Введение
Раздел 1. Теоретические особенности страхования воздушного транспорта
1.1 Характеристика воздушно транспортных рисков и особенности их страхования
1.2 Порядок и правила страхования воздушно транспортных рисков
Раздел 2. Исследования системы воздушного транпортного страхования в ОАО «РОСНО»
2.1 Характеристика страховой компании ОАО «РОСНО»
2.2 Особенности организации воздушного транспортного страхования
2.3 Программа страхования воздушного транспорта и авиаперевозок
Раздел 3. Перспективы развития страхования воздушного транспорта
3.1 Развития воздушно транспортного страхования в России
3.2 Основные направления развития авиастрахования ОАО «РОСНО»
Раздел 4. Компьютерное обеспечение проекта
Раздел. 5. Экономическая оценка проекта
Раздел 6. Правовое обеспечение проекта
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью страхования, как главного инструмента (средства) снижения степени риска в условиях рыночной экономики. Динамичное развитие страхования в современной России связано с развитием коммерческого страхования и, прежде всего, имущественного страхования. Так, наряду с ранее применявшимися видами страхования имущества развиваются и усовершенствуются такие виды страхования, как страхование воздушно транспортных рисков, страхование гражданской ответственности.
В России авиационное страхование приобретает все большую актуальность. Авиационное страхование охватывает добровольное страхование воздушных судов, страхование ответственности авиаперевозчика и владельца транспорта за здоровье и жизнь пассажиров, страхование потери прибыли авиаперевозчика, страхование авиа грузов, авиационное страхование гражданской авиации и др.
Параллельно с развитием воздушно транспортного страхования происходит и совершенствование страхового законодательства. Институт страхования находится в стадии становления. Российский страховой рынок активно развивается, но его развитие в некоторых случаях ограничивается несовершенством правового регулирования страховых отношений. Наличие пробелов и противоречий между разными нормативными актами требуют системного научного изучения и страхового права в целом, и субинститута авиастрахования в частности.
В настоящее время множество вопросов в теории и практике связано с авиастрахованием.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что совершенствование регулирования организации воздушного страхования является на сегодняшний день одной из актуальнейших тем правовой доктрины.
Цель курсовой работы является исследования организации страхования средств воздушного транспорта и его основных рисков, а так же выявить основные перспективы ее развития в России на примере страховой компании ОАО «РОСНО».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности страхования средств воздушного транспорта;
- перечислить основные риски авиационного страхования;
- охарактеризовать правовое регулирование установления страховых правоотношений;
- дать характеристика компании, и ее основные виды деятельности ОАО «РОСНО»;
- выявить особенности организации страхования воздушного транспорта компании;
- определить перспективы развития страхования ОАО «РОСНО».
Объектом исследования являются страховая компания ОАО «РОСНО».
Предметом исследования выступает организация страхования средств воздушного транспорта.
Раздел 1. Теоретические особенности страхования воздушного транспорта
1.1 Характеристика воздушно транспортных рисков и особенности их страхования
Транспортное страхование является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.
Авиационное страхование - это общее название комплекса имущественного, личного страхования и страхование ответственности, которое вытекает из эксплуатации воздушного транспорта и защищает имущественные интересы юридических и физических лиц в случае наступления определенных событий, определенных договором страхования или законодательством.
Различают обязательное и добровольное авиационное страхование. Обязательность ряда авиационных видов страхования обусловлена международными конвенциями по гражданской авиации и внутренними законодательными актами. Оно распространяется на всех авиаэксплуатантов России - как на территории страны, так и за ее пределами.
Добровольные виды страхования воздушного транспорта - это широкий спектр в основном страхования имущества и страхования ответственности разных предприятий и организаций, которые принимают участие в функционировании гражданской авиации.
Порядок и условия проведения видов страхования воздушного транспорта являются специфическими и требуют подробного освещения. Это, в частности, обусловлено такими факторами:
- страхование воздушного транспорта имеет дело с особыми, отличными от других видов имущества рисками;
- значительный размер страховых сумм предусматривает согласование действий страховщиков и перестраховщиков;
- авиационные риски могут привести к катастрофическим и кумулятивным убыткам;
- страхование воздушного транспорта тесно связано с международным страховым рынком;
- авиационное страхование регулируется как национальным, так и международным правом;
- для проведения операций по авиационному страхованию нужна развитая специализированная инфраструктура;
- авиационные риски предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, которые осуществляют их страхование.
Итак, страхование воздушного транспорта является довольно сложным по своей сути, а его реализация требует от страховщика особого подхода.
Чтобы страховая компания могла осуществлять страхование средств воздушного транспорта, она должна удовлетворять определенным непременным условиям.
Наличие профессионально подготовленных специалистов-экспертов. Страховая компания, которая осуществляет страхование средств воздушного транспорта, должна иметь специалистов, которые владеют не только экономикой страхования, а и глубокими знаниями по вопросам технической эксплуатации воздушных судов, сертификации в гражданской авиации, правил выполнения полетов и, бесспорно, международного права. Такие специалисты, как правило, анализируют информацию, предоставленную страхователем перед заключением договора страхования, и выполняют функции аварийного комиссара в случае наступления страхового случая. Сложность современной авиационной техники и причинно-функциональная связь между элементами современной авиационно-транспортной системы гражданской авиации требуют от страховой компании использования высоких профессионалов гражданской авиации на постоянной основе.
Наличие широкой системы перестрахования. По размерам страховых сумм авиационные риски являются одними из наибольших из всех видов страхования (десятки, сотни миллионов, а иногда и миллиарды долларов). Конечно, чтобы разместить такие риски, нужно не только привлекать финансовые возможности национального страхового рынка, а и прибегать к услугам международного страхового рынка. Такую работу невозможно осуществить без наличия договоров перестрахования с национальными страховщиками и международными страховыми брокерами.
Наличие специалистов международного права или договоров с международными юридическими компаниями. В случае наступления страхового случая в гражданской авиации, как правило, сталкиваются законы многих государств: страны, на территории которой произошло событие, страны регистрации авиаперевозчика, страны - собственника самолета, и стран, граждане которых пострадали в авиационном событии. Поэтому для урегулирования любого серьезного страхового случая по авиационному страхованию нужны знания и грамотное применение всех этих законов.
Наличие актуарных расчетов по аккумуляции рисков. Расчет собственного удержания страховщика, учитывая большую аккумуляцию рисков, является необходимым условием принятия любого риска по авиационному страхованию. Как правило, страховщик выделяет общую, или аккумулированную, квоту - четко определенную долю финансовых средств (100%) на все виды страхования средств воздушного транспорта. Определение доли собственного удержания страховщика по любому из видов требует расчетов. Во время расчетов аккумуляции риска принимается во внимание то, что в случае катастрофы (аварии) самолета нужно обязательно осуществлять выплаты как за самолет - поврежденное имущество (например, 50 % от аккумулированной квоты), так и за погибших членов экипажа (а их в экипаже 5-7 лиц - 10 % от квоты) и за погибших пассажиров (Ан-24 – 46/48 пассажирских мест, Ту-154 – 168 таких мест - примерно, 20 % от квоты); и за груз, принятый к перевозке, и за поврежденное обломками самолета имущество на земле (20 % от квоты). Понятно, что такие актуарные расчеты можно проводить, владея полной технической информацией о вместительности и назначении воздушного судна, регионах полетов эксплуатанта, статистике убытков по каждому виду и финансовых возможностях страховой компании.
Итак, можно выделить такие особенности страхования средств воздушного транспорта:
- комплексность (имущественное, личное, ответственности);
- большие размеры страховых сумм, определенных в валюте разных стран;
- действие полисов за пределами России;
- значительная аккумуляция рисков;
- необходимость перестрахования рисков на международном страховом рынке.
Законодательная база авиационного страхования. Правовое обеспечение этого вида страхования очень разнообразно. Оно содержит нормы международных соглашений и конвенций, к которым присоединилось российское государство; нормативные акты международных организаций гражданской авиации, членом которых является Россия (ІКАО, ІАТА); нормы внутренних законодательных актов, которые регулируют деятельность как гражданской авиации, так и страхования.
Заметим, что среди четверых подвидов авиационного страхования обязательным с точки зрения международных требований является лишь ответственность воздушного перевозчика перед третьими лицами, пассажирами, собственниками багажа, груза и почты. В России обязательность страхования воздушных судов и членов экипажа установлена лишь внутренним законодательством.
Медленный рост авиационного рынка и сложности с внедрением новой техники, незначительные объемы авиаперевозок в России тормозят развитие внутреннего рынка авиационного страхования. В свою очередь, страховой рынок в сфере авиации обладает весьма ограниченными собственными возможностями в силу недостаточной капиталоемкости всего рынка и любой страховой компании этого сегмента в частности. В данный момент в России работает большое количество средних и мелких авиаперевозчиков, эксплуатирующих устаревающий парк самолетов преимущественно отечественного производства. В то же время нельзя не отметить и рост парка западной техники. Так, по состоянию на 7 октября 2009 года Государственной службой России по надзору за обеспечением безопасности авиации было выдано 94 сертификата эксплуатанта. По данным пресс-службы Минтранса России, на 1 апреля 2009 года количество пассажирских самолетов в Реестре гражданских воздушных судов России составляло 296, из них пригодные к выполнению летных задач - 146. Таким образом, российские авиакомпании, действующие в условиях жесткой конкуренции, требуют от страховщиков оперативности, экономически эффективных решений и надежности. В то же время иностранные страховщики (перестраховщики) заинтересованы исключительно в работе с самыми крупными авиакомпаниями, причем во всех случаях предлагают только стандартные программы, которые не всегда отвечают индивидуальным потребностям потенциального клиента. Наилучшим путем решения задачи видится специализированная страховая фирма, обладающая квалифицированным персоналом, надежной финансовой базой и опирающаяся на собственную программу облигаторного перестрахования, что позволит предлагать страховые продукты, в наилучшей степени отвечающие запросам каждого конкретного клиента.