Реферат|Философия

Реферат Проблема фиксации факта в науке

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 28

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1.1. Факт как феноменологический объект

1.2. Эволюция представлений о факте как методологической категории в философии науки

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИКСАЦИИ ФАКТОВ В НАУКЕ

2.1. Методы установления научных фактов

2.2. Специфика фиксации факта в науке

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность работы.

Вопрос о факте, о фактической обоснованности научного утверждения, теории, концепции принадлежит к числу существенных сторон всякой науки. Фактическое знание, знание, основанное на фактах,— это синоним точного научного знания, нередко—синоним науки. В последние десятилетия вопрос о научном факте стал предметом обсуждения среди специалистов многих отраслей знания. Едва ли это случайно. Фактическая обоснованность научных суждений, которая, кстати сказать, имеет прямое отношение к проблеме источниковедения, создает уверенность в истинности наших утверждений, обусловливает устойчивость аргументов и выводов. Повышенное внимание к проблеме факта вызвано к жизни не только и не столько импульсами чистой любознательности, сколько прогрессом науки, усложнением структуры научного знания, расширением круга и характера источников информации, накоплением обширного и разнообразного исследовательского опыта, возрастанием ответственности ученого за результаты своих разработок, в особенности в связи с расширением практического использования научных данных. Короче говоря, проблема факта выдвинулась на авансцену в силу усложнения исследовательских процедур, а также вследствие осознания учеными необходимости уточнения своих гносеологических позиций.

Проблема научного факта является точкой пересечения ряда фундаментальных вопросов научно-философского спектра, то есть по своей природе является комплексной. Так, детерминация научного факта как компонента эпистемолого-организационных схем науки напрямую соприкасается с проблемой объективности и истинности результатов научного познания действительности, поскольку именно факты как объективные и проверяемые результаты познавательной деятельности исследователя, по существу, и являются подтверждением истинности научного знания, его соответствия реальному положению дел. В методологическом аспекте проблема детерминации фактов является крайне важной для развития методологической схемы научного исследования как процесса непрерывного взаимодействия эмпирического и теоретического уровней исследования: в зависимости от той или иной оценки соотношения теории и факта приобретает определенную специфику и сам процесс научного познания. Следует отметить, что кроме вопросов специального, научно-философского содержания, научный факт также концентрирует проблематику, актуальную для областей социологии, психологии и ряда иных гуманитарных дисциплин, рассматривающих проблему научного факта в контексте собственных предметных областей (например, характерных для современной социологии исследований в сфере взаимоотношений науки и общества).

В соответствии с предметной спецификой настоящего исследования основное внимание в рамках данной работы уделено анализу проблемы фиксации факта в науке.

Говоря о важнейшей роли фактов в развитии науки, В.И. Вернадский писал: "Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения".[1]

Проблема научного факта, несомненно, обладает собственной гносеологической ценностью и должна быть рассмотрена не только в формальном, но и в содержательном аспекте, то есть с учетом тех условий, которые сопутствуют формированию и развитию научного факта в ходе реального исследовательского процесса, но, подчеркнем, именно с позиций его самостоятельной познавательной ценности.

Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с проблемой фиксации факта в науке.

Предметом настоящего исследования является факт в науке, рассматриваемый сквозь призму проблемы его фиксации.

Цель работы  - с позиции комплексного анализа охарактеризовать сущность и особенности проблемой фиксации факта в науке.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1.1. Факт как феноменологический объект

Об «основной клеточке мышления» и тем самым об исходной категории формальной логики до сих пор спорят. Одни считают таковой понятие1 , другие – суждение2 . Диалектическая логика не занимается суждениями. Но рассматривая процесс познания мира, она начинает вовсе не с понятия. Ее исходная категория – факт (от лат. factum – сделанное). Понятие факта пришло в философию из науки и долгое время не рассматривалось как категория гносеологии, а тем самым и философии.

Отмеченная выше родословная понятия факта привела к тому, что под фактами многие понимали факты лишь науки. Слово «факт» часто понималось как синоним словосочетания «научный факт». Некоторые философы шли еще дальше. «Научный факт, – утверждал, например, Н. Ф. Овчинников, – является фундаментальным элементом научного знания, поскольку он включен в определенную теоретическую систему. Вне теоретической системы мы можем иметь дело с чувственными данными, но не с научными фактами».[2]

 В таком случае получается, что научные факты возни- кают только с появлением теории, но никак не раньше, что теория первична, а факты вторичны, производны от нее. Ошибочность этой точки зрения более чем очевидна. Нельзя согласиться ни с подобного рода толкованием научных фактов, ни с сужением понятия факта до понятия научного факта. Кроме фактов научных, бесспорно, существуют факты повседневной жизни, которые условно можно назвать житейскими.

Конечно, между научными и житейскими фактами существует определенное различие, но и те и другие находятся в рамках одного общего качества. Выяснением того, что нужно понимать под фактом, занимались специалисты в области как конкретных наук, так и философии. Но единой точки зрения по этому вопросу как не было, так и нет. [3]

Не вдаваясь в детали дискуссии, отмечу лишь основные точки зрения. Одна из них состоит в том, что факт есть явление действительности. Вторая – в том, что факт представляет собой образ действительности. Третья различает два вида фактов: факты, существующие в реальности, и факты – образы этой реальности. Четвертая: факт есть суждение, высказывание, предложение, содержащее определенные верные сведения. Несмотря на все различия, существует нечто общее в понимании факта практически всеми учеными (но не обязательно философами). Факт, как он мыслится всеми подлинными исследователя- ми, обладает двумя, казалось бы, несовместимыми особенностями. Первая – его объективность. Факт, взятый сам по себе, не зависит от сознания человека и человечества. Это нашло свое четкое выражение в широко известном высказывании английского публициста XVII в. Ю. Баджелла: «Факт – ужасно упрямая вещь». [4]

Под упрямством факта подразумевается его объективность, его независимость от желания и воли людей. Вторая особенность факта состоит в том, что он существует в сознании человека. Именно в сознании чело- века факты «хранятся», «накапливаются», «группируются», «истолковываются», а иногда «подтасовываются» или даже «фабрикуются». Все это, вместе взятое, помогает понять природу факта. Факт есть момент действительности, вырванный из нее и пересаженный в сознание, точнее, в мышление человека. Иначе говоря, факт есть разновидность вещей для нас, вещей, существующих в нашем сознании. В сознании факт существует как содержание истинного, то есть соответствующего реальности, суждения (или нескольких суждений). Но сам он ни в коем случае не является суждением. В сознании этот момент действительности, которая всегда есть не- что целое, будучи вырванным из действительности, выступает как один из ее фрагментов. Таким образом, факт не представляет собой ни образа внешнего мира вообще, ни формы мышления в частности, ни явления действительности самого по себе.

Интерпретация факта в современной науке и философии достаточно неоднозначна. Данное понятие (факт) представляется по-разному: во- первых, как событие, произошедшее (происходящее и т.д.) в действительности, которое зафиксировано либо посредством наблюдения, либо посредством опытно-экспериментального метода исследования; во-вторых, как знание, не требующее специальных обоснований и аргументаций, поскольку оно сопоставимо с действительностью; в-третьих, как высказывания, являющиеся возможными структурными элементами в комплексе теории, доказательства и т.д. Естественно, перечень приведенных толкований понятия факт далеко неполный, но для всех этих интерпретаций характерно то, что они исходят из соответствия факта и действительности (в широком смысле), т.е. факт определенно тождественен конкретному положению вещей.[5]

Таким образом, в связи с имеющимися интерпретациями факта возникают следующие вопросы: как и на основании чего мы можем констатировать соответствие или тождество дихотомии: факт – действительность, и что представляет собой действительность, если она включает в себя, как видно из вышеуказанных толкований факта, и знание и высказывание? Собственно, проблема факта, его интерпретация не является новой ни в философии науки, ни в логике, ни в науке: существует много современных направлений (аналитическая философия, феноменология, философская и филологическая герменевтика, философия науки, деонтическая логика, эпистемологическая логика, социология знания, аналитическая психология, структурная лингвистика и т.д.), которые занимаются исследованием и анализом отношений: факт – действительность – индивидуальность (индивидуальное сознание), причем, учитывая различные посылки, естественными являются и те различные выводы, к которым приходят исследования в рамках указанных направлений, и, тем не менее, основополагающим фактором анализа всегда является фактор нормативности. [6]

Таким образом, факт, как исследуемый объект, должен быть наделен определенными атрибутами, которые и детерминируют нормативность объекта исследования. Именно фактор нормативности и определяет возможные/допустимые границы интерпретации факта. Поэтому с точки зрения истории науки и истории культуры множество интерпретаций данного понятия не является регрессивным, потому что оно обусловлено аспектом видения нормативности.

  1. Баранец Н.Г. Философия науки (учебное пособие для аспирантов). Ульяновск: Вектор-С, 2011.
  2. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. – М.: Мысль, 1972. – Т. 2
  3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А. Л. Яншин, Москва, "Наука", 1991.
  4. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. – М.: Гнозис, 1994. − Часть II. – С. 78 – 319.
  5. Гончаренко М.В. Современные принципы интерпретации факта (рациональная/иррациональная обусловленность формирования дискурса): монография / М.В. Гончаренко; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014.
  6. Душенко, К. Цитаты из всемирной истории: от древности до наших дней. – М., 2015.
  7. Елсуков А.Н. Эволюция представлений о факте как методологической категории в философии науки//Философия и социальные науки: научный журнал. - 2008. - № 2. -С. 43-50.
  8. Обзор взглядов на природу факта см.: Меерзон, Л. С. О некоторых спорных вопросах в освещении проблемы факта науки // Философские науки. – 1971. – № 2 - С.18
  9. Овчинников, Н. Ф. Методологическая функция философии в естествознании // Материалистическая диалектика и методы естественных наук: сб. статей / под ред. М. Э. Омелья- новского. – М., 1968.
  10. Павлов, И. П. Избранные произведения / И. П. Павлов. – М., 1949-С.21
  11. Роджеро, А. Н. Об особенностях становления классической науки / А. Н. Роджеро // Философские науки. – 1975. – № 6.- С.131
  12. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Мысль,1979.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское