Введение
1. Дети-инвалиды в процессе социальной реабилитации
2. Механизмы и агенты социализации детей-инвалидов
3. Роль музыки в социальной реабилитации детей-инвалидов
4. Специфика использования музыки в социальной реабилитации детей-инвалидов
Заключение
Список использованной литературы
Одним из приоритетных направлений государственной политики в современном образовании признано формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, параметрами которой считается образованность. Дети-инвалиды составляют, к сожалению, достаточно большую часть общества и поэтому проблема социальной реабилитации или социализации таких детей является на данный момент актуальной темой. Инвалидность (от латинского слова invalidus – несильный) включает в себя значительное число различных функциональных ограничений. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными. В настоящее время слово «инвалид» часто заменяется понятием «человек с ограниченными возможностями».
Восприятие музыкального произведения может изменять общее настроение индивида (например, минорные тональности зачастую провоцируют депрессию, быстрые темпы и пульсирующие ритмы возбуждают и т.п.), так как эмоции, возникающие при слушании музыки, различны в зависимости от интеллектуальных особенностей слушателя, его музыкальной культуры и музыкального опыта, а также от музыкальных предпочтений. В результате научных исследований появились такие понятия, как «арт-терапия», «музыкотерапия», «кинезитерапия», «вокалотерапия».
Цель работы – рассмотреть социальную реабилитацию детей-инвалидов раннего возраста (3-7 лет) посредством музыки.
Задачи работы:
1. Изучить механизмы и агенты социализации детей-инвалидов .
2. Раскрыть роль музыки в социальной реабилитации детей-инвалидов .
3. Изучить специфику использования музыки в социальной реабилитации детей-инвалидов.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Бронников В.А. и др. Справочник по комплексной реабилитации инвалидов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. – С. 446-503.
3. Бронников В.А., Сунцова А.С. Новые реабилитационные технологии социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 2010 г. – Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2010. – 238 с.
4. Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. Выпуск 7 /Ин-т молодежи. Кафедра социологии; под общ. ред. В. А. Лукова. – М.: Социум, 2000. – С. 42-53.
5. Выродова И.А. Восприятие музыки детьми раннего возраста с отклонениями в психофизическом развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 8. – С. 21-27.
6. Дети-инвалиды: Реабилитация, соц. защита [Сб. нормат. док.]. – М.: Соц. Защита, 2000. – 159 с.
7. Дикаева Е.С. Обучение детей с особыми образовательными потребностями / Е. С. Дикаева // Искусство и образование. – 2007. – № 1. – С. 31-38.
8. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. – М.: Союз, 2011. – 364 с.
9. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // СоцИс. – 2008. – №7. – С. 108-117.
10. Корженко О.М., Заргарьян Е.А. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 95-97.
11. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб. пособие / М. Э. Вайнер и др. – М.: Академия, 2003. – 313 с.
12. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования / Личность: образование, воспитание, развитие. – Сб. статей и научных материалов. – Ульяновск: УлГПУ, 2002. – С. 77-85.
13. Мещанова Л.Н., Шмидт А.О. Социальная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями в условиях интегративной театрально-хоровой деятельности // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – № 4. – С. 128-142.
14. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – С. 42-63.
15. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
16. Реут М.Н. Особенности социализации неслышащей молодежи: автореф. дис… канд. социол. наук [Текст] / Реут Маргарита Николаевна; 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. – М., 2000. – 20 с.
17. Рыженко И.В. Социально-психологические проблемы интеграции детей инвалидов и пути их решения в Ставропольском крае / Рыженко И. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. – № 4. – С. 77-84.
18. Смирнов А.А. Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными возможностями / Смирнов А. А.// Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 9. – С. 5-7.
19. Толмачева Г.А. О проблемах инклюзивного обучения детей со сложными нарушениями развития / Толмачева Г. А., Новикова Т. М. // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. – № 2. – С. 18-21.
20. Филатова М.В. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.-метод. Пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – С. 3-6.
21. Чупров В.И. Социология молодежи: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
22. Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / Шипицына Л. М. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 7-9.
23. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников / Шматко Н. Д. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 5. – С. 12-19.
24. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен: (Концепция социального конструирования детства): Дис... докт. социол. наук. – М., 1999. – 326 с.