Курсовая работа|Право

Правовая культура сотрудников ОВД

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 42

Введение

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

1.1.     Правовая культура как интегральный показатель профессионализма сотрудников ОВД

1.2.     Формирование правовой культуры сотрудников ОВД

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2.1.     Самосовершенствование нравственно-правовой культуры

2.2.     Формы совершенствования нравственно-правовой культуры сотрудника правоохранительных органов

Заключение

Список источников  

Вопросы правовой культуры, духовности, нравственности, профессионализма приобретают статус основополагающих в работе по формированию общей культуры сотрудников ОВД и его духовного становления как личности. Проблема совершенствования деятельности органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека, формирующаяся на базе воспитания у сотрудников полиции высокого уровня нравственности, правовой культуры, приобретает в современной России особую актуальность.

В основе концепции при выборе направления развития органов внутренних дел – ряд конституционных принципов, касающихся прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2)[1], а также неуклонного соблюдения прав человека и гражданина во всех видах деятельности органов внутренних дел, особенно при применении государственного принуждения, предусмотренных законами РФ. Деятельность полиции нельзя рассматривать отдельно: всегда необходимо принимать во внимание ее зависимость от общества, ее оценку общественного мнения.

Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) – это целенаправленная деятельность всего государства, общественных организаций, отдельных граждан по усвоению профессиональных правовых ценностей и передаче юридического опыта, организованная в виде систематического воздействия на сознание и поведение сотрудника органов внутренних дел в целях формирования определенных позитивных ценностных установок, обеспечивающих применение права на благо общества

Специфика рассматриваемой темы состоит в том, что при проведении реформ в правоохранительных системах мало внимания уделяется проблемам изменения (модернизации) у сотрудников уровня правового воспитания и правовой культуры. Несомненно, правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества. Учитывая данную точку зрения, можно утверждать, что уровень правовой культуры сотрудника ОВД и правоохранительных органов в целом является показателем эволюционных изменений деятельности системы. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям правоохранительной системы и ее культуры в сфере права, благодаря чему должно происходить постоянное правовое обогащение как сотрудника, так и системы в целом.

Объектом исследования являются правовая культура и правомерное поведение как элементы социально-правовой практики.

Предметом исследования выступают закономерности формирования и функционирования правовой культуры в российском обществе, в том числе, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов.

Цель и задачи исследования – раскрыть сущность и значение правовой культуры в деятельности сотрудников органов внутренних дел, содержание и формирование профессиональной правовой культуры сотрудников.

Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.

 

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

1.1.          Правовая культура как интегральный показатель профессионализма сотрудников ОВД

Исследование категории «правовая культура» в контексте изучения профессионализма сотрудников органов внутренних дел продиктовано недостаточной разработанностью целого ряда теоретических и практических аспектов правоохранительной деятельности. Нуждаются в переосмыслении социально-психологические основы организации правоохранительной деятельности, назрела острая необходимость в определении новых подходов в деятельности МВД России, смысл которых заключается в реализации органами внутренних дел не только правоохранительных функций, но и функций обслуживания населения и иных субъектов правоотношений.

Государство ставит перед правоохранительными органами задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране, предъявляя к организации деятельности ОВД высокие требования. Одним из таких требований является профессионализм, который во многом определяется качественной подготовкой специалистов и формированием у них высокого уровня правовой культуры.

Существование тесной связи между профессиональной деятельностью и культурой не вызывает сомнений. Правовая культура сочетает в себе такие понятия, как общая культура, право, личность, профессионализм.

Научное понимание феномена культуры характеризуется сложностью и многогранностью. В философской и культурологической литературе уже давно сформировался достаточно полный анализ эволюции данного понятия и сделан вывод о сильной зависимости понимания культуры и перспектив ее развития от различных методологических, теоретико-познавательных, а также идеологических, социально-политических установок исследователей.

