Курсовая работа|Информационные технологии

Анализ особенностей социальных сетей Интернета как способа коммуникации современной молодежи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 56

Введение

Глава 1. Исследование специфики и роли социальных сетей Интернета в процессе взаимодействия молодых людей

1.1    Понятие «социальная сеть» и основные ее особенности

1.2    Основные социальные сети интернета в России

1.3. Влияние социальных сетей Интернета на коммуникативную сторону личности в процессе взаимодействия современной молодежи

Глава 2. Теоретические подходы к анализу социальных сетей Интернета и особенностей их влияния на общественную жизнь

2.1  Специфика виртуальной субкультуры социальных сетей

2.2  Методы анализа социальных сетей

2.3    Взгляды различных социологов на анализ виртуальных социальных сетей

Список литературы

Человеческий вид всегда нуждался в общении, в контакте, во взаимодействии друг с другом. На ранних этапах развития необходимость и роль в социальном сосуществовании, была на уровне выживаемости человеческого вида. Ведь информация о том или ином явлении, переданная в различных формах (устно, жестами, письменно и прочее) могла значительно облегчить жизнь индивида.

Сейчас процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, значительно изменился. С развитием компьютерных интернет-технологий появляется новая реальность, некая социальная среда, где люди совершают различные действия: общаются, учатся, развлекаются, зарабатывают деньги и т.п. Наличие виртуальной реальности позволяет современному человеку осуществлять все те же формы деятельности, что и в реальной жизни.

Для удовлетворения в потребности самовыражения, общения, нахождения новых деловых контактов и прочих потребностей в виртуальной среде были созданы различные сервисы – социальные сети. «Социальной сетью» называют услугу, помогающую людям поддерживать связь с друзьями и коллегами. Такая сеть предоставляет своим пользователям возможность делиться и обмениваться информацией точно так же, как они это делают в реальной жизни.

Каждый день в интернете миллионы людей рассказывают о себе. Социальные сети – стали для многих новым способом самопознания и развития личности, они стали важной частью жизни для большинства людей. Популярность феномена социальных сетей исчисляется миллионами, для примера достаточно привести количество пользователей в социальной сети «Facebook», размер которой достигает около 850 млн. человек. Если сравнивать с реальным населением стран в Мире, то «страна Facebook» занимала бы 3 место, после Китая и Индии. В России такие популярные сети как «Одноклассники» и «Вконтакте» насчитывают около 120 млн. зарегистрированных пользователей. В 2012 году около 55% Россиян подключены или используют глобальную сеть – интернет. Из тех, кто пользуется интернетом более 82% имеют аккаунты в социальных сетях. Опираясь на количественные данные, безусловно можно утверждать о популярности виртуальных социальных сетях среди людей всего Мира. Сегодня многие специалисты изучают социальные сети повседневной жизни, некоторые из них считают, что социальные сети которые окружают любого человека, представляют собой некий живой саморазвивающийся и самовосстанавливающийся организм. Но по существу все то, что встречается в виртуальных социальных сетях, есть прямое отражение человеческой деятельности в обыкновенных сетях. Социальные сети в интернете - это не просто форма развлечения и общения, это такое же глобальное явление, которое необходимо изучать.

Отсюда следует актуальность дипломной работы – необходимость изучения и анализа социальных сетей Интернета как способа коммуникации.

Объект исследования: социальные сети Интернета

Предмет исследования: особенности коммуникации современной молодежи в социальных сетях Интернета.

Цель работы: анализ социальных сетей Интернета как способа коммуникации современной молодежи

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

  1. изучить процесс анализа социальных сетей различными социологами;
  2. выявить основные признаки социальных сетей;
  3. классифицировать социальные сети по типам;
  4. проанализировать особенности влияния социальных сетей на человека и молодежь в частности;
  5. выявить достоинства и недостатки социальных сетей;
  6. выявить особенности социальных сетей как способа коммуникации.

Для анализа социальных сетей в Интернете нами использовались положения сетевого анализа в социологии, идеи М. Грановеттера и проводимое им различение «сильных» и «слабых» связей, концепция социального капитала П. Бурдье. Сетевой анализ в социологии, ставит своей целью изучение социальных отношений и потоков в сети. В качестве истоков сетевого анализа рассматривают исследования антропологов (А.Р. Радклифф-Браун, С. Найдел и др.), где впервые общественная структура начинает рассматриваться как сеть социальных отношений, понимаемая через конфигурацию интерактивных взаимоотношений между акторами, а не просто статическое распределение акторов на ту или иную роль[1].

Среди современных представителей сетевого анализа в социологии, прежде всего, стоит упомянуть Мануэля Кастельса, который в своей работе «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» приводит результаты исследований, проводившихся социологами в первое десятилетие массового распространения Интернета и направленных преимущественно на анализ изменений в социальной активности людей, использующих новую технологию. Изучению онлайновых сообществ посвящены работы Г. Рейнгольда[2].

К рассмотрению включения взаимодействия посредством Интернет в контекст повседневных практик обращаются К. Трейси, Б. Андерсон; Дж. Най, Р. Эрдинг в своем исследовании отследили модель угасания межличностного взаимодействия и потери связей с социальным окружением у активных пользователей Интернета.

В российских исследованиях можно отметить работы, направленные на анализ аудитории Интернета в РФ: ее социально-демографических характеристик, динамики расширения и т.п. (А.В. Чугунов, А.А. Ослон)[3] [4]. Процессы виртуализации социального пространства и взаимодействие в Интернете в терминах «виртуализации» рассматривают Д.В. Иванов, В.Л. Силаева[5] и другие.

 

Глава 1. Исследование специфики и роли социальных сетей Интернета в процессе взаимодействия молодых людей

1.1 Понятие «социальная сеть» и основные ее особенности

Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом Джеймсом Барнсом. В своем исследовании «Классы и собрания в норвежском островном приходе» Барнс развил существовавший ранее подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм (метод социограмм ввел вышеупомянутый ученый Д. Морено). Основная причина обращения к термину «социальная сеть» для Д. Барнса заключалась в следующем: «...Я предложил использовать понятие социальной сети для того, чтобы описывать и анализировать те системы взаимоотношений, которые нельзя было определить как явные, устойчивые и регламентированные группы...»[6].

Основываясь на оценке степени развития человеческого мозга, Д. Барнс пришел к выводу, что размер социальной сети вокруг одного индивида составляет примерно 150 человек (среднее количество «друзей» в современных виртуальных социальных сетях может значительно превышать данное число). Возможно ограниченность индивидуальных каналов коммуникации между людьми (отсутствие мобильных телефонов, компьютеров и т.д., т.е. отсутствие современных технологических новшеств) способствовала подобному выводу ученого.

В 1959-1968 гг. венгерские математики П. Эрдос и А. Реньи в своих работах описали принципы формирования социальных сетей. Д. Уоттс и С. Строгач развили теорию социальных сетей, ввели термин коэффициента кластеризации - степени близости между неоднородными группами[7].

В 1970-е годы все больше идет процесс систематизации исследований и теорий, которые были накоплены за время изучения социальных сетей. Выявление базовых размеров социальной сети является одним из ключевых направлений в изучении теории сетей.

Сегодня изучение социальных сетей - это активно развивающееся направление в социологии. В данной области накоплен богатый математический аппарат, позволяющий строить сложные модели социальных взаимодействий, описывающие практически любые социальные системы. Современные методы анализа социальных сетей активно используют вышеупомянутые термины, «диады», «триады», «кластеризация»[8].

С первого взгляда, проследив возникновение понятия «социальная сеть» с точки зрения социологии, становиться очевидным пристальный интерес исследователей в области человеческих отношений. За всю историю существования человечества люди объединялись в семьи, группы, государства, что образовывало социальную сеть, ведь изучение вопроса взаимоотношений людей является актуальным во все времена. Однако на основании исторических фактов возможно сделать вывод, что наука изучающая социальные отношения общества молода. Если считать основной вехой 1954 г, когда ввели термин «социальная сеть», то с этого момента прошло 58 лет, что для истории является незначительным промежутком времени. Похвально знать историю, но для полноты следует знать и современную интерпретацию термина «социальная сеть».

Современное понятие социальная сеть формулируется следующим образом - социальная структура, состоящая из узлов, которыми являются социальные объекты (люди, организации, города, страны и т.д.) и связей между ними (т.е. совокупности отношений)[9].

Расширяя содержание понятия «связи» в социальной сети, ученые пришли к новому понятию, которым необходимо характеризовать социальную сеть - «поток ресурсов». Отсюда понимание социальной сети таково: социальная сеть - это объединение трех составляющих:

  • совокупности позиций;
  • отношений между позициями;
  • потоков ресурсов.

Следовательно любое социальное объединение, в котором нет вышеописанных трех составляющих, не является социальной сетью. Изучению понятия «поток ресурсов» посвящена теория обмена, в ней важным понятием является понятие капитала. Капитал - это ресурсы, которые могут быть использованы социальными объектами для реализации своих интересов. Выделяют экономический и социальный капитал[10].

Социальный капитал – это связи между людьми, которые человек может использовать для достижения своих целей, в частности для наращивания своего финансового и/ или человеческого капитала. Чем больше капитал, тем более значительных целей возможно достичь. Так же социальный капитал определяют как накопление чужих обязательств. Если упростить суть - это знакомства.

В свою очередь социальный объект, узел и базовый элемент взаимодействия в сети называется актором. Различные теории определяют актора по-разному. Изначально под термином «актор» понимался человек, участвующий в социальном взаимодействии, т.е. субъект деятельности. Позже сформировалось понятие актора как – позиции, места индивида в социальной структуре. Современное обществоведение к акторам относит[11]:

  • индивидов;
  • семьи;
  • формальные и неформальные группы;
  • организации и их структурные подразделения;
  • социальные институты, поселения и регионы;
  • локальные рынки;
  • государства.

Переосмыслив определение социальных сетей с точки зрения акторов, возможно сделать следующие определение. Социальная сеть – это совокупность отношений акторов. Под отношением понимают совокупность связей определенного типа между акторами, например: дружба, знакомства, сотрудничества, симпатии и антипатии, физических контактов, родства, членства в группах, коммуникации. Связи могут быть направленными и ненаправленными, неозначенными и означенными, сильными и слабыми, единичными и множественными. Сильная связь - близкий друг, слабая связь – знакомый[12].

Одним из главнейших инструментом анализа социальных сетей является математическая теория графов. Благодаря математической теории графов социальную сеть можно изобразить графически. Для построения и изучения графических схем социальных сетей используются специальные термины, такие как граф, ребра, дуги, связи, ортографы и прочее. В данной работе подробное изучение терминов нецелесообразно, так как работа посвящена не изучению теории математических графов. С другой стороны, вклад теории математических графов в изучение процессов социальных отношений бесценен, и поэтому общие аспекты данного вопроса необходимо осветить[13].

