Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью исследования роли Турции в системе международной безопасности, т.к. с учетом стратегического положения этой страны, ее роли на Ближнем Востоке, в системе мировых транспортных коридоров значение этой страны в решении как политических, так и экономических вопросов будет только возрастать.
Турция всегда демонстрировала политическую волю и желание участвовать во всех значительных событиях и интеграционных процессах, ставших отличительной чертой послевоенной европейской истории – так, в 1952 г. Турция вступила в НАТО, в 1953 г. направила своих солдат в Корею, стала членом Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития.
Немаловажно, что Турция стала одной из первых стран, пожелавших присоединиться к новой европейской интеграционной инициативе - ЕЭС - в 1959 г. Через полгода после его создания Турция на- правила запрос на вступление в эту организацию – предшественницу ЕС. В 1963 г. был подписан Договор об ассоциации (или Анкарский договор), ставший рамочным документом во взаимоотношениях Турции с ЕЭС, а затем и ЕС.
В числе проблем, которые ЕС считает основными препятствиями на пути к вступлению, следует назвать полуавторитарную политическую систему с высокой ролью военных, периодически вмешивающихся в политический процесс путем запрета партий, объявляющихся угрозой государственной безопасности, или даже путем государственного переворота; недемократическое гражданское общество, в котором нарушаются права и свободы человека, нелиберальная юридическая система.
Особо актуальной данная тема является для Российской Федерации. Юг России в силу своего геополитического положения неизбежно вовлечен в мировые политические процессы, более того является одним из узлов современной системы международных отношений.
Ключевыми государствами в Средиземноморско-Черноморско-Каспийском и Кавказско-Ближневосточном регионах является Турция и Иран, также борющиеся за расширение сфер своего влияния в данном регионе.
Еще одно достоинство Турции также обусловлено ее уникальным географическим положением на стыке различных культур и религий, богатым историческим прошлым.
Изучение роли Турции в решении проблем мировой безопасности позволит более детально понять политику этой страны и прогнозировать возможные внешнеполитические решения, развитие ситуации в вопросах мировой политики. В настоящее время отношения России и Турции фактически заморожены из-за инцидента, связанного с крушением российского самолета СУ-24, сбитого турецкими истребителями 24 ноября 2015 г. Но есть основания полагать, что в будущем данная ситуация изменится, и наши страны вернутся к полноценному сотрудничеству в различных областях.
Объектом исследования в курсовой работе является Турция как субъект мировой политической системы.
Предмет исследования - роль Турции в системе международной безопасности.
Цель курсовой работы - рассмотреть ряд ключевых проблем международной безопасности и роль Турции в их решении.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть роль Турции в решении проблем международного терроризма;
- Рассмотреть роль Турции в решении проблем миграционной безопасности;
- Рассмотреть роль Турции в решении проблемы урегулирования на Ближнем Востоке.
При написании курсовой работы использованы статьи и учебные пособия на тему работы, исследования по различным вопросам международной безопасности.
ГЛАВА 1. ТУРЦИЯ И ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО
ТЕРРОРИЗМА
1.1 Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности
В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:
Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности, США и Западная Европа).
Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей.
В-третьих, для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.
В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем. [5, с. 27]
Факторы, способствующие превращению международного терроризма в глобальную проблему, показаны на рис. 1.
Рис. 1 Факторы, способствующие превращению международного
терроризма в глобальную проблему
Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты, характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. [10, с. 112]
В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т. п.
Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.
Члены групп, осуществляющих политический террор, ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или, как его еще называют, национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретают все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах. [5, с. 44]
Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности, в условиях которых наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.
Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы. В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создание паники среди населения иностранных государств и т. д.
Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудная прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики.
Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития. [7, с. 227]
Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.
Террористические акты, прежде всего, трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества.
Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века, оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и войн. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.
1.2 Роль Турции в решении проблем международного терроризма
Роль Турции в борьбе с международным терроризмом достаточно сложна и многогранна. С одной стороны, Турция сама является жертвой международного терроризма со стороны ИГИЛ, партии Курдистана и ряда других организаций, но с другой стороны, именно Турция на начальном этапе деятельности ИГИЛ оказывала этой организации всяческую поддержку. Также в Турции нашли пристанище многие лидеры чеченских боевиков, чьим орудием террор являлся на протяжении многих лет.
Можно сказать, что политика Турции в отношении международного терроризма зеркально отличается в зависимости от того, в чью сторону направлены усилия террористов.
В самой Турции террористические методы политической борьбы являются незаконными и жестко караются вне зависимости от идеологической подоплеки.
Турция давно разработала законодательную базу разделения сфер компетенции исламского духовенства и светской власти. Система эта уже апробирована и успешно действует, позволяя Турции, при сохранении основных исламских ценностей, динамично интегрироваться в современное мировое сообщество.
В Турции в законе «О борьбе с терроризмом» последний трактуется как «различного рода деятельность, проводимая одним человеком или группой лиц, являющихся членами организаций, которые при помощи одного из методов налета, насилия, сильного запугивания, пыток и угроз ставят своей целью изменение политического, правового, социального, светского и экономического устройства, закрепленных в конституции республики, подрыв государственных начал, национальной и государственной целостности, создание опасности для существования государства и республики, подрыв авторитета государства (уничтожение или захват власти), нарушение основных прав и свобод, причинение вреда общественному строю или общественному здоровью».
Однако более четырех лет - с тех пор как вспыхнула гражданская война в Сирии - Турция смотрела сквозь пальцы на джихадистов, орудовавших вдоль своей границы с Сирией.
Анкара позволяла джихадистам использовать эту границу для осуществления своих планов по свержению сирийского диктатора Башара Асада и подавления национально-освободительного движения сирийских курдов. Два года назад границу стало использовать и «Исламское государство». Но Турция осознала растущую угрозу слишком поздно. К тому времени, когда Анкара усилила меры безопасности, ИГИЛ уже взяло под свой контроль два приграничных сирийских города и внедрило свои подразделения на турецкой территории - в том числе в Стамбуле и Анкаре. Турции удавалось сдерживать эту проблему на протяжении четырех лет, но затем она вышла из-под контроля.
ИГИЛ - это лишь одна из организаций, представляющих для Турции террористическую угрозу. Стране угрожают еще курдская националистическая Рабочая партия Курдистана (PKK), родственные ей сирийские Отряды народной самообороны (YPG) и марксистская Революционная партия - Фронт Национального освобождения (DHKP-C).