Введение
Глава 1. Перемещённые лица как результат Второй Мировой войны
- Развитие понятий «беженец» и «перемещенное лицо» до Второй Мировой войны
- Перемещенные лица во время Второй Мировой войны
- Немецкие перемещенные лица и изгнание немцев из Европы
- Развитие понятий «беженец» и «перемещенное лицо» во время Второй Мировой войны и после неё
Глава 2. Основные регионы, анклавы размещения перемещённых лиц на примере Германии
2.1. Анклавы немецких перемещённых лиц
2.2. Лагеря беженцев и сформированные анклавы вокруг них
2.3. Анклавы этнических немцев с постсоветского пространства
2.4. Контингентные беженцы в Германии
2.5. «Кёнигштайнер шлюссель» как средство противодействия созданию анклавов в Германии
Глава 3. Перемещённые лица в системе международных отношений периода Холодной войны: адаптация, интеграция, проблема возвращения на примере Германии
3.1. Развитие понятий «перемещенное лицо» и «беженец» в биполярной системе международных отношений
3.2. Влияние проблемы перемещенных лиц на международные отношения на примере двусторонних отношений ФРГ после Второй Мировой войны
3.3. Правовое регулирование понятий «перемещённое лицо» и «беженец» на государственном уровне на примере ФРГ
3.4. Адаптация и интеграция беженцев и перемещенных лиц на примере ФРГ
3.5. Организации, способствующие интеграции переселенцев
Глава 4. Перемещенные лица в системе международных отношений в период постбиполярного мира
4.1. Развитие понятий «перемещенное лицо» и «беженец» в постбиполярной системе международных отношений
4.2. Влияние проблемы перемещенных лиц на международные отношения на примере двусторонних отношений ФРГ после Холодной войны
4.3. Правовое регулирование возвращение поздних переселенцев
4.4. Интеграция и проблемы адаптации поздних переселенцев
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследований по данной теме состоит в том, что хотя прошло 70 лет с момента капитуляции Третьего Рейха и с окончания Великой Отечественной войны, проблема перемещённых лиц, появившихся в результате Второй Мировой войны, влияет на международные отношения и сегодня. Точно не определены понятия «беженец» и «перемещенное лицо» в международном праве. До сих пор ведутся дискуссии по поводу причин, повлёкших за собой миграции огромного количества населения и влияние этих миграций на другие страны. В постбиполярной системе возникли новые условия, повлёкшие за собой миграции населения, появление новых категорий беженцев, которым было необходимо оказывать протекцию, началась четвёртая волна возвращения этнических немцев, переселенных в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Об актуальности объекта исследования говорит доклад УВКБ ООН «Тенденции по состоянию на середину 2014 года», в котором было установлено, что по состоянию на то время 5,5 миллионов человек стали вынужденно перемещенными лицами, и ситуация на Украине, в ходе которой появились тысячи перемещённых лиц и беженцев, и которая во многом является отголоском последствий Второй Мировой войны и конференции по урегулированию нового положения в Европе.
Проблема перемещенных лиц и беженцев является комплексной междисциплинарной проблемой. Источниковую основу данной научной работы составляют международно-правовые документы, документы национальных государств и неправительственных организаций, мемуары и другие исторические свидетельства, исторические документы с начала ХХ века до настоящего времени. Некоторые источники привлекаются в первые в отечественной науки и переведены с английского и немецкого языков.
Так как проблема является комплексной, она привлекает к себе историков, специалистов по международным отношениям, юристов, специалистов в области международного права. Историография по проблеме разная по характеру, так же различны подходы к данной проблеме, но все эти подходы существуют в рамках парадигмы денацификации. Она является сложной проблемой международного права. Юристы и специалисты в области международного права обращают внимание на проблему с юридической точки зрения, на проблему возмещения и воздаяния. В системе международных отношений данная проблема наиболее сложная и пока нерешенная, и до сих пор привлекает к себе внимание. Политологи обращают внимание на проблему перемещенных лиц в рамках политических концепций на использование данного фактора как фактора политического процесса. Различные партии противостоят или защищают данный вопрос. Многие политики используют в своей деятельности исторические обиды и историческую вину. Изучением проблемы перемещённых лиц и беженцев и истории развития данных понятий занимались многие зарубежные и отечественные историки. Также изучением данной проблемы занимались многие ведущие сотрудники Управления Верховного Комиссариата по делам Беженцев Организации Объединённых Наций.
Объектом исследования данной курсовой работы являются перемещённые лица и беженцы как результат Второй Мировой войны, развитие данных понятий и интеграция их на мировом, межгосударственном и государственном уровнях.