  1. Бурдье, П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики / П. Бурдье / О телевидении и журналистике / П. Бурдье - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. - С. 107-140.
  2. Вахштайн, В. Джон Ло: социология между семиотикой и топологией / В. Вахштайн // Социологическое обозрение. - 2006. - №1. - С. 24-29.
  3. Винсент, Дж. Передача эмоций с помощью мобильного телефона / Дж. Винсент // Информационное общество. - 2010. - №2. - С. 46-56.
  4. Воронина, Е.А. Влияние интернета на молодежь / Е.А. Воронина // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 97-99.
  5. Градосельская В.Г. Сетевые измерения в социологии: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Новый учебник, 2004. – 248 с.
  6. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. – 227 с.
  7. Демьянов, Е.И. Информационное общество сегодня: досуг молодежи / Е.И. Демьянов // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 76-80.
  8. Дащинская Т. Н., Холманский А.С. Социология и физиология духовности // Сознание и физическая реальность. -2009. -№4.
  9. Ивницкий, В.А. Теория сетей массового обслуживания / В.А. Ивницкий. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. - 772 С.
  10. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.
  11. Князева Е.И. Сетевая теория в современной социологии // Социология. – 2006. №2. – С. 82-88.
  12. Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С. 58-66.
  13. Коноплицкий, С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа / С. Коноплицкий // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №3. - С. 167-178.
  14. Корытникова, Н.В. Виртуализация общества и интернет как средство производства сетевых коммуникаций / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. - 2007. - №2. - С. 85-93.
  15. Латур, Б. Где недостающая масса? Социология одной двери / Б. Латур // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - C. 199-223.
  16. Латур, Б. Об интеробъективности / Б. Латур // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - C. 169-197.
  17. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: Сборник статей / Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. - СПб.: СПбГУ, 2007. – 196 с.
  18. Ло, Дж. Объекты и пространства / Дж. Ло // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - C. 223-244.
  19. Мохначева, А.П. Социальные сети как феномен современности / А.П. Мохначева // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 95-97.
  20. Овакимян, О.С. Виртуальные социальные сети в ракурсе социологического анализа / О.С. Овакимян // Гранi. - 2011. - №2 (76). - С. 68-71.
  21. Рейнгольд Г., Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 416 с.
  22. Силаева, В.Л. Интернет как социальный феномен / В.Л. Силаева // Социологические исследования. - 2008. - №11. - С. 101-107
  23. Смирнова И.А., Интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества: канд., культурол., наук: защищена: 24.00.04. Спб., 2004. –163 с.
  24. Трансформация культуры: производство смыслов и управление информационными потоками // Запесоцкий А. С. Философия и социология культуры. Овакимян, О.С. Виртуальные социальные сети в ракурсе социологического анализа / О.С. Овакимян // Грани. – 2011. – №2 (76). – С. 68-71.
  25. Филатова О.Г., Общая социология: Учебное пособие. М.: 2005. –464 с.
  26. Хайтун С.Д., Количественный анализ социальных явлений Изд. 3-е, КомКнига. М.: 2010. – 280 с.
  27. Чуракова А.Н., Анализ социальных сетей М.: 2001. – 121 с.
  28. Шматко, Н.А. Предисловие. Блеск и нищета масс-медиа / Н.А. Шматко / О телевидении и журналистике / П. Бурдье - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. – С. 7-18.
  29. Щербина, В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа. В.Н. Щербина. /Бердянск: Бердянский педагогический институт, 2001. – 228 С.

Интернет ресурсы:

  1. Молодежь как целевая аудитория в интернете: сегменты и подходы/Электронный ресурс/ http://bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/pr_r210410np/.
  2. Черняк Л., Сервисы и теории социальных сетей. Открытые системы. /Электронный ресурс/ /http://www.osp.ru/os/2008/08/5660961/.
  3. Шадрин А.Е., Информационные технологии: вклад в социальный капитал. /Электронный ресурс/ http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/934453dfc4aea737c3256d57003ea714
  4. Эйдман И.В., Свободный человек в мире социальных сетей. Каким будет новое глобальное интернет-общество. /Электронный ресурс/ /http://www.vremya.ru/2008/22/4/197454.html/.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Информационные технологии
2014 год 62 стр.
Курсовая Основы построения информационных систем и сетей, шифр 15 СибГУТИ
Telesammit
Курсовая работа Информационные технологии
2020 год 25 стр.
Сравнительный анализ информационных систем файлового обмена сети Интернет
antiplagiatpro
Курсовая работа Информационные технологии
2014 год 28 стр.
Сравнительный анализ средств передачи данных и их интерфейсов
antiplagiatpro
Курсовая работа Информационные технологии
2015 год 35 стр.
Интернет как средство передачи информации
antiplagiatpro
Курсовая работа Информационные технологии
2020 год 31 стр.
Диагностика локальных вычислительных сетей
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское