Введение
1. Условия замещения должности и основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации
1.1. Условия и порядок замещения должности Президента Российской Федерации
1.2. Основания и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации
2. Полномочия и место Президента Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти
2.1. Полномочия и акты Президента Российской Федерации
2.2. Президент Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти
3. Регламентация конституционно-правового статуса президента Российской Федерации
3.1. Актуальные проблемы регламентации
3.2. Возможные пути решения проблем
Заключение
Библиографический список
Актуальность курсовой работы заключается в особом конституционном положении Президента РФ. Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Так являясь главной силой, выбирающей направление работы всего государственного аппарата в целом, обуславливает особое правовое закрепление положения Президента РФ.
Пост главы государства присутствует во всех странах, являясь официальным лицом, фактически или лишь формально занимающим высшее место в системе органов государственной власти. Потребность государства в наличии такого лица обусловлена необходимостью обеспечения конституционного порядка, устойчивости механизма власти, а также в осуществлении функций представительства на международной арене. Имея большой круг полномочий во всех сферах государственной власти, глава государства, обязан укреплять государственную власть, конституционным путем разрешать споры и конфликты между органами государственной власти.
В Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) главой государства является Президент Российской Федерации (далее Президент РФ).
Президентская власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – политическая власть, действующая от имени всего общества. По общему правилу политическая власть получает свое выражение в государственной форме как власть государства.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Нормы, регулирующие деятельность Президента, содержатся во множестве различных правовых актов, что и создает проблемы, нет единого закона, помимо Конституции РФ, который бы более детально регламентировал положение Президента РФ.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы исследования Конституционно-правого статуса Президента РФ.
Объект – общественные отношения, возникающие при реализации конституционно-правового института Президента РФ.
Предметом работы выступает конституционно-правовое регулирование статуса Президента РФ и соответствующие научные работы в этой области.
Целью работы является исследование особенностей конституционно-правового статуса Президента РФ.
Задачи:
1. Рассмотреть условия и порядок замещения должности Президента РФ.
2. Проанализировать основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
3. Исследовать полномочия и акты Президента РФ.
4. Охарактеризовать место и роль Президента РФ в системе федеральных органов исполнительной власти.
5. Выявить актуальные проблемы регламентации конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации и возможные пути их решения.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
1. Условия замещения должности и основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации
1.1. Условия и порядок замещения должности Президента Российской Федерации
Должность Президента в Российской Федерации, как, собственно, и сама страна в новом формате, существует сравнительно недавно, если это сравнение проводить с подобными институтами зарубежных стран, например, США, которые насчитывают довольно длительную историю президентства. Поэтому актуальность моей работы заключается еще и в том, чтобы детально рассмотреть новый и еще не полностью устоявшийся юридический институт в российской конституционно-правовой практике.
Начало этому 24 апреля 1991г. положил IV Съезд народных депутатов РСФСР, который принял Законы «О президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», учредивших пост Президента в РФ. Выборы первого Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г. [1]
В современной России порядок и условия замещения должности Президента РФ регулируются Конституцией, Федеральными законами: «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»
5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «О выборах Президента Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020)
8. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обороне»
9. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 07.03.2020) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»
Литература
10. Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. – №3. – С.87
11. Адзинова, Е. А. Конституционное право РФ: учебник / Е. А. Адзинова, И. А. Алешкова, и др. Под общей ред. Н. В. Витрука – М.: Норма: ИНФА-М, 2010. – 445c.
12. Баглай М. В. Конституционное право РФ: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. – 6-еизд., изм. и доп. – М.:Норма, 2007. – С.467
13. Баглай, М. В. Президенты: РФ и Соединенный Штатов Америки / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2008. – С. 106
14. Головистикова, А. Н. Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудинина, ред. Н. под ред. Михалевой Н.А. – М. : Эксмо, 2006. – 665 с.
15. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3. С. 55-61.
16. Козлова, Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2015. – С.378
17. Кондрашев А.А. Сменяемость власти как конституционная ценность // Российский юридический журнал. 2016. № 3. С. 90-99.
18. Крючкова Е.А. К вопросу о компетенции Президента РФ в гуманитарной сфере: конституционноправовые проблемы // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 3. С. 115-126.
19. Кутафин О.Е. Глава государства. М.: Проспект, 2015. 560 с.
20. Мнение Судьи Конституционного Суда РФ Н.В. Витрука [Электронный ресурс/URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2019)
21. Мовчан А.О., Николаев А.М. Специфика и проблемы правового регулирования статуса главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах // Современное право. 2016. № 8. С. 26-30.
22. Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник / Л. А. Нудненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С.420
23. Окуньков Л. А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. – М.: Издат. Группа Инфра. – М. – норма, 1996. – 240 с.
24. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 54-58.
25. Писарев А. Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: учебное пособие. М.: РГУП, 2016. 409с.
26. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2000 № 12-П (с измен. и доп.)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000 № 29. – Ст. 3118.
27. Уманская, В.П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования/В .П. Уманская//Закон. – 2010. – №5. – С.32
28. Чиркин,В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: Монография / В.Е. Чиркин. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С.161
29. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти / под ред. И.А. Алексеева, М.И. Цапко. М.: Проспект, 2017. 128 с.