Разработаны различные структурно-системные модели культуры, позволяющие выделить ее существенные признаки. Разброс методологических позиций отражает разнообразие трактовок понятия «культура». Разные исследователи понимают ее по-разному: как способ деятельности человека (Э. Маркарян); воплощенные ценности (И. Чавчадзе); специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе культуры, как процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой (И.Ф. Исаев).

Подобное разнообразие трактовок феномена культуры позволяет выделить три основных подхода к ее толкованию: аксиологический, деятельностный и личностный[2].

Согласно аксиологическому подходу культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Л.Л. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.З. Чавчадзе). Зарубежные авторы (Л. Кребер, Т. Парсонс. Р. Мертон) рассматривают культуру как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами.

Важно отметить, что культура не только трактуется как опыт, где она связывается с современной системой воспроизводства деятельности человека (здесь делается акцент на характеристику культуры как информационной системы), но выделяется и уровень элементов системы, представленной программами будущих, потенциально возможных видов и форм деятельности человека (В.С. Степин). При этом культура является отражением «человеческого существования, содержащего многогранную композицию идей, ценностей, образцов поведения, которые играют огромную формирующую роль в развитии цивилизации, равно как и в развитии отдельной личности». Здесь общественное значение культуры состоит в ее прогностических возможностях, которые, по определению И.Л. Бернштейна, играют роль «моделей потребностного будущего»[3].

Деятельностный подход к культуре выражается в ее толковании как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности (В.Е. Давидович, И.Ф. Исаев, К.Л. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Выделяют также технологическую природу культуры, понимая ее как устоявшуюся систему норм, упорядочивающих деятельность, взаимодействие и общение людей (О.И. Джиоев, И.И. Семенов). Социальная значимость феномена культуры определяется тем, что именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида.

Особенность личностного подхода выражается в убеждениях, навыках и стереотипах поведения, самоконтроле, творческой реализации деятельности, мыслей, чувств человека. О культуре в таком контексте говорят как о «мере развития человека» (Ф.Ш. Мухаметзянова), а также как о «нормотворчестве» (И.Н. Семенов), т.е. о создании новых культурных норм, когда индивид освоил поле профессиональной деятельности, выстроил свои отношения в обществе[4].

Правовая культура представляет систему ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов правового поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности и отношений (М.Е. Волосов, В.Н. Додонов)[5].

В акмеологических исследованиях категория правовой культуры рассматривается как личностная и деятельностная характеристика человека (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Г.И. Марасанов). Определяющим при этом является социально-философское понимание культуры в ее гуманистической направленности, поскольку оно выводится из генетической связи личности и деятельности и предполагает социокультурную регуляторную активность личности при овладении предметом деятельности. Правовая культура выступает как система идей, принципов, убеждений, способностей, позволяющая субъекту выделить максимально близкий к оптимальному способ совершенствования своей жизни, обеспечивающий эффективное выполнение правоохранительной деятельности.

В литературе выделяется три уровня развития правовой культуры индивида – высокий, средний, низкий. Для каждого из этих уровней характерно различное соответствие правовых представлений личности о подлинном правовом государстве и обществе и, как следствие, различающееся правомерное поведение людей, обладающих им.

Уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реальности в психологии людей и развитом правосознании определяется уровнем правовой культуры, в максимальной степени обеспечивающей правомерное поведение. Другие уровни характеризуются увеличением несоответствий правовой психологии и правосознания людей, т.е. совокупности правовых взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву, степени осознания необходимости выполнения правовых норм, сферы сознания, связанной с отражением правозначимых явлений и обусловленной правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка.

Правовая культура как личностная и деятельностная характеристика профессионализма сотрудников правоохранительных органов тесно связана с правосознанием. Но она шире правосознания, так как включает помимо знания и оценки права юридически значимое поведение людей и материализованные юридические ценности. Правовая культура, зависящая от объективных общественно-политических, экономических и социально- психологических условий общества и одновременно от способов реализации внутренних характеристик личности, представляет собой юридическое богатство общества и рассматривается в контексте двух составляющих – общества и индивида.

