Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса создания базы данных
1.1. Описание предметной области
1.2. Постановка задачи
1.3. Инфологическая модель задачи
Глава 2. Модель данных задачи
2.1. Обоснование выбора инструментальных средств
2.2. Модель данных
Глава 3. Создание объектов базы данных в выбранной СУБД
3.1. Таблицы
3.2. Запросы
3.3. Формы
3.4. Отчёты
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Железнодорожный транспорт играет большую роль в России. Он остаётся самым доходным для государства и самым популярным у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем, скажем, перевозки воздушным транспортом.
В России железные дороги – это развитая сеть с большим количеством сотрудников. Территория нашей страны обширна, перемещение по ней удобно и быстро осуществляется по средствам железных дорог. При этих условиях необходимо организовывать слаженную деятельность железнодорожных касс на высоком уровне: автоматизировать процессы, связанные с финансовой стороной вопроса (продажа билетов), использовать удобные для пассажиров и кассиров формы представления информации. Для этого для сотрудников касс разрабатываются специальные системы управления - базы данных, в которых хранится вся информация о поездах, билетах и пассажирах.
Среда Microsoft Access (MS Access) обеспечивает не только удобство доступа и использования данных, но и позволяет добавлять необходимую информацию. В тоже время все данные функции реализованы в приложении, которое хранится в одном MDB-файле, что существенно упрощает работу с данным приложением.
Цель данного курсового проекта - создание автоматизированной системы продажи железнодорожных билетов.
Задачами данного проекта являются следующие:
- проанализировать предметную область;
- спроектировать базу данных;
- описать взаимосвязи между сущностями;
- разработать автоматизированную систему учета заказов.
Объект исследования — средства MS Access при создании автоматизированных систем. Предмет исследования — особенности продажи железнодорожных билетов.
При выполнении курсовой работы мы более глубоко освоим основные этапы работ по созданию информационной системы, технологию разработки программного обеспечения, различные методики описания предметной области, разработку программно-информационного ядра автоматизированной информационной системы на основе системы управления базами данных (СУБД), построение запросов к СУБД, стандартные системы доступа к базам данных.
При выполнении проекта необходимо научится работать со специальной технической и справочной литературой, самостоятельно оценивать качество принятых решений.
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса создания базы данных
1.1. Описание предметной области
Предметной областью является деятельность железнодорожных касс вокзала. В кассах осуществляется обслуживание пассажиров на предмет покупки билетов и получения информации о тех или иных составах. С любой станции можно купить билет на любой состав, как следующий через эту станцию, так и не следующий, но внесённый в систему. Возможна покупки билета на одно и то же место, если пассажир следует с промежуточной станции, а не со станции отправления состава, или до промежуточной станции. Продажа билетов осуществляется от текущей даты и на 30 дней вперёд, для чего имеется таблица «Даты отправления составов».
В системе ведётся картотека купленных билетов. После истечения срока прибытия состава на станцию назначения, из картотеки удаляются билеты, проданные на этот состав.Каждому билету присваивается уникальный номер, так как на одно место может быть продано несколько билетов для пассажиров, следующих через непересекающиеся станции.
Входная и выходная информация
В базу данных вносится информация о проданных, и забронированных билетах. Вводятся данные о составах, отправлявшиеся до создания базы, их расписание с временем прибытия, отправления и ценами на билеты. Пользователи базы данных могут просматривать информацию о действующем расписании, о ценах на билеты и о пассажирах приобретавших билеты (ФИО, паспортные данные), о маршрутах поездов, о существующих классов мест, о наличии свободных мест на конкретный состав.
Список ограничений
Предусмотрены следующие ограничения:
1) В плацкартном вагоне 6 мест. В купейном и СВ - 4 и 2 соответственно;
2) Время прибытия и отправления пассажира, а также тип вагона в билете, должны строго соответствовать реальному времени и типу вагона состава, на который продан билет. Цена билета высчитывается как сумма цен билетов между всеми станциями следования.
3) Через одну станцию может проходить несколько составов, и каждый состав, естественно, проходит за время следования несколько станций.
4) На одно и то же место может быть куплено несколько билетов, если станции следования пассажиров, купивших эти билеты, не пересекаются.
5) За один день может отправиться только один состав с одинаковым номером.
6) Билеты продаются от текущей даты и до 30 дней вперёд.