Курсовая работа|Конституционное право

Избирательное право в РФ: понятие и принципы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 32

Введение

Глава 1. Понятие избирательных прав и правовые гарантии их обеспечения

1.1. Понятие и основные гарантии избирательных прав

1.2. Деятельность избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан

Глава 2. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

2.1. Понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в современной России

2.2. Защита избирательных прав граждан Конституционным Судом Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников  

Свободные демократические выборы становятся неотъемлемой частью становления и развития основ конституционного строя Российской Федерации. Они действительно превращаются в институты высшего непосредственного выражения власти народа. Путем выборов российские граждане решающим образом воздействуют на формирование органов публичной власти.

Поэтому вполне объясним общественный и научный интерес к вопросам законодательной политики в области избирательного права. Конституционное право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, гарантии реализации и защиты избирательных прав граждан занимают центральное место в системе конституционного права как ведущей отрасли российского права.

Содержание политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремление создать новую структуру организации государственной власти в наибольшей степени соответствует демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти.

Выборы и демократия - взаимозависимые, но не совпадающие категории. Выборы - весьма тонкий инструмент демократии, которым нужно умело пользоваться. Частые избирательные компании, бессистемность их проведения, ничего, кроме отрицательных последствий, как правило, не приносят. О демократичности государственной власти можно говорить лишь в том случае, когда она сменяется по итогам периодически проводимых выборов, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти на легальной конституционной основе.

Несмотря на значительное количество принятых законодательных актов, не следует забывать и об оставшихся проблемах.

Актуальность темы обусловлена и необходимостью повышения эффективности организационного и правового обеспечения избирательных прав граждан. Имеется в виду более эффективное использование как уже имеющихся конституционных средств защиты избирательных прав, так и разработка новых конституционных средств, расширяющих возможности осуществления гражданами народовластия.

Объектом исследования являются многообразные фактические избирательные отношения во всем их многообразии, существующие и возникающие между государством, с одной стороны, и человеком, личностью, гражданином - с другой.

Предмет исследования составляют нормы избирательного права, соответствующие конституционно-правовые избирательные отношения, конституционные средства охраны и защиты избирательных прав граждан.

Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право граждан в системе РФ, а также конституционные гарантии прав и свобод граждан.

Для достижения главной цели исследования  необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретическую литературу по данной теме

- определить понятие и основные гарантии избирательных прав

- рассмотреть деятельность избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан

- проанализировать понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в современной России

- раскрыть защиту избирательных прав граждан Конституционным Судом Российской Федерации

- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования

Методология исследования. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: метод сравнительного анализа; синтеза юридических норм; исторический метод; формально - юридический метод. Исторический метод позволяет проанализировать эволюцию становления исследуемого правового института. Формально - юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний. С помощью метода сравнительного анализа проводилось сравнение исследуемого института с другими институтами права.

Источниками данных этого исследования являлись учебники и учебные пособия, статьи в специализированных периодических изданиях, электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ и практических материалов рассматриваемой проблематики.

Структура работы  определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме.

 

Глава 1. Понятие избирательных прав и правовые гарантии их обеспечения

1.1. Понятие и основные гарантии избирательных прав

Избирательное право граждан  России гарантируется Конституцией  Российской Федерации и другими  законодательными актами.

Основанием для включения гражданина  Российской Федерации в список  избирателей на конкретном избирательном  участке является его проживание  на территории этого избирательного  участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может  быть включен в список избирателей  только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления  списков избирателей устанавливаются  в соответствующих федеральных  законах, законах и иных нормативных  правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.  Список избирателей представляется  для всеобщего ознакомления не  позднее чем за 30 дней до дня выборов[1].

Каждый гражданин Российской  Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно[2].

Вносить изменения в списки  избирателей после начала подсчета  голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании  данных, предоставляемых исполнительными  органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

 При проведении выборов в Российской  Федерации избирательные округа  должны образовываться при соблюдении  следующих требований: примерное  равенство избирательных округов  по числу избирателей с допустимым  отклонением от средней  нормы   представительства избирателей  не более 10 процентов, а в  труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[3].

При соблюдении указанных требований  образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.  Для проведения голосования и  подсчета голосов избирателей  образуются избирательные участки.   Избирательные участки образуются  главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах  отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам[4].

 Списки избирательных участков  с указанием их границ и  адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ)[5].

Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия. Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.

Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532, "Парламентская газета", N 220-221, 20.11.2002, "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301, "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002, "Российская газета", N 106, 15.06.2002, "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2001 N 17-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г.В. Истомина, А.М. Соколова, И.Т. Султанова, М.М. Хафизова и А.В. Штанина" Справочная система http://www.consultant.ru/

 Научная и учебная литература

  1. Борисов И.Б., Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Лысенко В.И. Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-ХХ в. [текст] / Под ред. Ю.А. Веденеева, И.Б.Борисова. – М.: РОИИП, 2017. С.177
  2. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне [текст] // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 19-26
  3. Дмитриев, Ю.А. Избирательное право: учеб. / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. – М.: "ЗАО Юстицинформ", 2013 г. С.111
  4. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е. Катуфин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2015. С.101
  5. Конституционное право России [текст]: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2018. С.184-189.
  6. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации [текст] // Государство и право. 2015. № 10. С. 34-41
  7. Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства [текст] // Журнал российского права, 2018, № 1. С. 17-23

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское