знаний, а во времена средневековья появляется понятие духовной и интеллектуальной культуры. Рассмотрим некоторые определения[1]:
- Культура – то, что складывается из определенного опыта и знания, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей, которыми человек овладел, как член определённой социальной общности;
- Культура – это не естественные аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к абстрактному мышлению и самовыражению с помощью символов;
- Культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др.
Исходя из всего вышеизложенного мы можем рассуждать о том, что вся суть культуры не может быть раскрыта в паре определений. Необходимо изучить три разные точки зрения, чтобы осмыслить такое социальное явление, как правовая культура:
- Антропологическая точка зрения, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных; 2. Социологическая точка зрения, т.е. культура – это сумма духовных ценностей; культура – компонент общественной жизни;
- Философская точка зрения, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.
Проанализировав вышеперечисленные точки зрения, можно сделать вывод, что правовая культура – это социальная категория, весьма ёмкая по своему содержанию.
Е. В. Аграновская определяет правовую культуру вот так: «Правовая культура – это элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка»[2].
Т.А. Артеменко же дает такое определение правовой культуре – «это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов»[3]. Из этого следует, что даже человеку обладающему правосознанием, не всегда присуща правовая культура.
По мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)».