Актуальность темы исследования. Одним из важных способов в практике реабилитации лиц с ограниченными возможностями становится туризм, который способствует развитию способностей, навыков, компетенции, интеграции в социальную жизнь. Сектор туризма представляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, который должен превратиться в серьезный источник оздоровления общества.
Сегодня с учетом совершенствования организации туризма все большее число инвалидов предпочитают проводить свободное время - как отдых, в путешествии, на туристских базах и т.д.
В настоящее время основными направлениями туризма для инвалидов в Российской Федерации являются спортивно-оздоровительный и экскурсионный виды туризма, как более простые и доступные. Они приближают инвалидов к жизненному пространству здоровых людей и способствуют их психологической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья.
Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека. Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют четкую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный» можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.
Таким образом, туризм является составной частью социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и непосредственным образом связан с интеграцией, которая представляет собой процесс подготовки и результат готовности инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовностью общества принять инвалида, с другой.
Степень разработанности проблемы. Вопрос создания турпродуктов для лиц с дополнительными возможностями на данный момент остается на наш взгляд недостаточно разработанным в научной литературе. Касаясь взаимодействия лиц с дополнительными возможностями с окружающей его культурной средой, формированием навыков общения для интеграции в общество, а также разработке туров для таких лиц большое значение имеют труды таких отечественных и зарубежных исследователей Азар В.И., Балабанов А. И., Зуева Г.Л. Ломакин В. И., Чурбанова Т.
Объектом работы является проектирование турпродуктов. Предмет работы - проектирование турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями.
Цель работы – разработка тура для лиц с дополнительными потребностями.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить виды, уровни и стадии создания турпродукта;
- проанализировать свойства и особенности туруслуг и турпродукта;
- выявить особенности проектирования турпродуктов для лиц с дополнительными потребностями;
- разработать тур для лиц с дополнительными потребностями.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУРПРОДУКТОВ
1.1 Турпродукт: виды, уровни, стадии создания
Каждый человек, собирающийся в путешествие и желающий воспользоваться услугами турфирмы, сознает он это или нет, формулирует для себя общую цель будущего путешествия, которая определяется его туристскими потребностями. Поэтому, выбирая из огромной массы предлагаемых турфирмами турпродуктов конкретный турпродукт, он вольно или невольно анализирует, в какой степени тот или иной турпродукт отвечает этой цели. Именно цель путешествия является тем признаком и критерием, который соединяет в единый комплекс совершенно разнородные услуги и товары. Поэтому мы и даем следующее определение термина «турпродукт»:
Турпродукт – это комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью путешествия[1].
Теперь понятно, что создаваемый турпродукт может быть экономически привлекательным для туроператора только в том случае, когда он удовлетворяет туристские потребности достаточно большого числа потенциальных потребителей такого турпродукта. А это происходит в том случае, когда цель создаваемого турпродукта соответствует цели потребителя.
Следовательно, одна из проблем создания нового для туроператора турпродукта – выявление туристских потребностей потенциальных потребителей данного турпродукта.
Для того чтобы удовлетворить любой побудительный мотив туризма – желание отдохнуть, подлечиться, познакомиться с новой для себя культурой, образом жизни, желание испытать себя в экстремальных условиях, удовлетворить религиозные и иные туристские потребности, человеку требуется целый комплекс услуг и товаров, называемый туристским продуктом /турпродуктом/.
Итак, с одной стороны, видим созданный на данном курорте огромный комплекс услуг и товаров, с помощью которых турист может достичь целей отдыха, оздоровления, развлечения, интеллектуального развития.
С другой стороны, турфирма предлагает и гарантирует ему совсем небольшой набор услуг, который сотрудник турфирмы называет туром или турпродуктом.[2]
Так что же такое в данном случае турпродукт, обепечивающий на конкретном морском побережье отдых, оздоровление, развлечения и интеллектуальное развитие? Это все многообразие курортов, средств размещения, вариантов питания, видов развлечения, предлагаемых сувениров и других товаров? Или же турпродукт - это тот небольшой набор услуг, за право пользования которым в определенный промежуток времени платит покупатель?
Турпродуктом является и то и другое, но важно понимать, чем отличаются эти турпродукты.
Туризм в зависимости от цели путешествия делится на несколько видов: - рекреационный; - познавательный; - деловой и т. д. Соответственно, и набор услуг, то есть турпродукт, отвечающий тем или иным целям, можно в соответствии с целями туризма отнести к рекреационному турпродукту, познавательному, деловому и т. д.
То есть можно рассматривать различные виды турпродукта, отличающиеся целями путешествия.
В зависимости от цели турпродукта, он относится к одному из видов туризма. Поэтому описывая далее мероприятия по проектированию турпродукта, мы подразумеваем, что речь идет о каком-то конкретном виде турпродукта и все описываемые мероприятия относятся к этому конкретному виду. Под этим видом читатель может подразумевать любой интересующий его вид турпродукта.
