Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что особую, специфическую область в политической жизни представляют собой международные отношения. Особенность заключается, прежде всего, в том, что в области международных отношений не существует единого источника власти, обладающего бесспорным авторитетом для всех участников отношений. Важное место в системе международных отношений России занимают российско – балтийские отношения, то есть отношения с Латвией, Литвой и Эстонией. За период времени, прошедший с момента распада СССР эти отношения претерпели существенные изменения, в том числе, и не в лучшую для участников отношений сторону. Однако, несмотря на существующие, в большинстве своем, преодолимые проблемы российско – балтийских отношений, можно сказать, что с начала 2000 годов доминирующей тенденцией этих отношений стал постепенный поиск путей их нормализации и налаживании прагматического взаимодействия.
Объект настоящего исследования – общественные отношения, складывающиеся между Россией и странами Прибалтики (Балтии).
Предмет исследования - экономические отношения России и стран Прибалтики за последние 10 лет
Тема данной курсовой работы «Развитие экономических отношений России и стран Прибалтики за последние 10 лет».
На сегодняшний день российско – балтийские отношения, несмотря на прогресс в их развитии, все еще сложно назвать благоприятными. Насущные проблемы, существующие в настоящее время в отношениях России и стран Балтии, создают препятствия для эффективного взаимовыгодного сотрудничества и реализации интересов сторон. Это является предметом активного обсуждения, споров в политических кругах и в обществе в целом.
Цель работы – изучить, проанализировать работы различных исследователей, изучающих российско – балтийские отношения.
Выполнение указанной цели представляется возможным при помощи следующих задач: 1) охарактеризовать препятствия и потенциал для развития сотрудничества России и стран Балтии; 2) дать оценку положению России и русских в странах Балтии; 3) охарактеризовать пути развития российско – прибалтийского сотрудничества.
При написании данной работы нами были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод.
Глава I. Россия и страны Балтии: проблемы отношений
и пути их преодоления
- Современное состояние отношений России с Балтийскими государствами: общая характеристика
Современное состояние отношений России с Балтийскими государствами оценивается отечественными политиками и экспертами как весьма противоречивое.
С одной стороны, как отмечают аналитики влиятельного Совета по внешней и оборонной политике, существует насущная потребность в активизации экономических связей[1]. Такого же мнения придерживается и А. Мошес, подчеркивающий, что преобладающим направлением развития отношений России со странами Балтии стал поиск путей постепенной нормализации и налаживания прагматического взаимодействия[2]. Существует мнение, что, несмотря на сохраняющийся в России взгляд на Прибалтику с точки зрения своего имперского и советского прошлого, наступает период, когда будущее представляется более важным, чем настоящее, что открывает новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества в регионе Балтийского моря.
Одновременно те же авторы утверждают, что практически ни один из трудных вопросов предыдущего десятилетия так и не был успешно разрешен, и, следовательно, факторы напряженности между Россией и Балтией продолжает присутствовать, хотя и в латентной форме, а состояние отчужденности, взаимного безразличия, а порой и враждебности в двусторонних отношениях превалирует[3].
- Динамика российско – балтийской политики
Фрумкин Б.Е., Кобринская И.Я. отмечают, что тяжелое историческое наследие сделало процесс «развода» России со странами Балтии еще более сложным, чем с другими постсоветскими государствами, до предела сузило площадку для диалога, обусловило резкую, априори негативную официальную позицию балтийских государств в отношении Москвы.
Тем не менее, накопленный в течение 90-х годов опыт небезынтересен. Как и в отношениях со странами СНГ, но еще больше со странами Центральной Восточной Европы - бывшими членами Организации Варшавского Договора и СЭВ, Россия в Балтии столкнулась с проблемой отсутствия политики per se. Ее нужно было формировать почти с нуля, причем в условиях продолжавшихся стремительных изменений в Европе после окончания холодной войны и начавшейся в 1993-94 гг. дискуссии, а затем самого процесса расширения НАТО.
По мнению авторов, динамика российской политики позволяет условно разделить предшествующий период на три этапа. Первый - уход из Балтии, когда Россия вывела войска и ликвидировала военные объекты, когда были заключены договоры о межгосударственных отношениях. В частности, с Эстонией Договор об основах межгосударственных отношений был заключен в 1991 году и ратифицирован обеими сторонами, в 1994 году был подписан пакет военных соглашений, определивший порядок вывода российских войск, пенсионное и медицинское обеспечение российских военных пенсионеров, постоянно проживающих на ее территории.
