Курсовая работа|Международное право

Право государств на самооборону

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 32

Введение

  1. Уголовно-правовая характеристика права государств на самооборону

1.1. Законодательно закрепленная возможность применения вооруженной силы как меры превентивной защиты от внешней угрозы

1.2. Условия правомерности действий государства, применяющего вооруженную либо иную силу в состоянии самообороны

  1. Проблемы реализации права государств на самооборону

2.1. Правомерность обращения к праву на самооборону в отношении негосударственных акторов

2.2. Правомерность международного военно-силового контртерроризма

Заключение

Список источников

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Ст. 51 Устава Организации Объединённых Наций 1945 г. предоставляет государствам неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону. Однако в последние годы трактовка данного положения отдельными государствами, в частности, Соединенными Штатами Америки, существенно изменилась. Так, после террористических атак 11 сентября 2011 г., ответственность за которые взяла на себя террористическая организация «Аль-Каида», США заявили о своем праве применять вооруженную силу в любой точке мира как против террористов, так и против правительств, которые их поддерживают. Подобные действия нарушают действующий в международном праве запрет на применение силы, закрепленный в п. 4 ст. 2 Устава ООН. Начало подобной неоднозначной практике было положено в октябре 2001 г., когда американское правительство со ссылкой на ст. 51 Устава ООН сообщило Совету Безопасности ООН, что начинает военные действия против Аль-Каиды и правительства Талибана в Афганистане.

Использование «войны с терроризмом» в качестве основания самообороны привело к появлению весьма неоднозначных с международно-правой точки зрения моментов. Основной юридической коллизией является то, что при самообороне де-факто осуществляется агрессия, поскольку происходит нападение одного государства на другое государство, что закономерно должно явиться основанием для международной ответственности. Однако использование ссылки на осуществление самообороны приводит к оправданию подобных действий, утверждению их правомерности, а также к их исключению из оснований ответственности. Таким образом, важнейшим аспектом является юридическая квалификация того или иного деяния.

Данная тема достаточно широко рассмотрена в российской правовой науке. С точки зрения данной работы наибольшую ценность представляют исследования таких авторов как Н.О. Архипцев, Т.В. Вербицкая,  А.А. Журавлев, А.В. Клемин, К.Л. Сазонова, И.З. Фархутдинов и др.

Объект исследования: международные правовые отношения, возникающие по поводу правомерного применения силы.

Предмет исследования: право государств на самооборону.

Цель исследования: рассмотреть право государств на самооборону.

В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:

1 рассмотреть законодательно закрепленную возможность применения вооруженной силы как меры превентивной защиты от внешней угрозы;

2 выделить условия правомерности действий государства, применяющего вооруженную либо иную силу в состоянии самообороны;

3 проанализировать правомерность обращения к праву на самооборону в отношении негосударственных акторов;

4 рассмотреть правомерность международного военно-силового контртерроризма.

Методы исследования: анализ и синтез источников литературы, сравнительный правовой анализ.

Структура работы включает введение, две главы и четыре параграфа, заключение, список источников.

 

1. Уголовно-правовая характеристика права государств на самооборону

1.1. Законодательно закрепленная возможность применения вооруженной силы как меры превентивной защиты от внешней угрозы

Возможность применения вооруженной силы как меры превентивной защиты от внешней угрозы вытекает не только из расширительной интерпретации понятия «вооруженное нападение», данного ст. 51 Устава ООН, и понятия «агрессия», определенного резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., но и прямо сформулирована Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 г. № 706, предусматривающей нанесение превентивных ударов в случае наличия внешней военной или экономической угрозы, а также угрозы соотечественникам за рубежом[1].

Угроза международного терроризма, особенно перед лицом оружия массового уничтожения, является мощным обоснованием для упреждающего вооруженного удара. Причем даже при отсутствии вооружённого нападения со стороны террористов, на основании собственного одностороннего решения и без санкции СБ ООН - таков лейтмотив концепции о превентивной самообороне.

В многочисленных резолюциях СБ ООН (резолюции 1368 (2001), 1373 (2001), 1438 (2002), 1440 (2002), 1456 (2003), 1611 (2005)) терроризм определен в качестве угрозы международному миру и безопасности.