Методологическая основа работы состоит в использовании исторического и историко-генетического подхода в рассмотрении развития терминов «беженцы» и «перемещенные лица». С помощью сравнительного анализа были выявлены различия при решении проблемы перемещенных лиц на международном, региональном и государственном уровнях. С помощью метода анализа ситуации перемещенные лица были рассмотрены как результат Второй Мировой войны. Использовался диалектический подход для рассмотрения Международного Права Беженца и системы интеграции перемещенных лиц как динамичной и постоянно развивающейся системы. Также мы использовали системный метод и такие общенаучные методы как анализ, синтез, дедукция, индукция. Также была проанализирована нормативно-правовая база.
Цель исследования – проанализировать статус перемещенных лиц в системе международных отношений, методы интеграции и их анклавы на примере Германии с 45 года по настоящее время. В соответствии с поставленной целью был сформирован и решён ряд следующих задач:
- возникновения понятий «перемещенное лицо» и «беженец» до Второй Мировой войны, урегулирование их статуса в Лиге Наций
- рассмотрение проблемы перемещенных лиц и беженцев, их определение их статус и политика по отношению к ним на разных этапах Второй Мировой войны
- исследование объёмной проблемы вынуждает остановиться только на перемещенных лицах, связанных с немецкой национальностью
- выявление основных регионов, анклавов и статуса перемещенных лиц на примере Германии в послевоенный период
- развитие проблемы перемещенных лиц, их адаптация и интеграция в 50-80-е годы на примере ФРГ
- исследование статуса поздних переселенцев в системе международных отношений на примере Германии с 90-х годов по современность.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы перемещенных лиц и беженцев после Второй Мировой войны, их статус и современное положение беспристрастно с позиций современности. Мы вводим в научный оборот документы и материалы, не использующиеся раньше в отечественной науке, переведенные с английского и немецкого языков.
Глава 1. Перемещённые лица как результат Второй Мировой войны
ХХ век был источником множества кровопролитных конфликтов, в ходе которых страдало мирное население. Проблема перемещенных лиц является результатом любого конфликта, носящего этноконфессиональный характер. Вторая Мировая война являлась крупнейшим конфликтом в человеческой истории. Сама война носила расово-этнический характер. Немецкая национал-социалистическая рабочая партия стремилась уничтожить другие неарийские народы или заставить трудиться их на благо Третьего Рейха, осуществлялся повсеместный террор представителей других национальностей и народностей, практиковались геноциды, что порождало особую политику уничтожения и депортации народов со стороны Третьего Рейха и политику в отношение немцев в других странах. После войны проблема перемещённых лиц не исчезла, а лишь обострилась в связи с различными немецкими анклавами на территории других государств, и анклавами других народов, пособничавших нацистскому режиму.
Продолжение миграций населения во многом являлось результатом Потсдамской конференции. Термин «перемещенное лицо», являясь результатом Второй Мировой войны, легло в основу понятия «беженец», которое до сих пор используется в международном праве. Термин «беженец» и термин «перемещенное лицо», получив своё развитие ещё после Первой Мировой Войны, были закреплены во время биполярной системы международных отношений.
- Развитие понятий «беженец» и «перемещенное лицо» до Второй Мировой войны
Право на убежище использовалось еще во времена античности и являлось неотчуждаемым правом человека. Местами для убежищ служили храмы, статуи богов и статуи императоров в Древнем Риме. В отдельных культурах существовали города, в которых человек мог спастись от кровной мести. В средневековой культуре для убежищ служили церкви, соборы и монастыри. Всё это лишь усиливало уважение к религии. В Германии города также пользовались статусом убежища. Это было связано с их малочисленностью и необходимостью привлечения населения. С возникновением первых посольств и дипломатических миссий преследуемые лица могли там найти убежище. Начиная с ХVI века церковное право начинает медленно исчезать и к XVIII – ХIX веку право на убежище в церквях полностью исчезает. В XIX веке своё развитие получает право на политическое убежище, связанное с революциями, восстаниями и различными политическими течениями той эпохи. Во многом это право не было закреплено юридически и имело прямое отношение к позиции стран по этому вопросу или развитию международных отношений. Например, сближение Российской империи и Франции в конце XIX века привело к утрате политического убежища многими гражданами, вынужденными переселиться из России, и к их дальнейшим арестам. Причем многие из них не были экстрадированы.
Не смотря на такое долгое развитие данных понятий, юридическое закрепление они, как и связанные с ними понятия депортации, конфискации и ответственности населения, получили свое развитие именно в XX веке, связанном с многочисленными конфликтами на мировом пространстве и двумя Мировыми войнами.
Началом международного права касающегося беженцев и временных переселенцев можно назвать Гаагскую конвенцию 18 октября 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны. В договоре говориться о том, что войны могут возникать в любом случае и не всегда конфликт можно решить дипломатическим путём. В преамбуле подчёркивается, что конвенция нужна «впредь до того времени, когда представиться возможность издать более полный свод законов войны». Таким образом, эта конвенция является только началом ряда международных актов, которые должны были «служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации». В статье 46 данной конвенции Договаривающиеся страны соглашаются с тем, что «честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, должны быть уважаемы. Частная собственность не подлежит конфискации». А в статье 50 – «никакое общее взыскание, денежное или иное, не может быть налагаемо на все население за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения»[1]. Несмотря на такие формулировки денежная или натуральная конфискация и конфискации собственности армией не воспрещалась. А статус лиц занятых областей и возможность их депортации не обговаривались.
«Именно в начале двадцатого века, вследствие Первой Мировой войны, сообщество государств почувствовало необходимость заняться этой проблемой и найти её правовое решение», поэтому верно называть двадцатый век, веком Международного Права Беженца»[2]. В августе 1921 года прошла первая конференция по вопросу беженцев. Было принято решение об учреждении международного органа по вопросу беженцев – Верховного комиссариата по делам беженцев. На должность комиссара был назначен Фритьоф Нансен, норвежский ученный и государственный деятель, получивший в 1938 году Нобелевскую премию за свою деятельность.
Термин «беженец» связан с потоками населения из Турции и России и необходимостью предоставления данным лицам какого-либо статуса, так как они оказывались в бесправном положении. С этой целью был разработан в 1922 году так называемый Нансеновский паспорт, удостоверяющий личность без гражданства. Акты подтверждающие данные паспорта как международные документы, касающиеся в основном армянских и российских беженцев, заключенные в контексте Лиги Наций носили в основном рекомендательный характер, но имели большую политическую силу, чем декларации о намерениях. Впервые термин был введен в Соглашении о выдаче удостоверений личности русским беженцам 5 июля 1922 года, которое стало результатом Женевской конференции. Учитывай высокий результат данной акции международное сообщество продолжило их проведение. В соглашении 12 мая 1926 года о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам и о дополнений и внесений изменений в соглашения от 5 июля 1922 года и 31 мая 1924 года, было в первый раз определено понятие «беженец», но отдельно по национальному признаку: « любое лицо русского происхождения, которое не пользуется или более не пользуется защитой Правительства Союза Советских Социалистических Республик и которое не приобрело иного гражданства» и «любое лицо армянского происхождения, прежде являвшееся подданным Оттоманской империи, которое не пользуется или более не пользуется защитой Правительства Турецкой Республики и которое не приобрело иного гражданства»[3]. Таким образом, понятие «беженец» было закреплено только за лицами армянского или русского происхождений.
В 1928 году было заключено три Соглашения, касающиеся прав беженцев. Первой соглашение о правовом статусе русских и армянских беженцев 30 июня 1929 года определяло процедуры, которые должны были пройти беженцы для получения своего статуса и определенные привилегии, которыми они могут пользоваться, в отличие от граждан принимающей стороны. Рекомендовалось, «чтобы Верховный комиссар по делам беженцев обеспечил посредством назначения своих представителей в максимально возможно большее число стран осуществление мер в той степени, в которой эти меры не затрагивают компетенции национальных властей»[4]. Так осуществление мер по определению статуса было выведено за рамки юридической системы национальных государств. В это же время было принято Соглашение о распространении мер, принятых в отношении русских и армянских беженцев на другие категории от 30 июня 1928. Понятие беженец распространялось на турецких, ассирийских, ассиро-халдейских, сирийских и курдских беженцев. Последние две категории были названы ассимилированными беженцами. Данным понятиям также были даны определения по национальному признаку. «Ассирийский, ассиро-халдейский и ассимилированный беженец — любое лицо ассирийского или ассиро-халдейского происхождения, а также по сходству любое лицо сирийского или курдского происхождения, которое не пользуется или более не пользуется защитой страны своей прежней гражданской принадлежности и которое не приобрело или не обладает иным гражданством; турецкий беженец — любое лицо турецкого происхождения, ранее — подданный Оттоманской империи, которое по условиям Лозаннского протокола от 24 июля 1923 г. не пользуется или более не пользуется защитой Турецкой Республики и которое не приобрело иного гражданства»[5]. На данные категории населения не распространялось Соглашение о правовом статусе русских и армянских беженцах, то есть формально привилегий они не получили. Третье соглашение о функциях представителей Верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев. Оно было дополнением к Соглашению о правовом статусе беженцев и было разработано «в целях эффективного осуществления мер, предусмотренных Соглашением о правовом статусе русских и армянских беженцев. Представители Верховного комиссара должны были в возможно большем количестве стран проводить действия по оказанию помощи беженцам с условием, что такие действия не затрагивают компетенции национальных властей»[6].