Сущность и структура коммуникативной культуры современного подростка
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2016 | Страниц: 25
Сущность и структура коммуникативной культуры современного подростка
Список литературы
Сущность и структура коммуникативной культуры современного подростка
В современном обществе успех личности и его самореализация в различных видах деятельности связаны, главным образом, с умением устанавливать продуктивные контакты и осуществлять эффективное взаимодействие с окружающими для достижения личных целей и реализации общественно-значимых идей. При этом многие исследователи в области социологии, культурологи, психологии, педагогики и других наук отмечают недостаточное становление культуры общения в современном обществе.
Коммуникативная культура представляет собой особую форму социальной культуры, охватывающей все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей. При этом данное явление во многом связано с коммуникативной компетенцией, с передачей, движением, обменом информацией и впечатлениями [3].
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.
Следовательно, коммуникативная культура – это правильное употребление языка, и подстраивание общения под ситуацию, в которой оно происходит. А еще это такое поведение, которое будет лучшим для разговора.
Если грамотно и правильно говорить, строить свою речь так, чтобы она была уместной и приятной для собеседника – значит коммуникативная культура развита и во время общения сумеем подобрать самые подходящие способы взаимодействия с человеком.Конечно, такое умение не появляется вдруг, просто так. Формирование коммуникативной культуры и ее развитие происходит тогда, когда мы много и часто общаемся, учимся следить за собой и за реакцией своих партнеров, улучшаем свое поведение.
Основами коммуникативной культуры являются:
- Грамотное построение фраз и доступная речь. Использование простых слов, выражение своих мыслей ясно и конкретно, понятно для собеседников. Но не понижение при этом своего уровня: говорить грамотно, не искажая произношения, не нарушая правил речи.
- Соблюдение адекватного тона беседы. Можно повысить или понизить голос, использовать его силу, выразительность и интонации, но не нужно срываться на крик.
- Психоэмоциональная саморегуляция. Стоит следить за своим настроением и поведением, контролировать себя, свои жесты и мимику. Учитеся расслабляться в разговоре, не позволяя грубости, резкости, импульсивности разрушить его ровное течение и уважительное отношение друг к другу.
Грамотно пользоваться языком и достойно вести себя в любых ситуациях и обстоятельствах – образец коммуникативной культуры общения, самый высокий ее уровень. Для этого надо уметь подать себя и применять правила этикета в зависимости от типа общения – светское или приятельское, деловое или интимное и т.д. Стоит помнить, что лишь начав разговор и не успев сказать и пары фраз, мы уже создаем о себе первое впечатление – самое сильное. И произвести его заново уже невозможно.
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, – смысл может быть утрачен. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла. А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения [4].
В психологоической, философской, социальной и педагогической науке существуют разные подходы к определению коммуникативной культуры и коммуникации. Различаются они и у представителей одной науки.
Так, в большом словаре по культурологии И.Г. Коненко Культура (лат. cultura - возделывание, обработка земли) определяется как это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материально духовного труда, в системе материальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и самим к себе. [коненко]
Ф.И. Минюшев говорит о том, что культура - это не весь искусственный, созданный человеком мир и что к ней относится лишь собственно человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание и может быть применено с пользой в жизненной практике. [Минюшев]
Культура бывает разнообразной: адаптивная, бизнеса, времени, быта, духовная, материальная, мира, мышления, префигуративная и др. Особое внимание мы уделим культуре личности, поведения, общения и речи, которые расписаны в большом словаре по культурологии И.Г. Коненко. [Коненко]
Культура личности (индивидуальная) - это мера освоения материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике.
Культура поведения - перевод внутренней нравственной обстановки личности во внешнюю и выражается в правилах этикета.
Культура общения - В ее основе лежит гуманное отношение человека к человеку.
Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в различных условиях; это - использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. [21]
Теперь рассмотрим понятие коммуникация (общение), которое обычно определяют как передача информации от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые - не знаковые, а сигнальные способы коммуникация (общение), иногда неправильно называемые "языком животных". [16]
К. Черри писал что, коммуникация - в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности [Черри].
М. Каган отмечал: "Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной" [Каган].
А.Б. Зверинцев и А.П. Панфилова утверждали что, коммуникация - специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания [Панфилова].
М.А. Василик в теории коммуникации анализируя выше сказанные определения объединил их в одно. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существование человеческого общества и природных существ. [Василик].
Современные стандарты образования включают следующие три вида коммуникативных категорий:
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В педагогике коммуникативная компетентность связывается со способностью детей устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми в различных ситуациях сотворчества на основе общих интересов и совместных целей. В то же время, способность к полноценному общению детей, имеющих нарушения развития, значительно затруднена, что связано с особенностями восприятия и воспроизведения информации и эмоций, получения сведений об окружающем мире посредством ограниченного числа сенсорных каналов.
Проблеме развития коммуникативной компетенции в процессе образования и воспитания посвящено немало работ таких авторов, как В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др. Несмотря на некоторые различия в подходах к формированию культуры общения, данные исследователи сходятся во мнении о том, что развитие коммуникативной культуры на современном этапе развития общества должно стать одной из основных задач педагогики.
Обладая коммуникативными навыками на достаточном уровне, ребенок сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Поэтому перед педагогами школ и ставится такая задача – формирования у учащихся коммуникативных навыков и действий [20].
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!