Именно наличие общей цели придает любому турпродукту новые свойства, качественно отличающие его от простой суммы свойств всех входящих в него услуг и товаров и позволяющие удовлетворять туристские потребности потребителей.[3]
Как видно из приведенного выше примера, в общем случае турпродукт данного вида – рекреационный с элементами познавательного - даже в одной конкретной дестинации представляет собой огромный набор услуг и товаров, которые могут быть предложены покупателю в этой дестинации.
Такой турпродукт можно назвать общим рекреационным турпродуктом данной дестинации.
По отношению к нему рекреационный турпродукт на базе одного конкретного курорта можно назвать частным рекреационным турпродуктом этого курорта.
Можно говорить о рекреационном турпродукте конкретного средства размещения. Этот турпродукт является частным по отношению к турпродукту всего курорта, но общим по отношению к турпродукту на базе номеров одного типа в этом средстве размещения. И, наконец, можно говорить о турпродукте, то есть комплексе услуг на базе конкретного номера.
Таким образом, понятие частного и общего турпродукта относительны. Данный турпродукт может быть общим по отношению к такому другому турпродукту, который, во-первых, является турпродуктом такого же вида и, во-вторых, содержит меньшее количество вариантов услуг.
Следовательно, можно говорить о разных видах турпродукта и о нескольких уровнях турпродукта данного вида.
В приведенном выше примере рекреационного турпродукта такими уровнями этого турпродукта являются:
- рекреационный турпродукт на уровне конкретного номера в данном средстве размещения;
- рекреационный турпродукт на уровне всех номеров данного типа в данном средстве размещения;
- рекреационный турпродукт данного средства размещения /на уровне всех номеров, имеющихся в данном средстве размещения/;
- рекреационный турпродукт данного курорта /на уровне всех средств размещения этого курорта/;
- рекреационный турпродукт данной дестинации, страны и т. д.
Поскольку турфирма также предлагает некий турпродукт, можно говрить о турпродукте данной турфирмы.
Любой вид турпродукта создается на основе общей цели этого турпродукта. В конкретном виде турпродукта, как правило, есть одна услуга, воплощающая в себе общую цель именно этого продукта. Эту услугу мы называем базовой услугой.[4]
Базова услуга /или турообразующая услуга/ данного турпродукта - услуга, которая воплощает в себе общую цель именно этого турпродукта и определяет формирование всего набора остальных услуг.
В случае рекреационного турпродукта, общая цель которого – отдых и оздоровление при проживании в необходимых туристу условиях, - такой базовой услугой является услуга размещения в конкретной дестинации. Понятие услуги размещения, как проживание в необходимых туристу условиях, в рекреационном туризме включает свойства климата выбираемого курорта, наличие тех или иных природных объектов – море, озеро, горы и т. п., расположение средства размещения, уровень комфортности номеров и т. п.
Выбором именно этой услуги турист достигает основную цель своей поездки – отдых и оздоровление.[5] Именно эта услуга диктует выбор всех остальных услуг – доставка туриста в дестинацию, в которой находится выбранный туристом курорт и средство размещения; - трансфер к тому средству размещения, которое выбрал турист; - питание, привязанное именно к этому средству размещения и т. д. То есть именно эта услуга определяет формирование всего остального комплекса услуг и товаров. Поэтому в данном примере именно услугу размещения называют турообразующей услугой. Все остальные услуги, включаемые в рекреационный турпродукт, носят подчиненный, вспомогательный характер. Доставка туриста в дестинацию, содержащую выбранную услугу размещения, трансфер к месту оказания этой услуги, питание туриста – каждая из этих услуг важна и при правильном выборе способствует достижению общей цели, но ни одна из них не воплощает в себе эту цель и ни одна из этих услуг не определяет подбор остальных.
В случае познавательного экскурсионного турпродукта, общей целью которого является знакомство с определенными объектами, событиями, явлениями, личностями, базовой является услуга знакомства с определенными объектами, событиями, явлениями, личностями / это знакомство может иметь форму показа объектов, рассказа о них, дегустации и т. п./.
В спортивном турпродукте (пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, яхтинг, дайвинг и т. п.), общей целью которого является единение с природой в преодолении препятствий, базовой услугой является услуга единения с природой в условиях преодоления препятствий. И т. д.
В случае комбинированного турпродукта, - например, рекреационно-познавательный продукт – базовых услуг столько, сколько видов туризма объединяет этот турпродукт. В данном примере их две: услуга размещения и услуга знакомства с определенными объектами, событиями и т. п.
Базовая услуга данного турпродукта, как правило, бывает представлена многочисленными конкретными вариантами. [6]
Конкретный вариант базовой услуги назовем элементарной базовой услугой данного турпродукта. Совокупность элементарных базовых услуг в данном виде турпродукта создает общую базовую услугу.