Данная работа посвящена изучению политического лидерства как института политической власти, его современному состоянию и перспективам развития.
На протяжении всей истории человечества вожди, государи и президенты, лидеры разных уровней вдохновляли и направляли действия людей, заставляли их проявлять свою энергию, ответственность за судьбу страны. Можно сказать, что в зачаточном состоянии изучение истории было исследованием деятельности лидеров.
Как важнейший общественный феномен лидерство неизменно вызывало и вызывает всеобщий интерес. Ученые — историки, философы, политологи, социологи — исследуют закономерности формирования и функционирования лидерства, причины и факторы его эффективности. Психологи-практики, специалисты в сфере менеджмента разрабатывают различные приемы выявления потенциальных лидеров, технологии совершенствования лидерство, что заставляет их подчиняться его власти и влиянию, но и стремление понять, как, в свою очередь, можно оказывать воздействие на лидера, влиять на предпринимаемые им действия. Масштабы научных исследований политического лидерства, прежде всего в западных странах, поистине огромны и носят интегративный характер. И это закономерно, ибо в политическом лидерстве проявляется взаимообусловленность психологических и социальных основ власти, сочетаются функции управления и интеграции общества.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что последние несколько десятилетий внесли заметные изменения во все области жизни человека. Изменения коснулись также и области международных отношений. На международной возникло большое число новых участников, таких как транснациональные компании, международные организации.
Мир становится глобальным. Понятием «глобализация» в настоящее время стремятся объяснить почти все процессы, протекающие в мире. Но, несмотря на все изменения, главным актером в международных отношениях остается по-прежнему государство в лице его лидера. Этим и объясняется актуальность темы представленного исследования.
Цель работы состоит в исследовании современное состояние и перспектив развития политического лидерства как институт политической власти.
Поставленная цель определила задачи работы:
- рассмотреть понятие и суть политического лидерства;
- изучить типологию политического лидерства в политологии современности;
- описать концепции формирования политического лидерства;
- рассмотреть специфику политического лидерства в России;
- исследовать проблему политического лидерства в России;
- проанализировать перспективы развития политического лидерства России.
Объект исследования – политическое лидерство в современной России.
Предмет исследования – политология.
В ходе написания работы использовались такие научные методы, как синтез, анализ, планирование, обобщение, группировки, прогнозирование.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоритическим основам политического лидерства. Во второй главе работы нами рассматриваются тенденции и перспективы развития политического лидерства в России.
Источниковую базу исследования составили научные исследования, статьи и монографии последних лет, посвященные политическому лидерству.
- Теоретические основы политического лидерства
1.1. Понятие и сущность политического лидерства
У понятия «лидерство» довольно долга история. Лидер существует в каждой социальной группе. Как было отмечено Ж. Блонделем, «для того, чтобы лидерство существовало, требуется наличие групп, и везде, где появляются группы, возникает и лидерство». Лидер представляет собой «личность, которая способна оказывать решающее и постоянное влияние на государство, организацию, общество, малую либо большую группу». Таким образом, лидерство представляет собой «способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя и организуя их усилия на достижение некоторых целей». До настоящего времени, несмотря на исследования, которые посвящены данному вопросу, понятие политического лидерства, согласно мнению исследователя из Польши Мацейя Хартлинского (Maciej Hartliński), не было проанализировано в полном объеме. Он отмечает, что научные работы по партийным и политическим системам, внешней политики либо политическим доктринам представляется значительно более обширной в эмпирическом и теоретическом анализе, чем исследование феномена политического лидерства. [1]
Это связывается с тем, что вопросы политического лидерства являются многогранными, и исследовать её можно с позиции различных дисциплин, среди которых политическая технология, политология, психология политики, политический маркетинг, международные отношения и несколько иных. Помимо того, М. Хартлинский выделил 3 главных аспекта политического лидерства, которые и требуется исследовать, чтобы приблизится к пониманию указанного явления. К ним относят «formal determinants; selection process; personality traits», которые перевести дословно можно как «определяющие факторы, личные характеристики и процесс выбора». Выявление указанных параметров предоставляет возможность понять, почему определенный человек превратился в политического лидера.
Вследствие многогранности понятия «лидерство политическое» в научных работах выделяют большое число его функций, например, такие как:
-программная – состоит в установлении и формулировании интересов социальных групп, а также целей политической и социальной работы и обнаружение соответствующих методов и способов с целью реализации указанных интересов и достижения поставленных целей;
- интегративная – состоит в объединении либо интеграции общества;
- управленческая - связана с принятием наиболее оптимальных политических решений;
- защитная – состоит в поддержании общественного порядка, а также в предоставлении социального патронажа и арбитража;
- коммуникативная – связана с формированием процесса взаимного общения между обществом и властью;
- мобилизационная – связана с мобилизацией людей на достижение политических целей;
- функция легитимации – состоит в том, что политический лидер, который был избран, выступает в качестве залога легитимации политического строя. [2]
Не любой из политиков может выступить в качестве политического лидера. Это связано с тем, что политическое лидерство в себе объединяет в себе несколько довольно сложных и важных элементов: власть, авторитет, руководство, имидж, представительство общественных интересов. При наличии всех компонентов и возникает политический лидер. Следовательно, можно сформулировать вывод о том, что любой политический лидер обладать должен такими характеристиками:
- политический лидер должен являться популярным, то есть у него должна быть поддержка общества;
- у лидера должна существовать профессиональная команда, оказывающая поддержку;
- политический лидер действует от лица общества, которое избрало его.
Основной характеристикой политического лидерства являться должно существование приоритета общественного над личным, но указанное правило исполняется не всегда. Политолог из США Р. Такер выделяет три главные функции работы политических лидеров. «Во-первых, они выполняют функцию оценки. Во-вторых, они должны разработать линию поведения, что предусматривает определение от имени группы направлений ее действий с целью решения проблем. В- третьих, лидерство несет мобилизующую функцию».
Также можно обратить внимание на слова Ж. Блонделя о том, что «политическое лидерство заключается в действиях, которые ориентированы на изменение среды». Особый характер термина «политическое лидерство» находится в зависимости от комбинации трех основных факторов, среди которых личностные характеристики, «инструменты» и возможности работы, а также ситуации, которые необходимо успешно решить. [3]
Важными свойствами выступает наличие управленческих способностей, умения правомерно и аргументировано отстаивать интересы своего государства, способность маневрировать между разными силами. Существование набора указанных свойств окажет политику помощь в том, чтобы стать успешным политическим лидером и предоставит ему возможность играть важную роль как внутри государства, так и за ее пределами. Следовательно, политическое лидерство представляет собой многогранный феномен цивилизации, со своими инструментами, функциями, спецификой. Можно отметить, что исследователи сходятся во мнении в отношении основных функций политического лидера: составлять план действий, оценивать, исполнять подготовленный план и побуждать к этому других людей. С этой целью он применяет свои личностные свойства, аппарат государства, политических противников и сторонников. Финальная цель политических лидеров может отличаться: продвижение вперед идей и общества (прогресс любого рода) либо накопление еще большей власти и её оккупация.
Характерной особенностью классического периода дипломатии, который берет начало с 1648 года (подписание Вестфальского мира), выступила теория равновесия. Указанная теория базируется на том, что на территории Европы все государства должны являться равными и не должно существовать господства одного государства. Дипломатия этого периода носила название «дипломатия великих держав», а модель мироустройства выступала как государственно-центристская. Главным участником международных отношений этой мировой модели выступало государство в лице политических лидеров.[4]