Введение
Глава 1. Характеристика Каспийского региона
1.1 География Каспийского региона и транспортные потоки
1.2 Основные направления трубопроводов
Глава 2. Политика США в Каспийском регионе
2.1 Цели США в Каспийском регионе
2.2 Круг интересов США в Каспийском регионе
Глава 3. Перспективы влияния США на Каспийский регион
3.1 Современное отношение США к геополитике в Каспийском регионе
3.2 Позиция США по отношению к странам Каспийского региона
Заключение
Список литературы
В настоящее время Каспийский регион переживает один из наиболее противоречивых и сложных этапов в своей истории, так как значительно возросло влияние энергетического фактора на международные отношения. Рост значения энергоресурсов в мировой политике объясняется, прежде всего, прогнозируемой нехваткой этих ресурсов уже в скором будущем. Поэтому контроль над нефтегазовыми регионами фактически дает возможность маневрировать ресурсами и становится ключевым фактором, политического и экономического влияния во всем мире. Большое значение имеет высокая прибыльность нефтяного бизнеса. Таким образом, с распадом Советского Союза и появлением на международной арене целого ряда независимых государств значительно расширилась география нефтяных интересов ведущих стран мира, охватив страны Кавказа и Центральной Азии.
Последние события в мировой политике показывают, что интерес к этому вопросу растет с каждым днем, являясь причиной крупных внешнеполитических решений. В связи с этим необходимо переосмысление и оценка ситуации, складывающейся в Каспийском регионе. Имеет несомненную актуальность научный анализ современного взаимодействия России не только с прикаспийскими государствами, но и с США, как с одним из главных действующих лиц в рассматриваемом регионе.
Кавказ и Центральная Азия являются зоной жизненных интересов России и её традиционного исторического присутствия. Поэтому стремление западных стран и США экономически закрепиться в этом регионе затрагивает национальную безопасность России. В связи с этим особое значение приобретает анализ проникновения и влияния западных стран, а в особенности США, в Каспийский бассейн в 90-е годы XX века. Очень важно для понимания проблемы изучить причины, ход, и особенно, экономические и политические последствия проникновения США в регион в аспекте стратегических интересов России и прикаспийских государств. Вопрос контроля над сырьем и ресурсами является одним из самых важных в современных международных отношениях. США и Россия имеют свои модели действия и используют разные методы для достижения своих интересов.
Цель курсовой работы – изучить роль США в Каспийском регионе.
Задачи работы:
- Охарактеризовать Каспийский регион;
- Проанализировать политику США в Каспийском регионе;
- Изучить перспективы влияния США на Каспийский регион.
Глава 1. Характеристика Каспийского региона
1.1 География Каспийского региона и транспортные потоки
Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют 5,1 млрд т, доказанные запасы газа — 8 трлн м3.[1]Геополитическое положение Казахстана обуславливает его важнейшую роль в формировании структуры экономических процессов, происходящих в мировом и региональном пространствах. Здесь сходятся интересы крупнейших промышленно развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Китая, России, стран Европы с их огромными масштабами и ресурсами. Совокупность этих факторов, в свою очередь, оказывает влияние на необходимость ускоренного развития в пределах Казахстана сферы транспортных услуг, организации международного транзита.
Процессы интеграции в мировое экономическое сообщество неразрывно связаны с расширением торгово-экономических связей. Именно международная кооперация и разделение труда на основе взаимного обмена товарами и услугами являются основой этих связей. Прогнозы развития мировой экономики выделяют в качестве основной тенденцию опережающего роста международной торговли по сравнению с ростом объемов производства. Происходит постоянное увеличение масштабов международной торговли товарами и услугами.
Такие темпы роста международной торговли требуют качественного пересмотра транспортной поддержки. Все более осознается тот факт, что развитие транспорта является первым и необходимым условием дальнейшего ускоренного экономического развития. Ведь вместе с созданием эффективной транспортной системы появляется возможность углубления, расширения товарного обмена и территориального разделения труда. Более того, в условиях экономической глобализации транспорт выступает важнейшим рычагом интеграционных процессов в рамках мирового сообщества и создает предпосылки для объединения государств в единое экономическое пространство. То есть возможность реализации торгового потенциала стран, обеспечение экономического и социального развития государств в значительной степени определяются формированием и внедрением новых надежных систем и маршрутов транспортных сообщений, снижением себестоимости и ускорением перевозок.
Таким образом, учитывая мировые тенденции развития, можно говорить о том, что будущие перспективы ряда стран, в том числе и Казахстана, во многом связаны с адаптацией национальной транспортной сети к потребностям транзитных грузопотоков, то есть зависят от степени решения проблем формирования полноценного транспортно-логистического потенциала. Возможности перспективного экономического развития страны в известной степени определяются формированием и внедрением новых надежных логистических систем и маршрутов транспортных сообщений, оптимизацией тарифообразования и повышением скорости перемещения грузопотоков в национальной транспортной системе, а также в смежных транспортных системах.[2]
В то же время при оценке транспортного потенциала необходимо объективно оценивать внешние и внутренние возможности, в том числе геопотенциал территории, направления развития маршрутов транспортировки и транспортной инфраструктуры в соответствии с тенденциями развития глобальных и региональных производственно-потребительских взаимосвязей и характеристик грузопотоков.
В основу современной концепции развития транзитного потенциала Казахстана положены три основных направления: северная ось (соединит северные и северо-восточные регионы страны с каспийским побережьем, с выходом в Россию и далее в Европу), южная (свяжет южные области страны с центрально-азиатскими республиками, с выходом в Иран) и центральная, которая свяжет два предыдущих направления в единую транспортно-логистическую сеть. В долгосрочном периоде планируется развивать экономический потенциал Казахстана на протяжении этих осей в виде полюсов роста и «обволакивающих» их хозяйственных систем. Следовательно, необходимо учитывать и вышеозначенные факторы, а также оценивать в целом источники и возможности развития конкурентоспособности экономики Казахстана с точки зрения использования положительных моментов транзитного потенциала.
В настоящее время существует целый ряд проблем, усложняющих развитие транспортно-логистического потенциала региона. Основной является активная конкуренция со стороны альтернативных транспортных коридоров и маршрутов, так как казахстанские маршруты, являясь относительно новыми, уступают традиционным по уровню инфраструктурного развития. Проблема усложняется и углубляющимися противоречиями соседних стран в отношении своего и общерегионального развития, а также влиянием третьих сил на стабильность региона. Решение этой задачи определяет жизненность трансевроазиатских маршрутов, привлечение к ним внимания владельцев, перевозчиков, получателей грузов. Кроме того, уровень развития транспортной инфраструктуры уже существующих коридоров а также планируемых не отвечает современным требованиям, достаточно сильно отстает разработка нормативно-правовой базы сквозных, в том числе мультимодальных перевозок. Это негативным образом влияет на транспортно-логистический потенциал не только Казахстана, но и Евразии в целом, следовательно, совместное с соседями по региону решение этих вопросов будет способствовать более гармоничному экономическому развитию. Кроме того, объективная оценка объема, источников и направлений концентрации и распределения грузопотоков с учетом конкурирующих маршрутов и направлений транспортировки позволит более эффективно планировать ресурсное обеспечение развития транспортной инфраструктуры и сервиса.