Развитие розничной торговли в 2014-2015 г. проходило на фоне резкого изменения макроэкономических факторов, которые привели к падению покупательной способности населения и в то же время - резкому всплеску потребительского спроса в последние месяцы 2014 года на товары длительного пользования на фоне ожиданий будущего роста цен.
В наибольшей мере незащищенными оказались сегменты розничной торговли одеждой, ориентированные на импорт и частое обновление ассортимента. Девальвация рубля привела к удорожанию импорта. Рост цен послужил причиной сокращения доли сегмента в структуре потребления населения.
Расходы на одежду, обувь и спортивные товары занимают практически пятую часть товарооборота непродовольственных товаров в России или 10% в общей структуре товарооборота розничной торговли, что в денежном выражении составляет 2,4 трлн руб. Ключевыми участниками сегмента одежды являются ООО «ОСТИН» (бренд O’STIN; ГК Спортмастер), ООО «СК ТРЕЙД» (Снежная Королева), ООО «МОНЭКС ТРЕЙДИНГ» (франчайзинг: American Eagle Outfitters, next, La Senza, Victoria’s Secret Beauty & Accessories и др.), а также сопоставимые по выручке: ООО «ЭЙЧ ЭНД ЭМ» (H&M, COS, Monki и др.), ЗАО «ОДЕЖДА 3000» (MODIS), ОАО «ГЛОРИЯ ДЖИНС» (Gee Jay, Gloria Jeans), ОАО «МЭЛОН ФЭШН ГРУП (befree, Zarina, Love Republic), ООО «АВГУСТ» (oodji (OGGI)). На данные компании приходится порядка 4% товарооборота рынка одежды, обуви и спортивных товаров.
Ключевым фактором, оказавшим влияние на развитие одежного ритейла в 2014 г., стало падение курса национальной валюты и рост инфляции. Девальвация заставила ритейлеров оптимизировать издержки (путем снижения себестоимости, упрощения дизайна, применения более дешевых материалов или локализации производства (Decathlonxvii)); ликвидировать убыточные магазины (Adidasxviii, Zara, Stockmann) или, в крайнем случае, стала причиной ухода с российского рынка (польская EM&Fxix). Ускорение инфляции, в свою очередь, приводит к изменению структуры потребления населения в пользу продовольственных товаров. В наибольшей степени от макроэкономических факторов пострадали сети, для которых российский рынок является ключевым источником генерации выручки, и при этом высокая доля одежды и обуви импортируется. Конъюнктурные ожидания на предстоящий период – дальнейшее сокращение потребительского спроса и ужесточение борьбы за покупателя. Этим обуславливается актуальность исследования тенденций развития международных торговых сетей в сегменте одежда.
Цель курсовой работы – изучить развития международных торговых сетей в сегменте одежда.
Задачи работы:
- Раскрыть понятие торговой сети, ее идентификационные признаки;
- Представить обзор развития международных непродовольственных сетей в мировой и отечественной практике;
- Изучить развитие международных непродовольственных сетей в России.
Работа основана на аналитических отчетах консалтинговых компаний.
Глава 1. Теоретические аспекты развития непродовольственных торговых сетей (в сегменте одежда)
1.1. Понятие торговой сети, ее идентификационные признаки
Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги, в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.[3, c. 81]
Виды розничной торговой сети — характеризуются по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю.
По первому признаку различают 3 вида сети: стационарную (магазины); полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски); передвижную (развозная и разносная).
По второму признаку различают: смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарамина одном рабочем месте продавца); специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов); узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров); универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров).
Структура розничной сети - это соотношение различных типов предприятий:
1) Соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
2) Удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий.
3) Используемые формы продажи и методы обслуживания.
4) Соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров.
5) Продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы).
6) Соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях.
7) Удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в т.ч. предприятий, торгующих скоропортящимися товарами.
8) Средний размер торговой площади одного магазина.
Специализация торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров. [7, c. 124]
Типизация — система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Типизация торговых предприятий включает наличие следующих показателей: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи товаров.
Типизация магазинов позволяет сократить затраты на строительство, упорядочить ассортимент, обеспечить уровень обслуживания.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
- Плотность торговой сети — количество торговых единиц, приходящихся на 10000 жителей.
- Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.
- Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети.
- Уровень специализации розничной торговой сети — отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.
- Общая численность торговых предприятий.
- Средняя торговая площадь магазина.
- Соотношение торговой и неторговой площади магазина.
Методы размещения розничной торговой сети: [2, c. 66]
- Равномерный — с целью максимального приближения к населению.
- Концентрический или ступенчатый — выделяется общегородской тип, тип жилых районов.
- Групповой — предполагает создание торговых улиц, торговых центров.
Торговый центр — это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, массового питания, бытового и
других видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
- Градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
- Транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
- Социальные — возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижения высокого уровня обслуживания.
- Экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Материально-техническая база (МТБ) магазинов включает здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водопровод, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Виды зданий магазинов: [5, c. 53]
- Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
- Встроенно-пристроенные:
- Кооперированного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй — предприятия бытового обслуживания;
- Отдельно стоящие.
Требования, предъявляемые к торговым зданиям: технологические, архитектурно-строительные, технические, эстетические, экономические.
Технологические требования — наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.
Архитектурно-строительные требования — использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину.
Технические требования — обеспечение соответствующей оптимальности качества воздуха, освещения.
Эстетические требования — оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением.
Экономические требования — эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию.
Рабочее место в магазине — это зона работы одного или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).
Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест: [4, c. 71]
- Высокий уровень технического оснащения.
- Соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда).
- Размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке.
- Обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы.
- Бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов.
- Своевременный ремонт оборудования и инвентаря.
Виды помещений (площадей) магазина: торговые и неторговые.
В группу торговых помещений и площадей магазина включаются: торговые залы, залы кафетериев, места для продажи соков, игровых автоматов.
Неторговые помещения составляют 5 групп по признаку их назначения. Первую группу неторговых помещений составляют помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Ко второй группе относятся помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.).