ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИЦИИ КАК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
1.1. Понятие и функции полиции в зарубежных странах
1.2. Права и обязанности органов полиции в зарубежных странах
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВООГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ПОЛИЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОРГАНАХ
2.1. Полиция в механизме реализации прав и свобод в современных зарубежных странах
2.2. Основные формы и методы деятельности полиции зарубежных стран в отношениях с населением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Разновидностью государственной службы, выступает служба в органах полиции, от правового статуса государственного служащего произведен статус сотрудника полиции. Особым правовым статусом обладают государственные служащие, поскольку они служат только государству в лице его органов, назначаются на должности вышестоящими должностными лицами, имеют возможность осуществлять организационно-распорядительные и административные меры, им предоставляются особые государственно-правовые и властные полномочия для исполнения функций государства. Органы полиции зарубежных стран на современном этапе стали объектом интенсивных административных системно-структурных преобразований, обобщение и рассмотрение которых еще не в достаточной степени является предметом научного анализа в их сравнительной характеристике. Настоящее реформирование полиции зарубежных стран обусловлено специфической особенностью полицейской работы: обеспечение безопасности общества, поддержание правопорядка в государстве, борьба с новыми угрозами обществу, ориентация на взаимодействие с гражданами и общественными институтами и др.
Органы полиции с древнейших времен являются основным элементом механизма безопасности любого государства, основой полицейской системы; постоянно реформируясь и совершенствуясь, они изменяются соответственно задачам современного общества. Полиция и ее деятельность являются сложным, исторически изменяющимся государственно-правовым и социальным институтом. Сущность полицейской деятельности определяется формой устройства государственной власти, задачами, стоящими перед конкретным государством и политическим режимом.
В связи с изложенным на сегодняшний день особо актуальным представляется анализ статуса полиции в системе правоохранительных органов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым регулированием статуса и деятельности органов полиции.
Предмет – нормы законодательства зарубежных стран регулирующих права и обязанности полиции в зарубежных странах.
Цель – проанализировать нормы законодательства зарубежных стран регулирующих права и обязанности полиции в зарубежных странах.
Задачи работы:
1.Рассмотреть понятие и функции полиции в зарубежных странах.
2.Исследовать права и обязанности органов полиции в зарубежных странах..
3.Изучить полицию в механизме реализации прав и свобод в современных зарубежных странах.
4.Исследовать основные формы и методы деятельности полиции зарубежных стран в отношениях с населением.
Методологическую основу исследования составили общие и частные средства изучения, основанные на материалистическом подходе изучения явлений общественной жизни в их взаимосвязи.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы не только практическими работниками правоохранительных органов в процессе правоприменительной деятельности, но и в учебном процессе юридических факультетов.
Основой исследования стали труды авторов по административному праву и регулированию статуса и полномочий органов полиции, а также нормы действующего и утратившего силу законодательства.
Структура работы обусловлена логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИЦИИ КАК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
1.1 Понятие и функции полиции в зарубежных странах
Органы полиции зарубежных стран на современном этапе стали объектом интенсивных административных системно-структурных преобразований, обобщение и рассмотрение которых еще не в достаточной степени является предметом научного анализа в их сравнительной характеристике.
Настоящее реформирование полиции зарубежных стран обусловлено специфической особенностью полицейской работы: обеспечение безопасности общества, поддержание правопорядка в государстве, борьба с новыми угрозами обществу, ориентация на взаимодействие с гражданами и общественными институтами и др.
Органы полиции с древнейших времен являются основным элементом механизма безопасности любого государства, основой полицейской системы; постоянно реформируясь и совершенствуясь, они изменяются соответственно задачам современного общества. Полиция и ее деятельность являются сложным, исторически изменяющимся государственно-правовым и социальным институтом. Сущность полицейской деятельности определяется формой устройства государственной власти, задачами, стоящими перед конкретным государством и политическим режимом.
Термин «полиция» произошел от греческого слова «политейя» (полис-город) и первоначально означал городское (государственное) устройство. Но с конца XVI века его начали употреблять во Франции в несколько ином смысле: под термином «police» французы (а чуть позже немцы) под термином «polizei» стали подразумевать правительственную деятельность, направленную на обеспечение общественного благополучия и общественного порядка .
В античном мире функции по обеспечению правопорядка возлагались преимущественно на войско, которое являлось единственным универсальным инструментом как для защиты от внешних врагов, так и любых нарушений властных предписаний, создававших угрозу внутренней безопасности.
По мере развития цивилизации постепенно возрастала специализация государственных институтов, и полиция стала все более четко обособляться от армии и органов общинного управления.
Как в монархиях, так и республиках полицейские силы выступали, по сути, в качестве орудия центральной власти.
Специфика развития государственности в эпоху феодализма оказала серьезное влияние на основы организации и функционирование полиции. Типичным для европейских стран стало возникновение почти в каждой сеньории полицейских сил, полностью независимых от центральной власти. Превращение полиции в орган, призванный обеспечивать соблюдение правопорядка в национальном масштабе, произошло в эпоху абсолютизма.
Этот процесс протекал в Австрии, Англии, Испании, Пруссии, Франции в течение XV-XVII столетий. Во Франции в рассматриваемое время функционировали подчиненные короне крупные полицейские силы в провинциях, городах, на основных дорогах, а также специализированные органы, предназначенные для проведения предварительного расследования, осуществления политического сыска и др. Причем юрисдикция полиции определялась главным образом административным путем королевскими эдиктами и ордонансами.
ХV-ХVII вв. для многих немецких государств были периодом «полицейских регламентов», в основе которых лежало стремление «упорядочить» все сферы общественной жизни путем ее детальной регламентации и создания разветвленной системы учреждений, призванных следить за реализацией административно-полицейских предписаний. Полицейские формирования в таких условиях могли по своему усмотрению подавлять любые действия, которые власти находили опасными для «общественного порядка и спокойствия».
В Англии и Уэльсе, позднее в Шотландии интенсивно развивались процессы становления и укрепления местного самоуправления и соответственно децентрализации полиции. Руководство и контроль над нею с XIV века были сосредоточены в руках «мировой» юстиции в лице местных судей-дворян. Именно они несли ответственность за осуществление в местном масштабе древней королевской прерогативы поддержания правопорядка. Полицейские функции возлагались до начала XIX века непосредственно на граждан: каждый домовладелец давал клятву содействовать розыску и наказанию преступников, был обязан один год отслужить в качестве констебля .
По сути, профессиональная полиция появилась в странах континентальной Европы в эпоху абсолютизма. Не случайно именно этот этап развития феодального общества получил в историко-правовой науке определение «полицейского государства».
Историческое значение образования и деятельности полиции как самостоятельного государственного института в тот период заключается в том, что она явилась одним из мощных и эффективных инструментов в установлении централизованной государственности в наиболее крупных странах континентальной Европы того времени – во Франции, Австрии, Пруссии, России.
Полицейская деятельность в современном демократическом государстве определяется двумя основными моделями ее организации: «континентально-европейской» и «англосаксонской».
Первая модель характеризуется жестким децентрализованным управлением полицейскими ведомствами со стороны государства, властной «вертикалью» полномочий (примером такой модели являются Австрия, Германия, Италия, Испания и Франция). Британская модель (англосаксонская) отличается децентрализацией управления, повышением полномочий местных органов власти и меньшими по объему полицейскими функциями.
Так, федеральное устройство США предполагает независимость местных органов власти от органов власти штата, которые, в свою очередь, независимы от федерального правительства. На каждом из этих трех уровней государственной власти имеются собственные, автономные органы расследования. Федеральные органы проводят расследования преступлений, законодательно отнесенных к подследственности и подсудности федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, которые отнесены к компетенции властей штатов.
В США нет общенационального министерства с функциями главного штаба полицейских сил, а также федеральной полиции как таковой, то есть центрального ведомства, наделенного традиционными полицейскими функциями. Каждый штат, крупный город, более мелкий населенный пункт имеет свое полицейское ведомство, независимое от других. Все государственные органы, наделенные правом проведения оперативной и следственной работы, производства задержаний, арестов, обысков и изъятий, возбуждения и осуществления уголовного преследования, именуются в Соединенных Штатах правоприменяющими ведомствами (lawenforcementagencies).
В Федеративной Республике Германия функции по поддержанию общественного порядка законодательно разделены между соответствующими полицейскими структурами на федеральном уровне, а также на уровне земель (16 федеральных земель). Основными правоохранительными институтами являются Федеральная полиция (Bundespolizei), Земельная полиция (Laenderpolizei) и Федеральное ведомство криминальной полиции (Bundeskriminalamt).
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2019.(с изм. и доп. от 21 марта 2014 года № 6);
2. «ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-(с измен. и доп. от 2 августа 2019 г. № 311-ФЗ) \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33 ст. 3349.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(с измен. и доп. от 4 ноября 2019 г. № 354-ФЗ) \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г№ 174(с измен. и доп. от 4 ноября 2019 г. № 354-ФЗ) \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(с измен. и доп. от 12 ноября 2019 г. № 371-ФЗ) \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1.
6. «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»» [Текст]: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ (с измен. и доп. от 16 октября 2019 г. № 337-ФЗ) // Российская газета. 2011. 08 февраля. № 25.
8. «О полиции» [Текст]: федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ(с измен. и доп. от 16 октября 2019 г. № 337-ФЗ) // Российская газета. 2011. 08 февраля. № 25.
9. «О порядке отбывания административного ареста» [Текст]: Федерального закона от 27 апреля 2013г. (с измен. и доп. от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ) // Российская газета. 8-16 мая 2013 г. № 16.
10. Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (с измен. и доп. от 27 ноября 2017 г. № 371-ФЗ) \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 19.
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Бедарев К. В. Полиция, общественность и права человека в современной Европе// Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2012. № 2 (23). С. 17-20.
12. Быков А. В., Кикоть-Глуходедова Т. В. Полицейская система современного демократического государства: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 303 c.
13. Васьков М. Ю. Полицейское законодательство Норвегии// Закон и право. 2007. № 8. С. 112-114.
14. Васьков М. Ю. Организационные и правовые аспекты деятельности полиции Королевства Норвегия и ее роль в обеспечении общественной безопасности: автореф. дисс…канд. юрид. наук. М., 2009. 30 с.
15. Виноградова В. С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: автореф. дисс…канд. юрид. наук. Краснодар. 2014. 34 с.
16. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства: Теоретико-правовые аспекты: автореф. дисс…канд. юрид. наук. М., 2002. 28 с.
17. Кислухин В. А. Полиция стран Бенилюкса: положительный опыт требует изучения// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 2. С. 79-82.
18. Кислухин В. А., Макаров А. Н. Борьба с терроризмом в Нидерландах и роль голландской полиции в этой деятельности// Lex Russica (научные труды МГЮА).2011. № 1. с. 114-133.
19. Киричек Е. В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4 (30). С. 40-50.
20. Малько А. В. Малько А. В. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения / А. В. Малько, В. В. Субочев, А. М. Шериев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 192 с.
21. Машугина Е. В. Правовые и организационные основы деятельности полиции Эстонской республики и её роль в обеспечении общественной безопасности: автореф. дисс…канд. юрид. наук. Москва, 2015. 29 с.
22. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. 212 с.
23. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ А. П. Галоганов [и др. ]. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. 351 с.
24. Прудников А. С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел: теоретико-правовое исследование: автореф. дисс… докт. юрид. наук. М. 1999. 39 с.
25. . Ростовщиков И. В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: Вопр. теории и практика органов внутренних дел: автореф. дисс…канд. юрид. наук/ И. В. Ростовщиков. М, 1997. 42 с.
26. Соболева М. М. Обеспечение и защита прав и свобод человека в деятельности полиции России: проблемы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества// Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). с. 112-116.
27. Чеишвили М. В. Полиция Финляндии: организационно-правовые основы деятельности: дисс…канд. юрид. наук. М. 2001. 25 с.
28. Зимин Е. А. Механизм обеспечения конституционных прав человека в сфере деятельности полиции (на примере США): дисс…канд. юрид. наук. М., 2014. 185 с.
29. Зорькин В. Спецслужбы, полиция и права человека// Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 6. С. 32-35.
30. Зимин Е. А. Конституционно-правовое значение деятельности полиции в контексте обеспечения фундаментального права человека на личную безопасность// Право и государство: теория и практика. 2014. № 3 (111). С. 46-49.
31. Bailey D. H. Democratizing the Police Abroad: What to Do and How to Do It. Washington: U.S. Department of Justice, Office of Justice Programs, National Institute of Justice. 2001. 132 p.
32. Bittner E. The Functions of Police in Modern Society. A Review of Background Factors, Current Practices, and Possible Role Models. – Rockville, MD: National Institute of Mental Health, Center for Studies of Crime and Delinquency. 1967. 122 p.
33. Boer d. M., Pyo C. Good Policing: Instruments, Models and Practices. Asia-Europe Foundation. 2011. 104 p.
34. Reiner R. Policing a Postmodern Society// The Modern Law Review. 1992. Vol. 55. November. No. 6. P. 761-781.
35. Simonson J. Copwatching, 104 Cal. L. Rev. 391 (2016)/ URL:http://scholarship.law.berkeley.edu/californialawreview/vol104/iss2/3 (дата обращения: 30.05.2015