Реферат|Психология

Реферат Развитие представлений об эмоциях человека в философии и психологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 21

Введение

  • 1. Развитие представлений об эмоциях в философии
  • 2. Развитие представлений об эмоциях в период становления психологии 

Заключение

Список литературы

Актуальность. Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные эмоций являются одним из способов выражения познавательной потребности.

Эмоции - это элементарные эмоций, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Эмоциональные состояния являются одно из разновидностью эмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями.

По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

Знание психологических основ и философской природы эмоциональных состояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведения личности.

Цель исследования – провести анализ развития представлений об эмоциях человека в философии и психологии.

Объект – представление об эмоциях

Предмет – отличия представлений об эмоциях человека в философии и психологии.

Теоретическая гипотеза:

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему в философии
  2. Рассмотреть проблему в психологии
  3. Сравнить понимание проблемы в философии и психологии (выделить сходства и различия)

 

§1. Развитие представлений об эмоциях в философии

1) Р. Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Двойственная природа страстей: телесный компонент и мысль о предмете. Первичные и вторичные страсти. Значение страстей: обеспечение единства души и тела.

Рене Декарт – французский философ, математик и естествоиспытатель. Декарта называют «отцом новой философии», т.к. он является основателем современного рационализма, убежденным в философской суверенности разума.

Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях души. "Страсти, согласно Декарту, - не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души", возникающие тогда, когда мозг сотрясают "животные духи", которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти возникают в результате воздействия на организм объекта и являются эмоцийми движения "животных духов". Это не только мышечные реакции (рефлексы), по и различные психические состояния, которые производятся телом, а не душой. Страсти понимаются одновременно и широко (как все познавательные процессы - ощущения, восприятия, представления, память, воображение, эмоции, аффекты, кроме чистого мышления), и узко (как аффекты, или душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий).

Страсти подразделяются на 3 группы:

Чисто физиологические - от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).

Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом - это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.

Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них - щедрость).

Страсти могут помогать или мешать мышлению. Поэтому необходимо научиться управлять страстями, преодолевать ненужные эмоции и обеспечивать ясное самосознание. Пути управления страстями: 1) переход к другим видам деятельности; 2) рациональный, логический путь снятия эмоционального напряжения через объяснение причины возникновения отрицательных эмоций. Особая роль отводится двум эмоциям - печали и радости. Печаль обнаруживает то, чего надо избегать; радость указывает на то, что следует поддерживать и культивировать.

«Страстями можно вообще назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на тела.

Объекты, воздействующие на органы чувств, вызывают в нас различные страсти не вследствие своих, различий, а только с точ­ки зрения их пользы или их вреда, или вообще с точки зрения их важ­ности для нас. Так, польза всех страстей состоит только в том, что они действуют на состояние души, чтобы желать те вещи, которые по воле природы нам полезны, и в этой воле пребывать. Главное условие уда­чи наших предприятий заключается в радостном возбуждении души, с которым мы к ним приступаем. «Я часто замечал, говорил Декарт, что предпринимаемое мной радостно, без внутреннего противодей­ствия, мне обычно удавалось». Он склонен находить в этом отсутствии внутреннего противодействия в предпринимаемых делах объяснение сократического понятия гения и сделать для себя понятным, почему оно правильно руководило Сократом. Декарт ссылается даже на свой опыт в азартных играх. Так он согласен с ренессансным учением об аффектах в предпочтительности радостного состояния (письмо Елиза­вете IX 398 ss.) Даже гнев — полезный аффект, если он в качестве нравственного возмущения призывает к сопротивлению. Решающий же момент суждения о ценности аффектов состоит, как он полагает, в том, что сама высшая добродетель не лишена аффектов. Ибо спокой­ствие души (tranquillitas animi у стоиков) есть состояние чувства. Оно (или внутренняя удовлетворенность) — награда, побуждающая нас к совершению добродетельных поступков.