Правовая культура общества как часть его общей культуры характеризуется состоянием правосознания, уровнем совершенства законодательства и состоянием законности в стране, соотношением общечеловеческого и национального в праве, степенью развитости в стране юридической науки и юридического образования, эффективностью деятельности правоохранительных органов.

Говоря о правовой культуре индивида, прежде всего, исходят из параметров определения культурного уровня личности как интегрирующего показателя развития сущностных сил, достигнутых социальным субъектом. Понятие «культурный уровень» отражает степень приобщения личности к общемировым ценностям и идеям, объем и качество усвоенных знаний и приобретенных навыков, характеризует в самом общем виде правосознание, уровень овладения тем богатством, которое накопило человечество в ходе исторического развития[6].

Содержание, характеризующее уровень культуры сотрудника органов внутренних дел, условно можно разделить на два основных уровня — культурно-специальный и общекультурный.

Культурно-специальный уровень характеризуется образовательными, квалификационными параметрами личности и степенью применения научно-технического потенциала, научных достижений, собственных наработок в конкретной области жизнедеятельности, творчества. Общекультурпый уровень развития личности выражает степень ее активного отношения к духовной культуре, потенциальную и реальную культурную деятельность, систему затрат на нее, мотивацию и избирательность, эстетические вкусы, оценки, показатели правосознания и нравственного развития личности, отражая тем самым ее правовую зрелость.

  1. Нормативные правовые акты
    • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398.
  2. Литература
    • Буллах С. И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации: монография. – Барнаул, 2004.
    • Гришин А.А., Пылев С.С. и др. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: учебное пособие. – М.: УМВД России «Щит», 2008.
    • Деркин АЛ. Акмеологические основы развития профессионала. – М.; Воронеж. 2004.
    • Джамалова Э.К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Махачкала, 2005.
    • Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009, № 2(37).
    • Зеленков Л. Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования (ист.-соц. исследование): автореф. дис. ... канд. социол. наук. – СПб., 2008.
    • Кикоть В.Я. О совершенствовании работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава ОВД // Сборник материалов Всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы МВД РФ / под общ. ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
    • Кикоть В.Я. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие. – М., 2008.
    • Коротков В.П. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на успешность овладения профессией сотрудника милиции // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, № 2(16).
    • Краткий юридический словарь / М.Е. Волосов. В.Н. Додонов. – М., 2004.
    • Кубышко В.Л. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал, 2007, № 6.
    • Кузнецова А.Д. Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1999.
    • Кузнецова А.Д. Нравственное становление личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2011, № 1.
    • Кузнецова А.Д. Нравственно-правовая культура сотрудника органов внутренних дел и ее совершенствование (самосовершенствование) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2014, № 1 (61).
    • Лаврентюк Г.П. Вечные ценности и роль нравственности в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «Аллегро», 2011.
    • Митюрина Н.Ю. Правовая культура как интегративный показатель профессионализма сотрудников ОВД // Правовая культура, 2007, № 1.
    • Овичев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет: дис. ... канд. юрид. наук. – Ростов н/Д, 2006.
    • Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. – М., 2003.
    • Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть, 2006, № 6.
    • Протоирей Димитрий (Смирнов). Духовно-нравственный опыт РПЦ и его использование в воспитательной работе с личным составом ОВД // Сборник материалов Всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы МВД РФ / под общ. ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
    • Роль культуры в формировании личности / Под ред. Е.М. Бабосова. – Минск, 1980.
    • Сауляк О.П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) // Право и образование, 2009, № 10.
    • Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч. в 2 т. Т. 2. – М., 1988.
    • Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. – М., 1974.
    • Толпыкин В. Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права // Философия права, 2009, № 4.
    • Уваров И.Б. О роли духовно-нравственного воспитания в системе ОВД // Сборник материалов Всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы МВД РФ / под общ. ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2020 год 29 стр.
Курсовая Правовая система российского общества
Solnze
Курсовая работа Право
2019 год 30 стр.
Курсовая Правовая защита несовершеннолетних
Solnze
Курсовая работа Право
2010 год 34 стр.
Правовая система обычного права
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское