Вопросы правовой культуры, духовности, нравственности, профессионализма приобретают статус основополагающих в работе по формированию общей культуры сотрудников ОВД и его духовного становления как личности. Проблема совершенствования деятельности органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека, формирующаяся на базе воспитания у сотрудников полиции высокого уровня нравственности, правовой культуры, приобретает в современной России особую актуальность.
В основе концепции при выборе направления развития органов внутренних дел – ряд конституционных принципов, касающихся прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2)[1], а также неуклонного соблюдения прав человека и гражданина во всех видах деятельности органов внутренних дел, особенно при применении государственного принуждения, предусмотренных законами РФ. Деятельность полиции нельзя рассматривать отдельно: всегда необходимо принимать во внимание ее зависимость от общества, ее оценку общественного мнения.
Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) – это целенаправленная деятельность всего государства, общественных организаций, отдельных граждан по усвоению профессиональных правовых ценностей и передаче юридического опыта, организованная в виде систематического воздействия на сознание и поведение сотрудника органов внутренних дел в целях формирования определенных позитивных ценностных установок, обеспечивающих применение права на благо общества
Специфика рассматриваемой темы состоит в том, что при проведении реформ в правоохранительных системах мало внимания уделяется проблемам изменения (модернизации) у сотрудников уровня правового воспитания и правовой культуры. Несомненно, правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества. Учитывая данную точку зрения, можно утверждать, что уровень правовой культуры сотрудника ОВД и правоохранительных органов в целом является показателем эволюционных изменений деятельности системы. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям правоохранительной системы и ее культуры в сфере права, благодаря чему должно происходить постоянное правовое обогащение как сотрудника, так и системы в целом.
Объектом исследования являются правовая культура и правомерное поведение как элементы социально-правовой практики.
Предметом исследования выступают закономерности формирования и функционирования правовой культуры в российском обществе, в том числе, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов.
Цель и задачи исследования – раскрыть сущность и значение правовой культуры в деятельности сотрудников органов внутренних дел, содержание и формирование профессиональной правовой культуры сотрудников.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД
1.1. Правовая культура как интегральный показатель профессионализма сотрудников ОВД
Исследование категории «правовая культура» в контексте изучения профессионализма сотрудников органов внутренних дел продиктовано недостаточной разработанностью целого ряда теоретических и практических аспектов правоохранительной деятельности. Нуждаются в переосмыслении социально-психологические основы организации правоохранительной деятельности, назрела острая необходимость в определении новых подходов в деятельности МВД России, смысл которых заключается в реализации органами внутренних дел не только правоохранительных функций, но и функций обслуживания населения и иных субъектов правоотношений.
Государство ставит перед правоохранительными органами задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране, предъявляя к организации деятельности ОВД высокие требования. Одним из таких требований является профессионализм, который во многом определяется качественной подготовкой специалистов и формированием у них высокого уровня правовой культуры.
Существование тесной связи между профессиональной деятельностью и культурой не вызывает сомнений. Правовая культура сочетает в себе такие понятия, как общая культура, право, личность, профессионализм.
Научное понимание феномена культуры характеризуется сложностью и многогранностью. В философской и культурологической литературе уже давно сформировался достаточно полный анализ эволюции данного понятия и сделан вывод о сильной зависимости понимания культуры и перспектив ее развития от различных методологических, теоретико-познавательных, а также идеологических, социально-политических установок исследователей.
Разработаны различные структурно-системные модели культуры, позволяющие выделить ее существенные признаки. Разброс методологических позиций отражает разнообразие трактовок понятия «культура». Разные исследователи понимают ее по-разному: как способ деятельности человека (Э. Маркарян); воплощенные ценности (И. Чавчадзе); специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе культуры, как процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой (И.Ф. Исаев).
Подобное разнообразие трактовок феномена культуры позволяет выделить три основных подхода к ее толкованию: аксиологический, деятельностный и личностный[2].
Согласно аксиологическому подходу культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Л.Л. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.З. Чавчадзе). Зарубежные авторы (Л. Кребер, Т. Парсонс. Р. Мертон) рассматривают культуру как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами.
Важно отметить, что культура не только трактуется как опыт, где она связывается с современной системой воспроизводства деятельности человека (здесь делается акцент на характеристику культуры как информационной системы), но выделяется и уровень элементов системы, представленной программами будущих, потенциально возможных видов и форм деятельности человека (В.С. Степин). При этом культура является отражением «человеческого существования, содержащего многогранную композицию идей, ценностей, образцов поведения, которые играют огромную формирующую роль в развитии цивилизации, равно как и в развитии отдельной личности». Здесь общественное значение культуры состоит в ее прогностических возможностях, которые, по определению И.Л. Бернштейна, играют роль «моделей потребностного будущего»[3].
Деятельностный подход к культуре выражается в ее толковании как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности (В.Е. Давидович, И.Ф. Исаев, К.Л. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Выделяют также технологическую природу культуры, понимая ее как устоявшуюся систему норм, упорядочивающих деятельность, взаимодействие и общение людей (О.И. Джиоев, И.И. Семенов). Социальная значимость феномена культуры определяется тем, что именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида.
Особенность личностного подхода выражается в убеждениях, навыках и стереотипах поведения, самоконтроле, творческой реализации деятельности, мыслей, чувств человека. О культуре в таком контексте говорят как о «мере развития человека» (Ф.Ш. Мухаметзянова), а также как о «нормотворчестве» (И.Н. Семенов), т.е. о создании новых культурных норм, когда индивид освоил поле профессиональной деятельности, выстроил свои отношения в обществе[4].
Правовая культура представляет систему ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов правового поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности и отношений (М.Е. Волосов, В.Н. Додонов)[5].
В акмеологических исследованиях категория правовой культуры рассматривается как личностная и деятельностная характеристика человека (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Г.И. Марасанов). Определяющим при этом является социально-философское понимание культуры в ее гуманистической направленности, поскольку оно выводится из генетической связи личности и деятельности и предполагает социокультурную регуляторную активность личности при овладении предметом деятельности. Правовая культура выступает как система идей, принципов, убеждений, способностей, позволяющая субъекту выделить максимально близкий к оптимальному способ совершенствования своей жизни, обеспечивающий эффективное выполнение правоохранительной деятельности.
В литературе выделяется три уровня развития правовой культуры индивида – высокий, средний, низкий. Для каждого из этих уровней характерно различное соответствие правовых представлений личности о подлинном правовом государстве и обществе и, как следствие, различающееся правомерное поведение людей, обладающих им.
Уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реальности в психологии людей и развитом правосознании определяется уровнем правовой культуры, в максимальной степени обеспечивающей правомерное поведение. Другие уровни характеризуются увеличением несоответствий правовой психологии и правосознания людей, т.е. совокупности правовых взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву, степени осознания необходимости выполнения правовых норм, сферы сознания, связанной с отражением правозначимых явлений и обусловленной правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка.
Правовая культура как личностная и деятельностная характеристика профессионализма сотрудников правоохранительных органов тесно связана с правосознанием. Но она шире правосознания, так как включает помимо знания и оценки права юридически значимое поведение людей и материализованные юридические ценности. Правовая культура, зависящая от объективных общественно-политических, экономических и социально- психологических условий общества и одновременно от способов реализации внутренних характеристик личности, представляет собой юридическое богатство общества и рассматривается в контексте двух составляющих – общества и индивида.
Правовая культура общества как часть его общей культуры характеризуется состоянием правосознания, уровнем совершенства законодательства и состоянием законности в стране, соотношением общечеловеческого и национального в праве, степенью развитости в стране юридической науки и юридического образования, эффективностью деятельности правоохранительных органов.
Говоря о правовой культуре индивида, прежде всего, исходят из параметров определения культурного уровня личности как интегрирующего показателя развития сущностных сил, достигнутых социальным субъектом. Понятие «культурный уровень» отражает степень приобщения личности к общемировым ценностям и идеям, объем и качество усвоенных знаний и приобретенных навыков, характеризует в самом общем виде правосознание, уровень овладения тем богатством, которое накопило человечество в ходе исторического развития[6].
Содержание, характеризующее уровень культуры сотрудника органов внутренних дел, условно можно разделить на два основных уровня — культурно-специальный и общекультурный.
Культурно-специальный уровень характеризуется образовательными, квалификационными параметрами личности и степенью применения научно-технического потенциала, научных достижений, собственных наработок в конкретной области жизнедеятельности, творчества. Общекультурпый уровень развития личности выражает степень ее активного отношения к духовной культуре, потенциальную и реальную культурную деятельность, систему затрат на нее, мотивацию и избирательность, эстетические вкусы, оценки, показатели правосознания и нравственного развития личности, отражая тем самым ее правовую зрелость.