Введение
Глава 1. Слобода «Кукарка» Основание и значимые даты
1.1.Образование населенного пункта «Кукарка»
1.2. Роль монастырей в освоении земель слободы «Кукарка»
Глава 2. Слобода «Кукарка» как торговый центр
2.1. Развитие купечества в слободе «Кукарка»
2.2. Развитие пароходства в слободе «Кукарка»
Заключение
Список литературы
Приложения
Бывшая Кукарская слобода (с 1918г. город Советск), была основана в кон. XVI в как торговый и оборонный пункт. О ее бурном развитии в последующие столетия свидетельствует обилие сохранившихся до наших дней богатых купеческих особняков и торговых помещений. Поселение было основано в 1594 году на землях марийцев-чермисов, как слобода Кукарка. Она состояла из нескольких дворов вокруг деревянной церкви, окруженных высоким частоколом и глубоким рвом.
Поселение было основано в давние времена марийцами как крепость Кукарка. Согласно местной легенде поселение было столицей князя Чумбылата (XII век), национального героя марийцев, объединившего под своей властью марийские племена. В окрестностях Советска находится Гора Чумбылата (Чумбылатов камень, мар. Чумбылат курык) — известняковый утёс в горном массиве Вятский Увал на левом берегу реки Немда,и почитаемая языческая святыня марийцев, легендарная могила марийского князя Чумбылата.
В ходе русской колонизации марийского края в 1594 году на месте поселения была образована русская слобода Кука́рка.
Жители в основном занимались земледелием и поставкой хлеба в Западную Сибирь. В XVIII-XIX веках слобода была крупным ремесленно-торговым центром Вятской губернии, где было развито плотничество, изготовление телег, саней, плетеных корзин. Слобода была известна кружевоплетением, валяльным и гончарным производствами.
Объект исследования: слобода «Кукарка».
Предмет исследования: истории слободы «Кукарка»
Цель курсовой работы: изучение истории слободы «Кукарка» до середины XIX века.
Целесообразно рассмотреть следующие задачи:
- Основание населенного пункта «Кукарка»
- Заселение земель слободы русскими.
3.Установление советской власти в Кукарке.
Методология исследования. Первый принцип – это связь с современностью. Некоторые проблемы, рассмотренные в данной работе, имеют свои прямые аналоги в настоящем. Второй – использование исторических фактов (официальные документы). Это позволяет рассмотреть проблему не вырывая ее из исторического контекста.
Глава 1. Слобода «Кукарка» Основание и значимые даты
1.1.Образование населенного пункта «Кукарка»
Населенный пункт «Кукарка» основан во второй половине 16 века. В 1918 году слобода «Кукарка» Яранского уезда провозглашена городом под названием Советск. Статус города официально утвержден в 1939 году.
Расположен в южной части области на реке Пижме, в 4 километрах от впадения ее в реку Вятку. Расстояние до железнодорожной станции Котельнич - 103 километра, до областного центра - около 140 километров [2].
Население - 18,8 тысяч человек (1993 год).
Правобережье Пижмы исстари привлекало людей. В 4 километрах от Советска на правом берегу напротив устья Пижмы в Вятку имеется важный археологический памятник — Пижемское городище. В 7 — 3 веках до нашей эры его заселяли представители ананьинской культуры. Позднее на эти земли пришли марийцы. Их компактные поселения и сейчас имеются в соседнем Пижанском районе. Несомненно оставили свой след в развитии этих земель удмурты (по преданию, они жили в селе Колянур), а позднее татары, хотя их населенных пунктов в районе сейчас нет.
Рельеф местности не равнинный. Именно в Советском районе имеются крупнейшие в области месторождения камня (известняки, песчаники, широко используемые в дорожном строительстве). К югу от города, у бывшей деревни Камень, на скалах тренируются альпинисты [2].
Местность поражает обильем рек, речек, озер и родников. Водоносные пласты близки к поверхности, поэтому колодцы копать нетрудно. Кроме многоводной Вятки и тихой, но чистой Пижмы вблизи города протекает река Немда, впадающая в Пижму. К югу и западу от города ландшафт сильно изменен: леса давно вырублены и земли распаханы. Советск расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов, но значительные лесные массивы сохранились лишь к северу от города (по реке Вятке). Великолепный сосновый бор (Печеновский лес) начинается сразу за городскими садами на правобережье Вятки. Именно в нем порой проводятся летние городские праздники, пикники, гулянья.
«Большой ковш» -так образно можно назвать речную конфигурацию в устье небольшой речки Кукарки в Пижму. Еще в 20-х годах 20 века бытовало предание о священных реликвиях марийцев, употребляемых при жертвоприношениях и потерянных при уходе с Кукарки. Не случайно, когда в 1917 году в слободе «Кукарка» состоялся съезд марийцев Вятской губернии по вопросам народного образования, делегаты съезда просили поискать священные ковш и чашу в фондах местного музея. «Кукарка» и возникшее в самом конце 16 века соседнее с ней село Жерновы Горы долгое время оставались единственными русским поселениями в округе, которая в целом была заселена очень слабо [7].
Воинственные марийцы неоднократно осаждали их. На месте битвы русских и марийцев стояла до середины 20 века часовня в Жерновогорье. Хранилась память здесь и о марийском бунте 1753 года. Еще на памяти молодого поколения сохранялись в Жерновогорье остатки часовни, возведенной, по преданию, на месте битвы русских и марийцев. Мальчишки, случалось, находили там то наконечники стрел, то кости. Только после 1552 года (под покорения Казани) можно говорить о Кукарке как о русском населенном пункте. А. В. Эммаусский основание Кукарки относит ко второй половине 16 века. Первые письменные известия о Кукарке встречаются в связи с событиями смутного времени. Известно, что Жерновогорский монастырь основан в 1594 году.
Это первая дата, упоминаемая в истории слободы. Уже тогда слобода слыла хорошо известным населенным пунктом между Казанью и Хлыновом. «Кукарка» всегда была дворовым (затем удельным) селом, доходы с которого шли прямо в государственную казну. Основная часть населения слободы — пашенные крестьяне. Их в 1620 году — 84 двора.
Слобода «Кукарка» как крепость и центр русской колонизации на юге вятского края была основана в 16 веке, судя по всему, почти одновременно с появлением таких русских крепостей, как Уржум, Яранск, Малмыж. Вероятно, она основана на месте марийского поселения. «Невдолге по взятии русским Казани, - писал в 1851 году местный священник Дмитрий Тропицын, стали заселяться русскими эти места, так как местные черемиса раньше входили в состав Казанского ханства». Еще в начале 17 века Константин Шушерин отмечал в своей дозорной книге: «…. а кругом слободы острог, а на остроге три пищали затинных, да в казне 10 самопалов ручных, да в слободе ж двор прикащиков, двор попа Марка» [5]. Свое название «Кукарка», возможно, получила от марийских слов кук (или кугу - большой; и карга - ковш) или кар - селение. Вокруг слободы тогда шумели девственные леса.
Быстрое заселение этих земель русскими идет в 18 - 19 веках. По исследованиям начала 20 века в Яранском уезде (в который до революции входила «Кукарка») в 16 веке основано 48 поселений, в 17 веке - 117, в первой половине 18 века - 154, во второй половине 18 -263, в 19 веке -1029. Волостями с небольшим числом старинных русских селений близ Кукарки были: Водозерская, Ильинская, Троицкая, Петропавловская, Пижанская. Слободу окружало и примыкало к ней примерно 30 сел: Васильково, Лесниково, Борок, Петропавловское и многие другие. Уже к середине 19 века остро ощущалась тут нехватка земли, из-за чего отсюда начался отток населения в другие удельные имения губернии.
В живописном месте, на высоком берегу Пижмы, в здании бывшей церкви расположен районный краеведческий музей, обладающий очень богатыми фондами. Прожил в Советске всю свою жизнь известный художник-пейзажист С. А. Вшивцев. Отбывал в здешних местах ссылку в конце 20-х годов замечательный русский поэт Н. А. Клюев. Родом из Советского района писатели — Борис Порфирьев, Николай Васенев, Григорий Боровиков.
Богат город и памятниками истории и культуры. Вглядимся попристальней в его нынешнее лицо.