Состояние вооруженной или иной самообороны у государства, осуществляющего применение силы, возникает лишь при наличии к тому соответствующего основания, которое должно состоять из двух взаимосвязанных между собой элементов[2]:

1)      опасности, непосредственно угрожающей правоохраняемым интересам государства;

2)      неустранимости этой опасности иными средствами, кроме немедленного предотвращения или пресечения этой опасности путем применения вооруженной и иной силы.

Понятие «грозящая опасность правоохраняемым интересам государства», которое, кстати, используется в качестве основания при обрисовке самостоятельного вида обстоятельства, исключающего преступность деяния — крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), вполне ассоциируется с понятием «вооруженное нападение», данным ст. 51 Устава ООН, а также с понятием «агрессия», определенным резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Разумеется, понятие «агрессия» шире, чем понятие «вооруженное нападение», и между ними существуют принципиальные отличия. Вооруженное нападение дает государству-жертве основание для осуществления права на самооборону, а акт агрессии открывает лишь путь к применению мер, предусмотренных главой VII Устава ООН (включая и принудительные меры невоенного и военного характера).

Обобщая основные положения международно-правовой доктрины, необходимо сделать вывод о том, что основанием для коллективных военных действий можно считать агрессию, толкуемую в рамках Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 года. Таким образом, речь в случае реализации коллективной самообороны в большинстве случаев идет о военных действиях в ответ на военные действия, то есть о применении силы.

Ситуация усложняется, когда говорят об «угрозе применения силы», которое неоднозначно трактуется в доктрине и международноправовых документах, и, как следствие, на практике. Инспирирование и финансирование «цветных» революций, испытания атомного оружия, акты так называемого «государственного терроризма» и международный терроризм как таковой - является ли все это теми угрозами, которые можно признать правомерными и достаточными для реализации коллективной самообороны? Более того, с юридической точки зрения, осуществлять коллективную самооборону можно лишь до того момента, как Совет Безопасности ООН начнет рассматривать и принимать решения по той конфликтной ситуации, которая и привела к осуществлению военно-силовых мер, предпринятых в рамках реализации права на коллективную самооборону. Дальнейшие действия под эгидой ООН могут включать применение экономических санкций, применение мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких, как полный или частичный перерыв железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, или же проведение миротворческой операции[3].

В международно-правовой науке существуют две основные точки зрения на проблему права государств на самооборону:

Во-первых, определенная группа ученых уверена в том, что для ответного военного удара необходимо реальное вооруженное нападение, нападение со стороны государства-агрессора Они признают только формальную логику Устава ООН, который запрещает государствам применение силы в международных отношениях; одностороннее применение вооруженной силы разрешает только с целью самообороны против совершившегося вооруженного нападения. Таково традиционное («узкое») толкование права на самооборону.

Во-вторых, другая группа за основание для самообороны признает неминуемую угрозу вооруженного нападения. То есть речь о расширенном толковании права на самозащиту[4].

В целом, большинство отечественных ученых считают, что воздержание от использования силы и угрозы силой остается общим принципом права. Воздержание от использования, за исключением случаев, определенных Уставом ООН, носит характер императивной нормы международного права и не может быть легко изменено или отменено по причине даже многочисленных нарушений или на основании правовой позиции, которой придерживаются лишь одно или несколько государств, какой бы военной и экономической мощью они не располагали.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ . – 2014 . – 04 августа. – № 31 – ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Международные документы

  1. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, Гаага, 18 октября 1907 г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами [Текст]. М., 1955. Вып.11. 199 с.
  2. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г. // Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М., 2002. - С. 331-345.
  3. Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 года..) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами [Текст]. М., 1955. Вып.11. 199 с.
  4. Конвенция о защите гражданского населения во время войны. (Женева, 12 августа 1949 года.). Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами [Текст]. М., 1955. Вып.11. 199 с.
  5. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами [Текст]. М., 1955. Вып.11. 199 с.
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 22.01.1969 № 3534-VII) [Текст] // Ведомости ВС СССР. 1969. № 5. Ст. 33.
  7. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.) от 14 декабря 1973 г. [Текст] / Гарант. - 14.12.1973 г.