На втором этапе (начиная с 1995 г.) были предприняты попытки сформулировать политическую стратегию. Россия как наиболее мощная держава должна /была/ инициировать сближение со странами Балтии, движение в пользу создания с ними добрососедских отношений по мере успешного решения в этих государствах проблем национальных меньшинств и в случае их не вхождения в военно-политические блоки. Вместе с тем, заинтересованная в процветании Балтийских государств, в их сближении с Европой Москва должна поддержать их скорейшее вхождение в ЕС. (Рекомендации СВОП от 1995 г.)
В феврале 1996 была принята Долговременная линия России в отношении стран Балтии МИД РФ. Основой стратегии стал т.н. дифференцированный подход к трем странам, увязывающий развитие экономических и добрососедских отношений, включая заключение договоров о границе, с выполнением двух условий: обеспечением прав русскоязычных и отказом от вступления в НАТО. Чтобы избежать второго, Россия пошла навстречу балтийским странам.
Третий этап балтийской политики России, начавшийся с приходом в Кремль В.Путина, характеризуется, прежде всего, изменением внешней политики в сторону большего прагматизма, усилением ее экономической составляющей, а также сознательным выводом уже в 2000 г. из поля публичной дискуссии проблемы расширения НАТО, как бесполезного и бесперспективного внутри- и внешнеполитического раздражителя. Главное же отличие третьего этапа - перелом в отношениях России с Западом после 11 сентября 2001 г. После трагических событий в Москве в октябре 2002 г., когда существенно изменилось отношение США к войне в Чечне, ослабла также роль чеченского фактора, бывшего сильным раздражителем в российско-балтийских отношениях.
Главным знаменателем отношений России со странами Балтии в 2002-2004 гг. стало двойное расширение - НАТО и ЕС, а значит, и отношения РФ с этими институтами. До настоящего времени для отношений России с НАТО и ЕС была характерна дихотомия: на уровне риторики обе стороны провозглашали твердое стремление к сотрудничеству, которое однако пока не нашло реального подтверждения. Практическое взаимодействие с НАТО затруднено отсутствием, во-первых, четкого понимания собственной будущей роли альянса, во-вторых, понимания, как на практике может осуществляться сотрудничество с Россией в новом формате 20-ти, в-третьих, отсутствием сдвигов в военной реформе в РФ, наконец, неопределенностью, связанной с односторонним военно-политическим курсом США. В отношениях с ЕС главным барьером остается Калининградская проблема, а кроме того отсутствие реального содействия ЕС вступлению России в ВТО, фокусировка лишь на тех вопросах, которые представляют интерес для ЕС, в первую очередь энергетике.
В том, что касается Балтийских стран, отношения с ними России в начале этапа двойного расширения оказались весьма стабильными и прагматичными, особенно на фоне предыдущего периода. Тем не менее, указанные выше проблемы в отношениях с НАТО и ЕС, а также вопросы, возникающие в повседневной торгово-экономической практике, не до конца разрешенные вопросы положения русскоязычных в Балтии, отсутствие договоров о границе, могут вызвать обострение в отношениях между РФ и балтийскими государствами.
По-прежнему медленно решаются вопросы интеграции русскоязычных в Латвии и Эстонии. Хотя закон о натурализации в Латвии был либерализован, темпы получения гражданства замедлились. К примеру, за первые 9 месяцев 2001 г. были натурализованы только 8 тысяч из 550 тысяч неграждан (по сравнению с 14-15 тысячами в предыдущие годы). В Эстонии в 2000 и 2001 гг. получили гражданство только 3,5 из 220 тысяч. Существенно ограничены социальные и гражданские права русскоязычных. В то же время растущую озабоченность русскоязычных в балтийских странах вызывает не только проблема получения гражданства, но ограниченные возможности получения образования на родном языке. Трудности в понимании предметов, преподаваемых на титульном языке по сути создают неравные возможности в получении образования. Тем самым Латвия и Эстония ограничивают и собственные ресурсы использования русскоязычной интеллигенции[4].