ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Становление государственного страхования в России
1.2. Сущность обязательного государственного страхования
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих
2.2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников федеральной службы исполнения наказаний
2.3. Основы правового регулирования обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции
2.4. Социально-правовая защита судей
3. ПРОБЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Человеческий капитал является основной и главной ценностью государства, поэтому тема государственного обязательного страхования актуальна. К настоящему моменту система государственного обязательного страхования существует уже много лет, это позволяет нам проанализировать ее работу, выявить недостатки и преимущества, а также построить прогнозы дальнейшего развития системы обязательного государственного страхования.
Целью курсовой работы является рассмотрение обязательного государственного страхования в целом, обозначение основных проблем и разработка задач по их решению.
Для раскрытия цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы обязательного государственного страхования;
- выявить проблемы и перспективы развития обязательного государственного страхования.
Объект курсовой работы − сформированная отечественная система обязательного государственного страхования, состав ее элементов.
Предмет курсовой работы − социально-экономические, организационные и управленческие отношения, связанные с обязательным государственным страхованием.
Теоретической и методологической основой контрольной работы явились труды отечественных и зарубежных учёных в области обязательного страхования, а также формирования системы социальной защиты граждан, материалы российских и международных научно-практических конференций.
Цель и задачи работы обусловили её структуру. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В работе использованы: логический, исторический методы, метод сравнения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Становление государственного страхования в России
Обязательное государственное страхование особо выделяется многими учёными правоведами среди всех существующих в России на сегодняшний день видов обязательного страхования. Указанное страхование является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью некоторых категорий служащих при прохождении ими службы.
Понятие обязательного государственного страхования, его место и роль на рынке страхования являются предметом продолжительных дискуссий среди учёных правоведов, занимающихся вопросами страхования.
Современная система обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан сложилась относительно недавно, и совсем недавно в законодательстве РФ не было общих норм, регламентирующих проведение этого вида страхования. Ни в советской, ни в русской армии до 1917 г. − страхования подобного вида не существовало. [5, C 22]
Однако определённые отношения сродни обязательному государственному страхованию можно было наблюдать ещё в Старовавилонском государстве, в Древнем Риме и Московской Руси.
Система обязательного государственного страхования до конца ХХ века характеризуются неразвитостью. Полвека развития коммерческого страхования не смогло за такой короткий период повлиять на возникновение системы обязательного государственного страхования. После революции 1917 г. произошла национализация страхового дела, был установлен государственный контроль над всеми видами страхования и объявлением страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.
Анализ специальной юридической литературы позволяет сделать вывод, что к 1931 году страхование было практически упразднено (в 1931 году страховые взносы по оставшимся видам страхования имущества были включены в налог с оборота). Поэтому в советский период указанные отношения никак не могли получить своего развития. Из двух возможных путей социальной защиты служащих − страховой защиты и посредством выплаты компенсаций и пособий в порядке социального обеспечения, советский законодатель выбрал последний. С учётом общественно-политического строя в СССР по другому и быть не могло.
Поэтому в советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет. Неразвитость системы обязательного государственного страхования в царской России и советский период обусловило наличие проблем в правовом регулировании указных вопросов сегодня.
Это определяется тем, что прошел относительно небольшой период времени, который бы показал действенность или наоборот неэффективность механизма правового регулирования обязательного государственного страхования, выявил бы пробелы в правовом регулировании и, главное, позволил законодателю адекватно отреагировать на существующие коллизии и отладить систему обязательного государственного страхования в целом. Хотя, несомненно, некоторые выводы можно сделать уже и сегодня.
Толчком для развития данного вида страхования стало принятие постановления Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393 «О государственном страховании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». Его принятие становится отправной точкой развития всей системы обязательного государственного страхования в России.
Основной целью государства на этапе смены общественного строя стало обеспечение нормативной базой процесса обязательного государственного страхования, как необходимого условия, обуславливающего дальнейшие институциональные преобразования в экономике страны. Определяющими моментами в указанном процессе становится принятие Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и, впоследствии, ряда важных и необходимых законов, регулирующих обязательное государственное страхование определённых категорий граждан.