Учебная литература

  1. Международное уголовное право в документах. В двух томах. Том II. [Текст] / Р.М. Валеев, И.А.Тарханов, А.Р. Коюмова. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - 630 с.
  2. Международное уголовное право в документах: учеб. пособие: в 2 т. [Текст] / сост. Р. М. Валеева, И. А. Тарханов, А. Р. Каюмова. М., 2010. Т. 1. 528 с.
  3. Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М.: Норма: Инфра-М., 2010. – 356 с.

Научная литература

  1. Архипцев, Н. О праве государства на самооборону от потенциальной внешней военной или экономической угрозы: международно-правовые и уголовно-правовые аспекты [Текст] / Н. Архищев // Уголовное право. – 2006. – № 2. – С. 115-118.
  2. Вербицкая, Т.В. Соотношение между запретом применения ядерного оружия в международном гуманитарном праве и правом государства на самооборону [Текст] / Т.В. Вербицкая // Военное право. – 2018. – № 3 (49). – С. 275-279.
  3. Громогласова, Е.С. Современный военно-силовой контртерроризм: международно-политический и правовой аспекты [Текст] / Е.С. Громогласова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2016. – Т. 16. – № 3. – С. 426-436.
  4. Давыдова, А.В. Теория справедливой войны и ее понимание через призму современного международного права вооруженных конфликтов [Текст] / А.В. Давыдов // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. – № -9. – С. 697-705.
  5. Дидманидзе, У.Т. Право государства на самооборону в общем международном праве [Текст] / У.Т. Дидманидзе // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 1 (104). – С. 329-334.
  6. Журавлев, А.А. Превентивная самооборона государства: к истории вопроса [Текст] / А.А. Журавлев, Д.С. Вирясов // В сборнике: Право: история, теория, практика материалы V Международной научной конференции. – М., 2017. – С. 133-136.
  7. Карташкин, В.А. Преступность международного терроризма и право государства на превентивную самооборону [Текст] / В.А. Карташин // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. – 2012. – № 1. – С. 14-16.
  8. Клемин, А.В. О праве на самооборону в РФ и других государствах [Текст] / А.В. Клемин // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 3 (82). – С. 32-36.
  9. Мамедов, С.С.О. О праве государства на самооборону в ракурсе международно-правового урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта [Текст] / С.С.О. Мамедов // Право и государство: теория и практика. – 2015. – № 2 (122). – С. 121-127.
  10. Орбелян, А. С. Становление и развитие института самообороны в международном праве [Текст] / А.С.. Орбелян. – Ереван: Издательство ЕГУ, 2010. – С. 150-167.
  11. Орлова. И.А. Современный правовой режим применения силы в международных отношениях [Текст] / И.А. Орлова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2017. – № 2 (22). – С. 50-56.
  12. Сазонова, К.Л. Коллективная самооборона в международном праве [Текст] / К.Л. Сазонова // Юридическая наука. – 2013. – № 1. – С. 94-96.
  13. Туманов, Г.К. Правомерность обращения к праву на самооборону в отношении негосударственных акторов в рамках международного права [Текст] / Г.К. Туманов // Право и безопасность. – 2012. – № 2. – С. 53-59.
  14. Фархутдинов, И.З. Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление [Текст] / И.З. Фархутдинов // Московский журнал международного права. – 2016. – № 4 (104). – С. 97-124.
  15. Филимонов, Ю.В. К вопросу о признании права государства на индивидуальную упреждающую самооборону[Текст] / Ю.В. Филимонов, А.П. Тропина // В сборнике: Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. – М., 2018. – С. 152-154.
  16. Холиков, И.В. Международно-правовые последствия включения "войны с международным терроризмом" в перечень правомерных оснований индивидуальной и коллективной самообороны (на примере борьбы с Исламским государством Ирака и Леванта) [Текст] / И.В. Холиков, К.Л. Сазонова // Военное право. – 2015. – № 3 (35). – С. 321-339.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международное право
2012 год 42 стр.
Курсовая Принципы и нормы международного права
diplomstud
Курсовая работа Международное право
2013 год 26 стр.
Курсовая Международные договоры
diplomstud
Курсовая работа Международное право
2012 год 35 стр.
Курсовая Правовой статус международного олимпийского комитета
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское