Введение
Глава I Предпосылки сирийского конфликта
1.1 Причины возникновения сирийского конфликта
1.2 ИГИЛ в Сирии
Глава II Политика России в регионе
2.1 Цели и возможности России в Сирии
2.2 Российский подход к урегулированию кризиса
2.3 Роль России в уничтожении сирийского химического оружия
2.4 Причины ввода войск в Сирию
2.5 Комплекс дипломатических мер, направленных на урегулирование конфликта в регионе
Заключение
Список используемых источников и литературы
В конце 2010 – начале 2011 годов арабский мир захлестнула волна революций, которая получила название Арабская весна. Режимы сменились в Тунисе и Египте. Ливийский диктатор М.Каддаффи был свергнут после военного вмешательства Запада, санкционированного Советом Безопасности ООН. В марте 2011 года волнения начались и в Сирийской Арабской Республике. После жестокого подавления демонстраций с требованиями изменения существующего режима в стране начались вооруженные столкновения правительства и представителей оппозиции. Постепенно в армию оппозиции влились боевики следующих террористических группировок: «Аль-Каида», «Фатх аль-Ислам», «Джунуд аль-Ислам» и другие. Вскоре волнения в стране переросли в гражданскую войну. Возникла угроза распада государства и создания на месте Сирии очага терроризма.
Ситуация в стране не могла не вызывать серьезную озабоченность со стороны международного сообщества. Мировые державы с самого начала держали конфликт под пристальным вниманием. И, если Соединенные Штаты, страны Запада, Аравийские монархии приняли сторону оппозиции и поддержали лозунг о том, что Б.Асад должен покинуть свой пост. Кроме того,были готовы осуществить «ливийский сценарий». Россия и Китай придерживались мнения, что сирийский народ должен сам определять свое будущее путем переговоров. Различие в подходах к решению данного кризиса не позволяло Совету Безопасности ООН оперативно реагировать на происходящее в САР. Промедление Совета Безопасности привело Сирию к гуманитарной катастрофе.
Часто высказываются мнение о том, что позиция России не способствовала разрешению конфликта, а лишь усугубляла его, поддерживая диктаторский режим Б.Асада. После решения президента России В.Путина о вводе войск в Сирию для борьбы с распространяющимся там терроризмом, многие государства стали открыто обвинять Российскую Федерацию в эскалации конфликта. Поэтому в своей работе я хотел бы доказать, что действия России были направлены именно на урегулирование конфликта в Сирии.
Объект данного исследования – внешняя политика России на Ближнем Востоке.
Предмет исследования – участие России в процессах урегулирования кризиса, вызванного гражданской войной в Сирийской Арабской Республике.
Цель исследования – выявить основные меры, предпринимаемые Россией для разрешения сирийского кризиса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить причины возникновения сирийского конфликта;
- Рассмотреть цели и возможности России в Сирии;
- Определить основные направления политики России в ближневосточном регионе;
- Выявить инициативы России, направленные на мирное урегулирование конфликта, в том числе дипломатические;
- Определить роль России в уничтожении химического оружия в Сирии;
Хронологические рамки исследования основываются на моменте начала сирийского конфликта, то есть фактически с начала гражданской войны в 2011 г. По настоящее время.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Анализ литературы и высказываний должностных лиц государств для выявления позиций государства по развитию и перспективам разрешения конфликта;
- Наблюдение и обобщений материалов по данной проблеме;
- Метод прогнозирования позволил определить возможное развитие конфликта в Сирии.
Глава I Предпосылки сирийского конфликта
1.1 Причины возникновения сирийского конфликта
Сирийский конфликт обусловлен комплексом внутренних и внешних причин.
К внутренним относится межконфессиональное противоречие - в правительственных кругах преобладали алавиты, исповедующие ислам шиитского толка, в то время как большинство населения Сирии являлись приверженцами суннитского течения в исламе. Поскольку на Ближнем Востоке влияние религиозных традиций на общественную жизнь очень высоко и сегодня, вышеописанное религиозное противоречие сыграло важную роль в усилении антиправительственных настроений в САР.
Еще одним внутренним фактором, повлиявшим на эскалацию конфликта, была курдская проблема. Сирийские власти неоднократно ущемляли права курдов, что привело к возникновению и активному распространению националистических настроений среди этого этнического меньшинства[1].
Кроме того, к внутренним причинам сирийского кризиса относится напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сложившаяся вследствие политики баасистского режима. В Сирии фактически образовалось полицейское государство, мало соответствовавшее демократическим идеалам, как и другие страны, где активно поддерживались ценности Арабской весны.
Внешние причины кризиса складываются из вмешательства в конфликт внешних региональных игроков. Гражданская война в Сирии переросла в масштабный региональный кризис. Поскольку Сирийская Арабская Республика относится к странам "шиитского полумесяца" Иран и Саудовская Аравия не могли оставить без внимания возникшую в Сирии политическую нестабильность. В своем стремлении к региональному лидерству и по совместительству ослаблению позиций Ирана Саудовская Аравия наряду с другими монархиями Персидского залива внесла свой вклад в дестабилизацию политической обстановки в Сирии, финансируя оппозицию и способствуя возникновению антиправительственных вооруженных формирований на территории ближайшего союзника Тегерана.
Также, «в эскалацию конфликта вмешалась и Турция: курдский фактор в значительной степени затрагивает её национальные интересы, поскольку большое число представителей этого народа проживает и на турецкой территории. Анкара является одним из наиболее непримиримых противников Асада, турецко-сирийская граница является основным путем снабжения умеренной оппозиции, а демпинговая контрабанда нефти через турецкую территорию - важный источник финансирования ИГ (у него есть несколько вариантов названий: ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). С июля 2015 г. турки приступили к собственной воздушной кампании в Сирии под лозунгами борьбы с терроризмом. Они наносили удары в основном не по исламистам, а по отрядам курдских ополченцев»[2].
В ходе развития конфликта сирийской оппозиции, ведущей боевые действия против правительства Б. Асада, не удалось сохранить единство. Повстанцы, объединившиеся под эгидой Сирийского национального совета в 2011 году, впоследствии присоединились к более масштабной организации - Национальной коалиции оппозиции и революционных сил. Однако союз СНС и НКОРС просуществовал лишь до начала 2014 года, после чего данные организации вновь разделились из-за разногласий касательно мирных переговоров с правительством Асада.
Кроме того, было создано еще одно оппозиционно настроенное формирование - Сирийская свободная армия. Повстанцы, входившие в эту организацию, настроены более радикально и нацелены на вооруженное противостояние.
Также в рядах сирийской оппозиции сражаются курды, преследующие цель создания автономного государства по этническому признаку - Курдистана. Таким образом, можно сделать вывод о высокой степени разрозненности и децентрализованности сирийский оппозиции.