Так стрелок из лука направ­ляет свое действие на цель, но стрелять заставляет его установленная премия. А чему учит нас жизненный опыт? Самая длительная, верная, мягкая, приятно и постоянно радующая из всех жизненных ценнос­тей — спокойствие души, внутренняя удовлетворенность, возникаю­щая из сознания рациональных в моральном отношении действий. Только она зависит исключительно от нас самих и поэтому не может быть отнята у нас. (Oeuvres X 59-64). Обоснованная удовлетворенность собой и самоуважение, в котором мы радостно ощущаем свою цен­ность, определяются Декартом как страсти, которые укрепляясь по­средством привычки и мышления, становятся постоянным счастли­вым душевным свойством. Высшая из всех страстей — generosite, она — самоуважение, основанное на правильном и строгом примене­нии свободы воли, которое делает нас способными к великим делам, сближает с другими людьми, освобождает от зависти, страха и гнева (Страсти души. III. 153, 156, 161). Это понятие определено до Декар­та Аристотелем как среднее между преувеличенным самолюбием и ма­лодушием: μεγαλοψυχία (magnanimitas). Это понятие параллельно спинозистской любви к Богу тем, что определяет высший аффект, ко­торый освобождает душу и устраняет вредные страсти. Но от понятия Спинозы оно отличается тем, что выражает светский и человеческий идеал этой великой эпохи Франции: радость жизни, направленность на великие дела, в сочетании с нежным нравственным чувством, бес­страшием и способностью быть выше обычных страстей.

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости // тез. докл. II междунар.конгр., Минск, 14 – 16 мая 2008 г.: в 2 т.; отв. ред. Р.С. Пионова–Минск: МГЛУ, 2008. – Т. 2. – С. 115 – 116.
  2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
  3. Анохин П.К. II Проблемы высшей нервной деятельности. - М.: Изд-во АМН СССР, 1949. – 249 с.
  4. Бабкунова О.Н. Психологическая характеристика "образа Я" и самоотношения личности (на примере студентов психологического факультета)//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. - № 4-1. – С. 9-12.
  5. Белобородов А.М., Любякин А.А., Оконечникова Л.В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов- психологов//Педагогическое образование в России. – 2015. - № 11. – С. 55- 60.
  6. Брушлинский, А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психол. журнал. – 1997. – Т. 18, № 2. – С. 18 – 32.
  7. Вилюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. — М., 1988. –С. 6-20.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. – 420 с.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1984.—400 с.
  10. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения»//Ученые записки. – 2010. – Т. 3. № 4 (12). – С. 80-84.
  11. Григорьев С.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов//Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2016. - № 2. – С. 106-118.
  12. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  13. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов//Вестник ПСТГУ. – 2012. – Вып. 1 (24). – С. 121-134.
  14. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии//Психологическая наука и образование. – 2012. - № 2. – С. 21- 33.
  15. Джемc У. Принципы психологии : монография / пер с англ. /под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
  16. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986. – 286 с. 17.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
  17. Куликов С.Б. Философский анализ становления современной теории эмоций//Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - № 5. – С. 12-15.
  18. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 256 с.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. – 1972. –№ 12. – С. 137 – 140.
  20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Наука. 1971. - 40 c. 22.Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Костенко В.Ю. Траектории личностного

развития: реконструкция взглядов Л.С.Выготского//Вопросы образования.– 2017. - № 2. – С. 98-112.

23.Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36. 24.Макарова Н. Анализ понятия самоотношения личности в современном обществе//Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego. – 2013. - № 1 (4). – С. 160-169.

  1. Макеева Е.С. Особенности динамики профессионального самоотношения и мотивации достижения студентов-психологов//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2019. - № 12-7 (12). –С. 65-67.
  2. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов- психологов в процессе обучения в вузе//Вестник ТГУ. – 2014. – Вып. 1 (81). – С. 157-161.
  3. Миронова Т.Л., Дондупова Э.В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму//Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. -№ 5. – С. 88-100.
  4. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии//Консультативная психология и психотерапия. – 2014. - № 4 (83). – С. 98-114.
  5. Мясищев В.М. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М.:Издательство «Институт практической психологии». 1995. – 356 с.
  6. Нуриева Г.Р. Изучение эмоционального интеллекта студентов-психологов [электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник.– 2016. – № 5-1. – режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15367 (дата обращения 17.07.2019)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское