Актуальность темы исследования. Экологическая преступность – сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
Экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности,
Наибольшее количество экологических преступлений выявляется обычно в виде браконьерства, незаконной рубки леса, загрязнения почв и растительного покрова. В условиях перехода к рыночным отношениям опасность последствий этих видов преступлений постоянно возрастает. В последнее время наблюдается значительный рост новых видов преступлений, вызывающих еще большие негативные последствия экологического характера: хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов; незаконное использование добытого минерального сырья, ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России; самовольный захват земель; ввоз в Россию и захоронение особо опасных токсичных отходов, вредных для человека продуктов питания и других потребительских товаров; размещение на территории России зарубежных экологически вредных для природной среды технологий и производств; экологический терроризм и экоцид.
Особую социально-экологическую опасность для России и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и отходов источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный экспорт и импорт озоно-разрушающих веществ и содержащей их продукции; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.
Наиболее распространен в настоящее время незаконный вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов, непосредственно вызывающий истощение и деградацию природной среды России.
Повышенную экологическую опасность представляет, хотя непосредственно и не относящийся к экологическим преступлениям, так называемый технологический терроризм – незаконное использование ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, ядерных, радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, патогенных микроорганизмов, а также выведение из строя, разрушение или захват ядерных, химических или иных объектов, систем жизнеобеспечения городов и промышленных центров для достижения политических, экономических и иных целей.
Самым экологически опасным результатом совершения всех названных преступлений может быть уничтожение самой биологической основы жизни человека на Земле.
Целью работы является анализ понятия и особенностей экологической преступности.
Цель исследования обуславливает решение ряда задач:
дать определение понятию «криминологическое исследование»;
изучить виды криминологических исследований преступности;
определить функции, цели и задачи криминологических исследований;
исследовать содержательную сторону понятия методики криминологических исследований;
рассмотреть современную систему методов криминологических исследований преступности;
проанализировать организационный процесс криминологического исследования преступности и его стадии.
Объектом курсовой работы является преступность как социальное и уголовно-правовое понятие.
Экологическая преступность как особый род преступности являются предметом курсовой работы.
Так как, полнота и всесторонность изучения организации и методики криминологических исследований преступности влияют на результаты исследований, глубину проникновения в закономерности преступности как феномена и ее причины, то данная тема по-прежнему остается актуальной.
Методы исследования – в работе использовался метод анализа, синтеза, системный, структурно-функциональный, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Структура работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1. Понятие экологической преступности
1.1. Понятие и современное состояние экологической преступности
По ряду своих сущностных характеристик экологические преступления в значительной части являются одновременно и экономическими (противоправное использование природных ресурсов), насильственными (связанные с прямым нанесением вреда здоровью человека) либо корыстными (незаконная охота, рыбный промысел) преступлениями, но по своим негативным последствиям, причиняемому ущербу они почти всегда превосходят их.
По данным экологов, например, только в результате диоксинового загрязнения водоемов в России ежегодно погибает 20 тыс. человек. Почти такое же число граждан смертельно заболевает раком кожи в результате разрушения озонового слоя стратосферы[1].
Суммарно по экологическим причинам в стране гибнет ежегодно несколько сот тысяч человек и ухудшается здоровье многих миллионов.
Последствия ежегодного загрязнения земель и вод разливами нефти экспортно оцениваются в несколько миллиардов долларов. Стоимость незаконно изымаемых и нелегально вывозимых в другие страны биологических ресурсов шельфа и экономической зоны оценивается еще в несколько миллиардов долларов.
В 2015 году в России произошло 294 тыс. пожаров, при которых погибло почти 15 тыс. человек, уничтожено 72 тыс. строений. Общий ущерб от этих пожаров превысил 23 трлн. рублей.
Экологическая преступность характеризуется высокой латентностью – в статистике отражается только малая часть совершаемых экологических преступлений. При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступлений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о них, известных правоохранительным органам.
Исчерпывающая информация о реальной распространенности экологических преступлений в настоящее время отсутствует. Но даже та, которая имеется в природоохранных и правоохранительных органах, свидетельствует, что в данной сфере мы имеем дело с массовыми нарушениями законодательства. С учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности по экспертным оценкам фактически составляет не менее 15–20%.
Только нарушений правил охоты в России ежегодно регистрируется более 70 тыс., нарушений правил занятия водными добывающими промыслами – около 150 тыс. На Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других мест рыбное браконьерство приняло промышленный размах. По данным исследований, общее число преступного занятия рыбным промыслом приблизительно достигает 12 млн. в год. Шестизначными числами исчисляется количество регистрируемых нарушений правил землепользования и загрязнений природной среды[2].
Ежегодно в России возникает до 30 тыс. лесных пожаров, 81% из них возникает по вине людей. Однако исследованиями установлено, что за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекаются примерно 1 из 400 нарушителей, к административной ответственности – 1 из 40.
Столь пассивная борьба с преступлениями, совершаемыми в сфере экологии, граничащая почти с полным ее отсутствием, и объясняет тот факт, что в 2015 году в Российской Федерации зарегистрировано 8113 экологических преступлений. Это составляет 0,3% от всех выявленных преступлений. За совершение экологических преступлений привлечено к ответственности 9098 человек, это 0,6% от общего количества выявленных в стране лиц, совершивших преступления. Осуждено в 2015 году за экологические преступления всего 5043 человека.
Такое положение отражает неадекватность реакции природоохранных и правоохранительных органов, должностных лиц, ответственных за соблюдение экологического законодательства, на сложившуюся кризисную ситуацию в области охраны окружающей природной среды.
Анализ правоприменительной практики позволяет выявить четкую тенденцию применения уголовной ответственности, главным образом, за преступления, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами, незаконная порубка леса, незаконная охота). Нормы, устанавливающие уголовную ответственность за причинение вреда окружающей природной среде и преступления, нарушающие экологическую безопасность населения (загрязнение водоемов, атмосферного воздуха и др. ), применяются крайне редко.
Из общего количества зарегистрированных в 2015 году экологических преступлений 98,7% составили: незаконное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами – 38&1 преступление; незаконная охота – 740 преступлений; незаконная порубка леса – 3278 преступлений; загрязнение водоемов и атмосферного воздуха – 50 преступлений; умышленная потрава посевов и повреждение защитных и иных насаждений – 47 преступлений.
Число преступлений, вызвавших загрязнение водоемов и воздуха, составило менее 1%.
Незначительное число уголовных дел по загрязнению окружающей природной среды объясняется особенно высокой латентностью именно этой части экологической преступности, необоснованно широким применением мер административной ответственности, а также тем, что основная масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ приходится на производственные и коммунально-бытовые предприятия, природоохранная деятельность которых регулируется, главным образом, путем применения мер экономической ответственности (обязательными платежами за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, хранение твердых отходов в пределах и сверх установленных лимитов). Показателен, например, и тот факт, что в случаях аварийных и залповых выбросов (сбросов) вредных веществ, если дело доходит до суда, то суды в большинстве случаев ограничиваются решением о возмещении причиненного вреда в соответствии с нормами гражданско-правовой ответственности.
По сравнению с 2014 годом в 2015 году, по данным статистической отчетности, проявился определенный рост показателей, характеризующих уровень экологической преступности, но он в основном опять же коснулся таких составов Уголовного кодекса РСФСР, как незаконное занятие рыбными, другими водными добывающими промыслами и незаконная охота[3].
В региональном разрезе колебания показателей числа зарегистрированных экологических преступлений и количества лиц, виновных в их совершении, отражают характер использования конкретных видов природных ресурсов в различных субъектах Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает по многим составам более строгую ответственность за преступления, совершаемые в сфере экологии.
В отличие от прежнего Уголовного кодекса РСФСР в нем предусмотрена отдельная 26-я глава "Экологические преступления", которая включает 17 статей (ст. 246–262), определяющих уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей природной среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ; порчу земли; нарушение правил охраны и использования недр; незаконную добычу водных животных и растений; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконную охоту; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; незаконную порубку деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Кроме того, в новом Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст. 243), и за экоцид (ст. 358).
Не все названные статьи охватывают только экологическую сферу. Некоторые имеют более широкий диапазон своего действия (например, ст. 249 об ответственности за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений). Большое значение для борьбы с экологическими преступлениями могут иметь также и нормы нового УК РФ, предусматривающие ответственность за деяния не экологического характера непосредственно, но опасные или тяжкие по своим экологическим последствиям либо применяемые с целью защиты экологических интересов граждан. Это: ст. 140– отказ в предоставлении гражданину информации; ст. 149 – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; ст. 170 – о регистрации незаконных сделок с землей; ст. ^8 – контрабанда; ст. 191 – незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; ст. 192 –нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; ст. 215 – нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь или повлекло по неосторожности радиоактивное заражение окружающей среды; ст. 216 – нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; ст. 217 – нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах; ст. 220 – незаконное обращение с радиоактивными материалами.
В ст. 216, 217 и 230 ответственность, например, предусмотрена за нарушения, если они могли повлечь или повлекли так называемые иные тяжкие последствия. Такие последствия могут иметь и экологический характер.
Аналогично в экологической сфере могут применяться ст. 222 – незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст. 237 – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, предусматривающая ответственность также за создание опасности для окружающей среды; ст. 268 – об ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; ст. 269 – об ответственности за нарушение правил при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; ст. 293 – об ответственности за халатность[4].