Произошедший за годы реформ в России слом социального устройства общества непосредственным образом повлиял на трансформацию социальной структуры и социальную стратификацию населения. Произошло совмещение вновь возникших ролей и статусов с сохраненными в измененном виде некоторых ранее существовавших.
Наиболее ярким и непосредственным выражением этих процессов служит изменение принципов и фактического состояния материальной дифференциации общества. Провозглашенные в начале реформ новые принципы оплаты труда реально вылились в построение такой системы распределения доходов, материальных и социальных благ, которая не стимулировала наиболее сложные и квалифицированные виды труда и сохраняла натуральное поощрение (в виде привилегий) для управленческого слоя. Вместе с тем возникли новые социальные акторы - предприниматели, освоившие по мере разворачивания рыночных реформ новые для современного российского общества социальные роли и получившие довольно высокий социальный статус и престиж. Но, к сожалению, принципы построения социальной стратификации не получили своего воплощения в России в годы реформ и, кроме того, породили острые, социально и нравственно опасные проблемы материального неравенства.
Социальное равенство — идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
В последнее время в России проблема неравенства стала особенно значимой, но, к сожалению, она недооценена властью и зачастую выпадает из поля зрения политиков. Симптоматично, но ни в одном программном документе развития страны — например, «Стратегии-2020», никакие прогнозы по показателям неравенства и его регулированию не рассчитываются. Представители властных государственных структур в основном концентрируются на проблемах бедности, справедливо констатируя необходимость повышения пенсии, зарплат бюджетникам, помощи молодым семьям и другим социально незащищенным слоям. При этом повышение уровня и качества жизни, увеличение рождаемости, а также решение проблем вопиющего неравенства в российском обществе связываются исключительно с разного рода материальными добавками. Однако такой подход свидетельствует о недооценке значения фактора неравенства в политических и экономических процессах.
Цель работы – охарактеризовать место социального неравенства в структуре угроз целям, идеалам, ценностям и жизненно важным интересам личности.
Задачи работы: 1) изучить понятие целей, идеалов, ценностей и жизненно важных интересов личности; 2) дать общую характеристику социального неравенства; 3) рассмотреть социальное неравенство в структуре угроз целям, идеалам, ценностям и жизненно важным интересам личности.
- Понятие целей, идеалов, ценностей и жизненно важных интересов личности
Цель - это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель - это то, чего мы стремимся достичь.
Цель организовывает, побуждает человека к деятельности. Как утверждал А.Леонтьев, развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию человека[1].
Выделение промежуточных целей имеет существенное мотивационное значение. Достижение очередной промежуточной цели усиливает мотивацию к деятельности.
Чаще всего целью и смыслом жизни человека считают стремление к любви, счастью и благополучию, постижение Бога и служение ему, жизнь ради и для других людей, приобретение власти над другими людьми, творение добра, саму по себе жизнь и т.д.
Идеал (от лат. idealis, греч. idea — образ, идея) - 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого - либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей; 2) в строгом этическом смысле: а) в теоретическом плане - наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), б) в нормативном плане - совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного идеал — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности.
Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Особенностями интересов являются:
- активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
- большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
- расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
- своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Кроме того, интерес характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Он всегда конкретен, т. е. проявляется к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.).
Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательным условием возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др. Во-вторых, интересы различаются по действенности, устойчивости, глубине, силе и т. д.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.