Актуальность темы исследования. Политический анализ один из сложнейших видов профессиональной деятельности политиков, государственных деятелей и служащих, требующий информации, специальных знаний, богатого опыта, интуиции и умения видеть явления в их реальной динамике, причинно-следственных связях. Это путь к политическому предвидению и прогнозированию, к созданию достаточно полного целостного, конкретного представления об изучаемом объекте.
Конечная цель такого анализа - подготовка и принятие оптимальных политических решений, а на этой основе осуществления успешных действий, воплощения в жизнь, проведения политической линии, стратегии и тактики.
Использование политического анализа необходимо для всех субъектов политического процесса, но особенно важным является его применение властными структурами, поскольку их решения оказывают наибольшее влияние на политический процесс. Между тем в настоящее время в большинстве случаев применяются далеко не научные методики — анализ политической ситуации, составление политических прогнозов и принятие политических решений в лучшем случае строятся на сугубо интуитивном подходе, а зачастую применяются астрологические и другие мистические или около мистические процедуры.
На современном этапе развития научного знания подобный стиль политического анализа представляется рудиментарным. Со всей очевидностью встает задача формирования вполне альтернативных возможностей для анализа политической ситуации, составления политических прогнозов и принятия политических решений. Отечественная политическая наука в настоящий момент должна предпринять попытку вытеснения около научных способов политического анализа, для чего, в свою очередь, необходимо сломать уже существующие стереотипы относительно прикладных исследований.
Философский подход предполагает рассмотрение культуры как основного способа деятельности человека.
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.
Цель работы - рассмотреть философский, социологический и культурологические подходы и их применение в политическом анализе
Задачи работы:
- дать общую характеристику философского, социологического и культурологических подходов;
- рассмотреть применение философского, социологического и культурологического подходов в политическом анализе.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО, СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ
1.1. Социологический и философский подходы к исследованию развития политологии
К изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история, политическая география и т.д. Столь широкое поле исследований объясняется тем, что политика представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения признаются многими учеными-обществоведами, в том числе и политологами. Разногласия между ними начинаются при решении вопроса о месте политологии среди других наук о политике.
При решении этого вопроса в отечественной литературе отчетливо выделяется две позиции. Первая позиция исходит из представления, что Политология представляет собой лишь одну из наук о политике. В этом качестве она имеет предметом своего изучения институциональные стороны политической жизни, прежде всего механизмы власти в государстве.
Сторонники второй позиции, отмечая в качестве достоинства этого подхода то, что он позволяет при изучении политики использовать специфические метода»! различных наук, вместе с тем указывают на ряд его существенных недостатков. Главный из них состоит в недостаточном учете целостности политической сферы, взаимосвязи разнообразных политических исследований. Дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей политической науки, по мнению сторонников второй позиции, не позволяют в полной мере отразить единство политики, ее системные качества. Поэтому политология должна представлять собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях[1].
По мнению А.А. Федосеева, в качестве комплексной и относительно самостоятельной области современного научного знания об обществе «политология имеет целью проникнуть в сущность самой политики как целостного общественного явления, выявить на микро- и макроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в различных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики»[2].
В соответствии с данным подходом политология рассматривается как целостная, внутренне дифференцированная, междисциплинарная наука, состоящая из ряда отраслей политического знания, исследующего различные стороны политики на разных уровнях познания и под различными углами зрения: политическую философию, теорию политики, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, политическую антропологию, теорию международной политики, политическую географию.
Политическая философия является наследницей философского этапа в развитии политологии. Философия, как известно, это теоретическая основа мировоззрения человека. Поэтому политическая философия, во-первых, придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Политической философии свойствен нормативно-ценностный подход. Этот подход предполагает выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Этот подход ориентирован на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он в большей степени исходит не из реального, а из должного или желаемого и требует опираться в политических решениях на этические ценности и нормы. Иными словами, в этом аспекте исследований, во-первых, политическая философия вырабатывает ценностно-нормативные критерии политики. Во-вторых, политическая философия анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл понятий и категорий политической науки, формулирует обобщенные теории и выявляет закономерности развития политического процесса.
Эти две стороны политико-философского подхода позволяют сделать вывод о том, что политическая философия служит мировоззренческо-методологической базой политологических исследований, обеспечивая целостность в изучении политики, выявление ее сущностных характеристик, дает оценку смысла и значения различных политических концепций, выявляет принципы и законы во взаимоотношениях индивида, общества и власти, соотношение рационального и иррационального начал, мотивационную основу и нравственные критерии политического поведения.
Политическая философия — это наиболее высокий и, следовательно, абстрактный уровень анализа политики. В этом заключаются как сильная, так и слабая его стороны, Сильная сторона состоит в том, что политическая философия создает для политического исследования мировоззренческо-методологическую базу, слабая — в умозрительности и эмпирической реальности суждений.
Более конкретно политическая сфера жизнедеятельности индивида и общества исследуется в теории политики. Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теориями государства и права, конституционного права, международного публичного права и т.д. В рамках данной проблематики теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т.д. В решении этих вопросов пересекаются предметы исследования юридических наук и политологии.