Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что особую, специфическую область в политической жизни представляют собой международные отношения. Российско-прибалтийские отношения в целом за последние годы не дают особого повода для удовлетворенности. Доминанта внешней политики этих государств — форсированный курс на отход от России политически и возможное постепенное свертывание сотрудничества с ней практически по всем направлениям. Необходимо учитывать также сложное положение проживающего на территории этих стран русскоязычного населения. Это настораживает, не способствует улучшению отношений с прибалтийскими странами. Экономические контакты между Россией и Прибалтикой также заметно меньше их потенциальных возможностей.
Особенность заключается, прежде всего, в том, что в области международных отношений не существует единого источника власти, обладающего бесспорным авторитетом для всех участников отношений. Важное место в системе международных отношений России занимают российско – балтийские отношения, то есть отношения с Латвией, Литвой и Эстонией. За период времени, прошедший с момента распада СССР эти отношения претерпели существенные изменения, в том числе, и не в лучшую для участников отношений сторону. Однако, несмотря на существующие, в большинстве своем, преодолимые проблемы российско – балтийских отношений, можно сказать, что с начала 2000 годов доминирующей тенденцией этих отношений стал постепенный поиск путей их нормализации и налаживании прагматического взаимодействия.
Дополнительную актуальность теме исследования придает значимость прибалтийского региона с точки зрения геополитических интересов России. Русская диаспора является весомым фактором в реализации российской внешнеполитической стратегии и продвижении национальных интересов в данном регионе. Русскоязычное население стран Балтии должно рассматриваться как важный демографический, интеллектуальный и социокультурный ресурс, способный не только повысить эффективность внешней политики и экономических связей РФ на западном направлении, но и содействовать решению приграничных проблем современной России.
Объект настоящего исследования – общественные отношения, складывающиеся между Россией и странами Прибалтики (Балтии).
Предмет исследования - экономические отношения России и стран Прибалтики за последние 10 лет
Тема данной курсовой работы «Развитие экономических отношений России и стран Прибалтики за последние 10 лет».
На сегодняшний день российско – балтийские отношения, несмотря на прогресс в их развитии, все еще сложно назвать благоприятными. Насущные проблемы, существующие в настоящее время в отношениях России и стран Балтии, создают препятствия для эффективного взаимовыгодного сотрудничества и реализации интересов сторон. Это является предметом активного обсуждения, споров в политических кругах и в обществе в целом.
Цель работы – проанализировать сущность и специфические особенности русско-балтийских отношений.
Выполнение указанной цели представляется возможным при помощи следующих задач: 1) охарактеризовать препятствия и потенциал для развития сотрудничества России и стран Балтии; 2) дать оценку положению России и русских в странах Балтии; 3) охарактеризовать пути развития российско – прибалтийского сотрудничества.
При написании данной работы нами были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод.
Глава I. Экономические отношения России и стран Прибалтики за последние 10 лет: общая характеристика
- Сущность и специфические особенности экономических отношений России и стран Прибалтики
Для России и крупных западноевропейских стран Прибалтика представляет собой, прежде всего, транзитный коридор. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы движению по нему товаров и предоставлению соответствующих услуг ничего не мешало. Экономически заинтересованы в этом и сами Латвия, Литва и Эстония.
Экономическое взаимодействие России и балтийских стран в настоящее время осуществляется с большими сложностями. На развитии экономических связей негативно отражаются сложные политические взаимоотношения, переживаемые странами экономические трудности, усиление конкуренции на внутренних рынках в результате либерализации торговли, резкая смена внешнеэкономических приоритетов.
До 1991 г., когда экономика стран Балтии была интегрирована в СССР, на долю России приходилось до 70 % межреспубликанского оборота. Большая часть продукции производилась предприятиями союзного подчинения. После 1991 г. большинство из них стали банкротами, было утрачено до трети рабочих мест и гарантированные рынки сбыта. Развал этого сектора отчасти был осуществлен по политическим мотивам. В каждой из стран Балтии сохранилось не более 2–3 подобных предприятий, сумевших привлечь либо иностранных партнеров, либо инвесторов (например, завод приводных цепей в Латвии, Шяуляйский телевизионный завод в Литве, предприятие «Норма» в Эстонии).
Нарушение основных прав и свобод российских граждан в Латвии и Эстонии, сдерживая налаживание нормальных межгосударственных отношений с Россией, негативно влияет и на развитие взаимных экономических связей. Россия и Эстония так и не заключили Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В 1994 г. РФ отменила режим наибольшего благоприятствования в торговле с Эстонией, после чего эстонские товары стали облагаться в России двойными по сравнению с большинством государств пошлинами. Подписание соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования висело в воздухе вплоть до вступления Эстонии в ЕС. Одной из причин, почему договор не был заключен, являлось нежелание эстонской стороны внести в него пункт, касающийся прав русскоязычного населения Эстонии, на чем настаивало российское правительство. В Эстонии воспринимали эту ситуацию, как торговую дискриминацию со стороны России. Это соглашение после вступления Эстонии в ЕС потеряло актуальность[1].
Несмотря на напряженные отношения, Россия остается крупным торговым партнером прибалтийских стран благодаря высокой активности предпринимателей, с выгодой использующих географического расположения региона. Особенно это касается посреднических функций. Через порты стран Балтии осуществляется реэкспорт черных и цветных металлов, нефтепродуктов, химикатов и лесной продукции, произведенных в России. В первой половине 90-х гг. благодаря реэкспорту Эстония стала одним из крупнейших поставщиков на мировой рынок цветных металлов.
В целом для торговых связей России и стран Балтии характерны значительные колебания по объемам и по соотношению объемов экспорта и импорта.
Валютно-финансовый кризис в России наряду с введением адресных экономических ограничений, в частности на торговлю с Латвией, отменой льготных железнодорожных тарифов на транзит грузов на латвийском направлении (в 1998 г.) привел к падению объемов товарооборота со странами Балтии в 1998–1999 гг. В результате резко сократилась доля России во внешней торговле этих стран. В 1997 г. у Латвии она равнялась 21 %, у Литвы – 24,5 %, у Эстонии – 13 %, а в 2001 г. эти доли составили соответственно 6 %, 11 % и 4 %. Следствием экономических потрясений в России явилось падение валового внутреннего продукта стран Балтии в 1999 г. на 2,3 % по сравнению с его ростом на 4,7 % в 1998 г. Из отраслей промышленности пострадали пищевая, особенно предприятия по переработке мяса, молока и рыбы, текстильная и электронная.
Августовский кризис 1998 г., показавший зависимость экономики балтийских стран от торговых связей с Россией, её уязвимость, способствовал дальнейшей переориентации внешнеэкономических связей, особенно Латвии и Эстонии, на рынки развитых стран. (Степень интегрированности региона в европейские структуры достигла высокого уровня: в 2004 г. на долю стран Евросоюза приходилось 77 % экспорта и 75 % импорта Латвии. Соответствующие показатели в Литве составили 67 % и 63 %, в Эстонии – 80 % и 78 %.)
Увеличению объема взаимной торговли России и стран Балтии в 2000–2006 гг. в определенной степени способствовали существенное улучшение конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов, металлов, минеральных удобрений и других товаров, повышение конкурентоспособности российского экспорта из-за девальвации рубля. Объем импорта России из прибалтийских стран, в котором преобладают потребительские товары, стал зависеть, главным образом, от платежеспособного спроса российского населения, курса рубля, ставок ввозных пошлин, а также политических факторов. Хотя он вырос в связи с оживлением внутреннего спроса после августовского кризиса 1998 г., но в целом остался на довольно низком уровне. В 2009 г. импорт из Литвы увеличился по сравнению с 2008 г. на 12 %, Латвии – на 17 %, Эстонии – на 36,5 %. Существенно вырос экспорт из России в Литву (44 %) и Латвию (27,5 %), в Эстонию – на 9,5 %.
Наиболее крупные объемы взаимной торговли у России были с Литвой. Этому способствовало Соглашение о торгово-экономических отношениях (вступившее в силу в январе 1995 г.), предусматривающее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Доля России в общем экспорте Литвы в 2009 г. составила 9,3 %, импорта – 23 %. В Латвии и Эстонии эти показатели были значительно ниже: в Латвии соответственно 6,5 % и 8,9 % и в Эстонии – 5,6 % и 9,25 %.
Удельный вес стран региона в торговле России сейчас составляет около 3 % (сюда входят прямые торговые поставки и следующие через страны Балтии транзитом и фактически поступающие в третьи страны). В то же время определенная часть товаров, произведенных в странах Балтии, поступает в Россию через другие страны (Польшу, Финляндию) или после незначительной переработки через Калининградскую область. Основные потоки транзитных грузов идут из России в западные страны. Например, в 2009 г. 96 % российских грузов, перевезенных через территорию Латвии, прошли через нее транзитом.
Прибалтийские страны имеют устойчивое пассивное сальдо торгового баланса с РФ, которое в последние годы имело тенденцию к росту. Отрицательное сальдо в торговле перекрывается валютными поступлениями за оказываемые ими России транзитные услуги.
Экономическая роль России в Прибалтике определяется, прежде всего, поставками топлива, благодаря которым Россия занимает первое место в импорте Литвы, второе – Латвии и четвертое – Эстонии. В последние годы эти страны удовлетворяют основные импортные потребности в газе, нефти и ядерном топливе для АЭС (Литва) за счет российских поставок. В 2009 г. на долю России приходилось свыше 85 % ввоза минеральных продуктов Литвы, 50 % – Латвии. Обращает на себя внимание сохраняющаяся привязка экономики Литвы к российским поставкам топливно-сырьевых товаров. За последние годы около 90 % всех потребностей Литвы в первичных энергоносителях этой страны удовлетворяются за счет России. Поставки топлива поддерживаются конкурентоспособными ценами, в том числе благодаря низким транспортным издержкам, и отлаженной системой доставки через построенные в советское время трубопроводы. В 2009 г. удельный вес России в импорте Литвы составил: по удобрениям – 52 %, продуктам неорганической химии (апатиты) – 44 %, древесине – 38 %, бумажной массе из древесины – 78 %, черным металлам – 35 %, алюминию – 32 %. Ряд отраслей литовской промышленности работает на переработке российского сырья (нефть, древесина, металлы и др.) с последующим экспортом произведенной продукции на рынки третьих стран.