Введение
Глава 1. Понятие избирательных прав и правовые гарантии их обеспечения
1.1. Понятие и основные гарантии избирательных прав
1.2. Деятельность избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан
Глава 2. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
2.1. Понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в современной России
2.2. Защита избирательных прав граждан Конституционным Судом Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Свободные демократические выборы становятся неотъемлемой частью становления и развития основ конституционного строя Российской Федерации. Они действительно превращаются в институты высшего непосредственного выражения власти народа. Путем выборов российские граждане решающим образом воздействуют на формирование органов публичной власти.
Поэтому вполне объясним общественный и научный интерес к вопросам законодательной политики в области избирательного права. Конституционное право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, гарантии реализации и защиты избирательных прав граждан занимают центральное место в системе конституционного права как ведущей отрасли российского права.
Содержание политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремление создать новую структуру организации государственной власти в наибольшей степени соответствует демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти.
Выборы и демократия - взаимозависимые, но не совпадающие категории. Выборы - весьма тонкий инструмент демократии, которым нужно умело пользоваться. Частые избирательные компании, бессистемность их проведения, ничего, кроме отрицательных последствий, как правило, не приносят. О демократичности государственной власти можно говорить лишь в том случае, когда она сменяется по итогам периодически проводимых выборов, обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти на легальной конституционной основе.
Несмотря на значительное количество принятых законодательных актов, не следует забывать и об оставшихся проблемах.
Актуальность темы обусловлена и необходимостью повышения эффективности организационного и правового обеспечения избирательных прав граждан. Имеется в виду более эффективное использование как уже имеющихся конституционных средств защиты избирательных прав, так и разработка новых конституционных средств, расширяющих возможности осуществления гражданами народовластия.
Объектом исследования являются многообразные фактические избирательные отношения во всем их многообразии, существующие и возникающие между государством, с одной стороны, и человеком, личностью, гражданином - с другой.
Предмет исследования составляют нормы избирательного права, соответствующие конституционно-правовые избирательные отношения, конституционные средства охраны и защиты избирательных прав граждан.
Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право граждан в системе РФ, а также конституционные гарантии прав и свобод граждан.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретическую литературу по данной теме
- определить понятие и основные гарантии избирательных прав
- рассмотреть деятельность избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан
- проанализировать понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в современной России
- раскрыть защиту избирательных прав граждан Конституционным Судом Российской Федерации
- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования
Методология исследования. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: метод сравнительного анализа; синтеза юридических норм; исторический метод; формально - юридический метод. Исторический метод позволяет проанализировать эволюцию становления исследуемого правового института. Формально - юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний. С помощью метода сравнительного анализа проводилось сравнение исследуемого института с другими институтами права.
Источниками данных этого исследования являлись учебники и учебные пособия, статьи в специализированных периодических изданиях, электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ и практических материалов рассматриваемой проблематики.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме.
Глава 1. Понятие избирательных прав и правовые гарантии их обеспечения
1.1. Понятие и основные гарантии избирательных прав
Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов[1].
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно[2].
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[3].
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам[4].
Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ)[5].
Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия. Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.
Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.