Реферат|Психология

Сущность и структура коммуникативной культуры современного подростка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 25

Сущность и структура коммуникативной культуры современного подростка

Список литературы

Сущность и структура коммуникативной культуры современного подростка

В современном обществе успех личности и его самореализация в различных видах деятельности связаны, главным образом, с умением устанавливать продуктивные контакты и осуществлять эффективное взаимодействие с окружающими для достижения личных целей и реализации общественно-значимых идей. При этом многие исследователи в области социологии, культурологи, психологии, педагогики и других наук отмечают недостаточное становление культуры общения в современном обществе.

Коммуникативная культура представляет собой особую форму социальной культуры, охватывающей все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей. При этом данное явление во многом связано с коммуникативной компетенцией, с передачей, движением, обменом информацией и впечатлениями [3].

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

Следовательно, коммуникативная культура – это правильное употребление языка, и подстраивание общения под ситуацию, в которой оно происходит. А еще это такое поведение, которое будет лучшим для разговора.

Если грамотно и правильно говорить, строить свою речь так, чтобы она была уместной и приятной для собеседника – значит коммуникативная культура развита и во время общения сумеем подобрать самые подходящие способы взаимодействия с человеком.Конечно, такое умение не появляется вдруг, просто так. Формирование коммуникативной культуры и ее развитие происходит тогда, когда мы много и часто общаемся, учимся следить за собой и за реакцией своих партнеров, улучшаем свое поведение.

    Основами коммуникативной культуры являются:

- Грамотное построение фраз и доступная речь. Использование простых слов, выражение своих мыслей ясно и конкретно, понятно для собеседников. Но не понижение при этом своего уровня: говорить грамотно, не искажая произношения, не нарушая правил речи.

- Соблюдение адекватного тона беседы. Можно повысить или понизить голос, использовать его силу, выразительность и интонации, но не нужно срываться на крик.

- Психоэмоциональная саморегуляция. Стоит следить за своим настроением и поведением, контролировать себя, свои жесты и мимику. Учитеся расслабляться в разговоре, не позволяя грубости, резкости, импульсивности разрушить его ровное течение и уважительное отношение друг к другу.

    Грамотно пользоваться языком и достойно вести себя в любых ситуациях и обстоятельствах – образец коммуникативной культуры общения, самый высокий ее уровень. Для этого надо уметь подать себя и применять правила этикета в зависимости от типа общения – светское или приятельское, деловое или интимное и т.д. Стоит помнить, что лишь начав разговор и не успев сказать и пары фраз, мы уже создаем о себе первое впечатление – самое сильное. И произвести его заново уже невозможно.

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, – смысл может быть утрачен. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла. А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения [4].

В психологоической, философской, социальной и педагогической науке существуют разные подходы к определению коммуникативной культуры и коммуникации. Различаются они и у представителей одной науки.

Так, в большом словаре по культурологии И.Г. Коненко Культура (лат. cultura - возделывание, обработка земли) определяется как это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материально духовного труда, в системе материальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и самим к себе. [коненко]

Ф.И. Минюшев говорит о том, что культура - это не весь искусственный, созданный человеком мир и что к ней относится лишь собственно человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание и может быть применено с пользой в жизненной практике. [Минюшев]

Культура бывает разнообразной: адаптивная, бизнеса, времени, быта, духовная, материальная, мира, мышления, префигуративная и др. Особое внимание мы уделим культуре личности, поведения, общения и речи, которые расписаны в большом словаре по культурологии И.Г. Коненко. [Коненко]

Культура личности (индивидуальная) - это мера освоения материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике.

Культура поведения - перевод внутренней нравственной обстановки личности во внешнюю и выражается в правилах этикета.

Культура общения - В ее основе лежит гуманное отношение человека к человеку.

Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в различных условиях; это - использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. [21]

Теперь рассмотрим понятие коммуникация (общение), которое обычно определяют как передача информации от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые - не знаковые, а сигнальные способы коммуникация (общение), иногда неправильно называемые "языком животных". [16]

К. Черри писал что, коммуникация - в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности [Черри].

М. Каган отмечал: "Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной" [Каган].

А.Б. Зверинцев и А.П. Панфилова утверждали что, коммуникация - специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания [Панфилова].

М.А. Василик в теории коммуникации анализируя выше сказанные определения объединил их в одно. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существование человеческого общества и природных существ. [Василик].

Современные стандарты образования включают следующие три вида коммуникативных категорий:

  1. коммуникация как взаимодействие;
  2. коммуникация как кооперация;
  3. коммуникация как условие интериоризации [8].

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В педагогике коммуникативная компетентность связывается со способностью детей устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми в различных ситуациях сотворчества на основе общих интересов и совместных целей. В то же время, способность к полноценному общению детей, имеющих нарушения развития, значительно затруднена, что связано с особенностями восприятия и воспроизведения информации и эмоций, получения сведений об окружающем мире посредством ограниченного числа сенсорных каналов.

Проблеме развития коммуникативной компетенции в процессе образования и воспитания посвящено немало работ таких авторов, как В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др. Несмотря на некоторые различия в подходах к формированию культуры общения, данные исследователи сходятся во мнении о том, что развитие коммуникативной культуры на современном этапе развития общества должно стать одной из основных задач педагогики.

Обладая коммуникативными навыками на достаточном уровне, ребенок сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Поэтому перед педагогами школ и ставится такая задача – формирования у учащихся коммуникативных навыков и действий [20].

  1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология/ под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.:Академия, 2011. — 329с.
  2. Алиева Т. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113-119.
  3. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.
  4. Баранова С.П. Педагогика - М., 2006.
  5. Баширов А.М. К проблеме определения досуговой деятельности // Наука и современность. – 2011. – №8. – С. 76-79.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  7. Булыгина Л. Н., О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. — 2010. — № 2 — С. 149–152
  8. Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 492-494.
  9. Волков, Ю.Г. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д, 2001.
  10. Выготский Л.С. Педология подростка. Избранные главы. Собр. Соч. Т. 4. М., 1984.
  11. Волегжанина И.С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции Омск: 2010.
  12. Гогуева, М.М. Психологическая профилактика негативного влияния субкультуры на личность подростка: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук / М.М. Гогуева. - Саратов, 2010.
  13. Грязнова, Е.В. Компьютерное общение как социальный феномен [Текст] / Е.В. Грязнова // Дис. . канд. философ, наук. – Нижний Новгород, 2001. – 140 с.
  14. Дебольский М.К. Психология делового общения. – М.: Инфра - М, 2001. – 314 с.
  15. Денисова Е.С.; Журнал: «Возрастная психология детей» 2008.
  16. Донцов, А.И. О понятии группы в социальной психологии// Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М, 2003. – 143 с.
  17. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М., 2007.
  18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2011.
  19. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.
  20. Кон И.С., Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.1980.
  21. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 2007.
  22. Кравчук Н.В. Коммуникативная культура как интегративная составляющая культуры личности // Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник Института культуры детства. – Вып. 12 – Челябинск: ЧГАКИ, 2011. – С. 73-78.
  23. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М., 2001.
  24. Левоненко, О.А. Языковая личность в электронном гипертексте (на материале экспрессивного синтаксиса ведущих электронных жанров): [Текст] / О.А. Левоненко // Автореф. дис. . канд. филол. наук. –Таганрог, 2004. –123 с.
  25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.– М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 384с.
  26. Мудрик А. В., Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, — 2001. — 320 с.
  27. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общей ред. В. Б. Шапарь. — Ростов н/Д.:Феникс, 2005. — 808 с.
  28. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
  29. Самохвалова А.Г.Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №4
  30. Сиротинина, О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности [Текст] / О.Б. Сиротина // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. – Волгоград, 1998. – С. 3-9.
  31. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.
  32. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Академия, 2005. – 158 с.
  33. Черникова, В. Е. Феномен массового человека и его осмысление в контексте информатизации общества // Философия права. – 2015. – №6 (73). – С. 44-48.
  34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.  560с. ISBN 5-7155-0035-4
  35. Эльконин Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. 2008. №2. – С. 6-31.
  36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии) 342 с. ISBN: 5-01-004479-х
  37. Яндукова Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям // Вестник СамГУ. 2013. №8.1 (109).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское