Принцип разделения властей – один из основных принципов политической организации общества, закрепленный в конституционном законодательстве всех современных государств либеральной демократии. Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса ни одной. Данная система сдержек и противовесов должна предполагать четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти – законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой.
Существование трех основных функций государственной власти, а именно исполнительной, законодательной и судебной определяет их самостоятельное исполнение соответствующими организациями государственной власти. Из этого следует, что сосредоточение этих трех функций в одних руках приводит к неограниченной концентрации власти у владеющего ей органа, создавая условия для установления диктаторского политического режима. Осуществление одной из трех функций государственным органом предполагает взаимодействие и взаимоограничение в своих полномочиях с другими государственными органами. Данные взаимоотношения называются системой сдержек и противовесов.
Проблема разделения властей в настоящее время является весьма острой для современного государства, так как затрагивает фундаментальные основы жизнедеятельности государства и общества.
Актуальность темы «Разделение властей в правовом государстве» заключается в первую очередь в необходимости усовершенствования способов реализации государственной власти в современной России.
Наличие самостоятельных и одновременно взаимосвязанных систем федеральных и региональных органов государственной власти обусловливает формирование правового механизма их взаимодействия[1].
Безусловно, принцип разделения властей является одним из базовых принципов в государственном механизме правовых государств, который предназначается для функциональной основы, что гарантирует успешную деятельность государственного механизма, и содействует наилучшему развитию отношений в обществе и государстве.
Степень научной разработанности рассматриваемой проблемы достаточно обширная. Теоретические проблемы получили обширное освещение в трудах отечественных авторов, исследовавших принцип разделения властей, также советских и современных российских ученых в области теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного права и других юридических наук, таких как С. С. Алексеев, Г. Г. Арутюнян, М. В. Баглай, А.Г. Бережной, Ю. С. Гамбаров, М. В. Геворкян, Б. И. Гогурчунов, С. А. Голубок, В. В. Гончаров, С. А. Кануков, В. В. Киреев, А. Н. Кокотов, М.И. Кукушкин, М. Н. Марченко, Е. А. Николаев А. Н. Чертков, и др.
Теоретическую основу исследования также составляют политико-правовые идеи мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона; положения разделения властей Д. Локка, Ш. Монтескье.
Объектом данного исследования является организация и осуществление государственной власти.
Предмет исследования – общественные отношения, возникающие в связи с разделением властей.
Цель исследования является – рассмотреть разделение властей в правовом государстве на современном этапе развития, провести анализ недостатков реализации на данный момент в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- проанализировать возникновение и развитие теории разделения властей;
- исследовать понятие правового государства и разделения властей правового государства;
- проанализировать механизм разделения властей в правовом государстве.
Методологической основой исследования послужили следующие методы исследования: специально-юридический, общенаучные, частно-научные, исторический и другие приемы обобщения научного.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Введение раскрывает актуальность данной курсовой работы, определяет объект, предмет, цель, а также методы исследования и задачи.
В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с возникновением и развитием разделения властей, а также понятия и виды. Во второй главе я рассмотрела каждую ветвь власти.
В заключении я подвела итоги данной работы и сформулировала окончательные выводы по рассматриваемой теме.
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Возникновение и развитие теории разделения властей
Человечество на протяжении многих веков находится в поиске способов создания идеального государства. Теория разделения властей стала одной из политико-правовых доктрин, которая приблизила общество к такому государству. В современном мире эта теория лежит в основе конституционного строя многих демократических государств.
Основоположниками теории разделения властей становятся Д. Локк и Ш.Л. Монтескье. Они выдвинули теорию разделения властей в период борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом, когда у общественности появились потребности в смене абсолютистского произвола системой правовых гарантий прав и свобод личности. Каждая из ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная должна осуществлять свои функции путем особой системы органов и в правовых актах[2].
Стоит отметить, что зачатки доктрины разделения властей прослеживаются в работах древнегреческих мыслителей, как Платон, Аристотель, Полибий. Они говорили о необходимости разделения труда между отдельными сословиями, рассуждали о важности разграничения полномочий между государственными органами.
Например, Платон считал, что главная причина деления общества на сословия заключается в неравенстве людей, и поэтому разделение труда между сословиями в его совершенном государстве никак не значило, разделения функции власти между ними. Философ подчеркивал, что власть в государстве должна находиться у знатных людей, т. е. специально подготовленных к этому первого сословия, так как они уже знают сложность руководства государственными делами. [3].
Между тем, Аристотель более последовательно различал между собой «три компонента» любого политического устройства, чем Платон. По его мнению, государство состоит из различных частей. Во-первых – это законосовещательный аппарат, в котором обязаны учувствовать все без исключения свободные граждане. Вторым элементом Аристотель называл административный орган, в лице магистратуры, наделенной полномочием повелевать. Третьей формой являются судебные органы, которые вершат правосудие. По мнению Аристотеля, основополагающим элементом государственного устройства является законосовещательный орган[4].
Аристотель, обращая внимание в основном на характер организации каждого из «трех элементов» государственного устройства, на порядок их формирование и функционирования, однако, не проанализировал характер их отношений, формы регулирования их взаимодействия, противодействия, уравновешивания полномочий, что было бы особенно важно для доктрины теории разделения властей[5].
Полибий стремился посредством разделения властных полномочий достичь сочетания в государстве элементов монархии, аристократии и демократии, как наиболее рационального средства для укрепления устоев общества[6].
Профессор В.С. Нерсесянц выделяет три аспекта разделения властей – функциональный, институциональный и персональный[7].
- Функциональное разделение властей. Данный аспект направлен на разделение функций принятия решений о функциях осуществления государственного принуждения. Законодательная власть определяет правила использования принуждения, судебная власть дозволяет и указывает их. Однако, эти две ветви власти не осуществляют государственное принуждение и никак не имеют принудительной силой. Такой силой должна обладать исполнительная власть. Она не принимает решения о применении силы и действует исключительно на основании исполнения законов и судебных решений. Таким образом, деятельность исполнительной власти сопровождается с ограничением свободы и собственности должна быть законными и поддаваться предварительному и последующему судебному контролю[8].
- Институциональное разделение властей. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти не должны осуществляться одним лицом или учреждением. Разделение властей – это разделение государственных органов обладающих принудительной силой и государственных органов, принимающих решение о применении этой силы. Таким образом, органы исполнительной власти не могут издавать правовые акты, которые имеют законодательную силу закона, а также, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов.
Таким образом, недопустимо объединение судебной власти с властью законодательной. Судья не может участвовать в законодательном процессе, иначе суд будет отправлять правосудие как ему удобно по своим правилам и законам. Законодатель изменяя законы не может вмешиваться в процесс отправления правосудия, если такое вмешательство угрожает свободе, безопасности, собственности. Для этого существует правило: «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет»[9].
Следует отметить и то, что судебная и исполнительная власть тоже должны быть разделены. Суд должен быть независим от различных органов исполнительной власти. Если судьи будут организационно подчинены и зависимы от бюрократического аппарата, то при отправлении правосудия есть риск защиты корпоративных интересов этой власти[10].
Примечательно, что принцип разделения властей не противоречит принципу единства верховной государственной власти и единству системы государственных органов. Наоборот, эти принципы в современном демократическом государстве дополняют друг друга.
Итак, государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей – законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная весть власти устанавливает общие правила, правовые нормы, которые определяют степень свободы человека в обществе и государстве. Исполнительная власть воплощает в себе силу государства. Судебная власть разрешает правовые споры.[11].По мимо этого судебные решения предусматривают меры государственного принуждения к конкретным субъектам.