Введение
- Расчет армируемых конструкций
- Основные положения метода конечных элементов
- Трехмерный конечный элемент сплошной среды
- Одномерный конечный элемент стержня
- Экспериментальное исследование процесса «вырыва»
стеклопластиковой арматуры из бетонного блока
- Моделирование задачи «вырыва» прута арматуры из бетонного
образца
- Анализ результатов и выводы
Заключение
Литература
Приложение
Быстрое развитие технологий и применения новых материалов в строительной отрасли ставит перед инженерами новые задачи, требующие обеспечения более жестких стандартов по производственным и эксплуатационным характеристикам. Снижение стоимости возведения, эксплуатации и межремонтного периода требует применения новых и инновационных видов строительных материалов и технологий
В XX веке железобетон зарекомендовал себя, как один из лучших материалов для строительства, более 90 процентов всех конструкций возводятся именно из железобетона. Он обладает высокими прочностными характеристиками, большим сроком службы и сравнительно небольшой ценой, поэтому зачастую является экономически выгодным при устройстве строительных конструкций.
Известно, что взаимодействие бетона и арматуры, как единого целого происходит за счёт трёх факторов [1]: механическое зацепление арматуры за бетон, при наличии неровностей на поверхности арматуры, трение между бетоном и арматурой, молекулярное взаимодействие (адгезия). Описание сложного многопараметрического взаимодействия бетона и композитной арматуры характеризует кривая зависимости «напряжения сцепления – проскальзывание арматуры относительно бетона», или альтернативная зависимость «выдергивающая сила – проскальзывание арматуры относительно бетона» [2-4]. Построить такую кривую можно используя экспериментальный метод выдергивания стержня из куба (Pull-outtest) согласно RILEM/CEB/FIB [2, 5].
В работе обосновывается актуальность построения новых моделей взаимодействия бетоны и арматуры, приводятся основные положения метода конечных элементов , реализована методика конечно-элементного расчета деформирования железобетонной конструкции с учетом отрыва арматуры от бетона, проведен расчет процесса «вырыва» прута арматуры из бетонного образца, проведен анализ полученных результатов.
Глава 1. Расчет армируемых конструкций
Известно 7 классов моделей сцепления бетона и арматуры [1]:
- модель идеального сцепление арматуры и бетона;
- модель с добавлением дополнительного слоя с пониженным модулем деформации;
- модель с использованием связей с конечной жесткостью;
- модель с выключением разрушенных элементов из работы;
- модель с учётом микрорастрескивания;
- модель упруго-поврежденного материала;
- модель упруго – пластично – поврежденного материала.
Наибольшее распространение получили три первых модели, остальные модели требуют наличия программных комплексов высокого уровня, как ANSYS, Nastran, ABAQUS и другие.
Модель идеального сцепления арматуры и бетона не учитывает несплошность среды и микрорастрескивание, однако широко и повсеместно используется в численных расчётах железобетонных элементов, так как потеря несущей способности арматуры достигается быстрее, чем утрачивается сцепление между арматурой и бетоном.
Модель с добавлением дополнительного слоя с пониженным начальным модулем деформации, требует более подробной дискретизации расчетной модели, а именно применения объемных конечных элементов с мелкой разбивкой сетки для бетона, арматуры и самого граничного слоя, что не позволительно для расчёта сложных расчётных схем, так как потребует больших временных затрат.
Модель, основанная на использовании связей с конечной жесткостью, считается наиболее логичной, а также имеет наибольшую согласованность с экспериментальными и теоретическими результатами сцепления металлической арматуры с бетоном [1]. Данная модель позволяет учитывать нелинейные смещения арматуры относительно бетона в процессе разрушения связей сцепления. Для численного описания модели требуется вводить дополнительные элементы с конечной жёсткостью или по-другому податливые связи.
Авторами [6] предлагаются для использования нелинейные пружины, свойства которых описываются по диаграммам сцепления арматуры с бетоном. Не во всех расчётных комплексах доступен данный тип КЭ, поэтому необходимо упростить модель, а именно нелинейные пружины следует заменить линейными пружинами с предельным усилием на растяжение или сжатие. Тогда для аппроксимации нелинейной диаграммы сцепления арматуры[7, 8], с бетоном, представленного на графике 1 (рисунок 1) предлагается использовать кусочно-линейную функцию, изображенную на графике 2 (рисунок 1), которая описывается формулой:

Рис. 1. Графики зависимости перемещения стеклопластиковой арматуры Δ от выдергивающей силы F, 1 – по результатам испытаний; 2 – для численного моделирования.